Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Правила поведения при аварии на воздушном транспорте. Правила поведения при транспортных авариях

Содержание воздушный транспорт; аэропорт; аварии самолётов; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; разгерметизация салона; кислородная маска; резкое торможение; вынужденная посадка; пожар в самолёте; вопросы по теме; список литературы.

Аэропорт В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты.

Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими.

Основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён.

Разгерметизация салона Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта.

Кислородная маска Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску.

Резкое торможение При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову.

Вынужденная посадка выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров.

Пожар в самолёте При пожаре в самолёте необходимо: защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; не брать с собой ручную кладь; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве.

СПБ ГУЗ «Детский санаторий –Реабилитационный центр «Детские Дюны»

Конспект урока основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе по теме « Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Подготовил и провел учитель

ОБЖ Парыгин В.И.

Тема «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Цель: Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности на воздушном транспорте, сформировать навыки поведения в случае возникновения аварийной ситуации на воздушно транспорте.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания используемых понятий, умения по теме. Изучить правила безопасного поведения на воздушном транспорте.

Развивающие: развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению на воздушном транспорте.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по поведению на воздушно транспорте.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: вертолет, самолет, аэропорт, стюардесса (стюард), пилот, взлет, посадка, инструктаж, ремень безопасности, кислородная маска, разгерметизация.

Оборудование и материалы

Мультимедийная презентация по теме: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»; видео – фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих на воздушном транспорте; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»; рабочая тетрадь;

Формы работы на уроке: работа с доской, работа с книгой.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания, степени усвоения материала.

    Объяснение нового материала.

    Первичная проверка и закрепление знаний.

    Физкультминутка.

    Проверочный этап (игра)

    Подведение итогов урока.

На доске посередине – число, тема урока: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Ход урока:

Организационный момент.

Речевая зарядка: показ слайдов и работа со словарем по теме «Транспорт, виды транспорта», «Водный транспорт» (1-4 слайд).

Вводное слово учителя:

Есть еще один вид транспорта, который мы с вами не изучали – воздушный транспорт. Какой вы знаете воздушный транспорт (Самолет , Вертолет) (Слайд 5, 6).

Сегодня тема нашего урока (пишу на доске) «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Запишите число, тему урока.

Место, где стоят самолеты, вертолеты называется аэродром , а место, куда приходят пассажиры, для того, чтоб сесть в самолет и улететь называется аэропорт .

В аэропорт вы приходите вместе со взрослыми, предъявляете билет (вопрос детям: что еще?) паспорт, сдаете тяжелые сумки в багаж и проходите через контроль в самолет. На борту вас встречает (кто) стюардесса (стюард), которая показывает вам ваше место, и вы ждете команды (кого) пилота для (чего) взлета. Когда самолет поднимается в небо - это называется взлет , а когда садится на землю-это посадка . Стюардесса проводит инструктаж. Во время взлета вам предлагают соки, воду, завтрак, обед. На борту самолета вы можете поесть, поспать, почитать, посмотреть фильм, воспользоваться туалетом. Запрещено курить, громко разговаривать, смеяться, вы будете мешать другим пассажирам. Аварии самолетов чаще всего случаются в момент взлета или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов находятся в зоне риска.

Любому пассажиру необходимо знать основные правила безопасности, как на земле, так и на борту авиалайнера. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Одна и опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона, то есть нарушение его непроницаемости для газов. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку (упражнения для глаз).

А сейчас мы рассмотрим ситуацию, когда на борту самолета возник пожар (просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте откроем учебник на странице 73 и запишем в тетрадь правила поведения при пожаре в самолете.

Закрепление нового материала.

Давайте поиграем!

На столе лежат карточки с заданиями, каждый из вас выберет карточку и выполнит задание, которое там написано.

Задания:

1.Изобразите работу стюарда на борту авиалайнера (зачем нужен инструктаж);

2.Разгерметизация в салоне, покажите, как правильно надевать кислородную маску;

3.Аварийная посадка самолета, пристегните ремень безопасности (подложите подушку);

4.Подставить картинки к словам на доске;

5.Повтори правила поведения при пожаре в самолете.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

На уроке я узнал (а), что….

Урок мне понравился (не понравился), потому что….

Сообщение оценок и домашнего задания.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Чем более подготовлен человек к самоспасению в условиях летных происшествий, тем они выше. Примером тому может служить катастрофа, случившаяся в 1974 году с самолетом "В 707" в самоанском аэропорту Паю. Из 102 пассажиров остались в живых только пятеро. Единственное, что здесь можно посоветовать, - это четко выполнять указания экипажа. Застегнуть ремни, причем отрегулировать их под свои габариты, чтобы они не болтались на теле и были как можно ниже, желательно почти на бедрах Положить скрещенные руки на спинку находящегося перед вами кресла, наклонить, прижать к ним голову, ноги вытянуть и упереться ими в пол или переднее кресло. При другой рекомендуемой на случай аварии позе, которая мне представляется более убедительной, следует сцепить руки локтями с рядом сидящими пассажирами, ладонями защитить голову (или, закрыв ими голову, упереть локти в спинку переднего сиденья), на колени и под живот положить сложенное одеяло, пальто, сумку с мягкими вещами, чтобы создать максимально объемный мягкий буфер, наклониться, жестко прижать подбородок к груди и упереться коленями в спинку переднего кресла! От очков, сережек, брошек, авторучек, ключей и т. п. карманной мелочи лучше избавиться, чтобы впоследствии медикам не пришлось вырезать и выковыривать их из вашего тела. Опасны шарфы, платки, галстуки, цепочки и шнурки на шее, которые, зацепившись за случайный выступ, могут задушить вас. В момент удара надо максимально напрячь все мышцы, особенно в направлении вперед и вниз, откуда, вероятнее всего, последует толчок. ! До полной остановки самолета ни в коем случае не покидайте кресло и не расстегивайте ремни. После первого удара могут последовать второй и третий, более сокрушительные.

Покидать самолет следует как через основные, так и через аварийные люки. Люки эти расположены, как правило, в каждом салоне. К сожалению, опыт аварий показывает, что пассажиры стремятся покинуть самолет тем же путем, которым в него попали. И погибают в образовавшихся у входов пробках. Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между ними дном. Одним концом трап закрепляется в самолете, другим - упирается в землю. Пассажиры садятся (при быстрой эвакуации прыгают) на пол и съезжают по нему вниз Увидеть аварийные люки и понять, как они работают, надо до начала полета. Большинство люков открывается поворотом ручки вниз, после чего дверь оттягивается внутрь салона и сдвигается в Чтобы не повредить резиновые поверхности трапа, перед посадкой на него женщинам необходимо снять обувь на высоких каблуках. Не следует держаться руками за боковой окантованный шнур (чтобы не получить ожогов) и за держиваться внизу у трапа, мешая спуску других пассажиров. На случай посадки на воду в аварийном комплекте каждого самолета имеются коллективные и индивидуальные спассредства - спасательные плоты и спасательные жилеты. Спасжилеты хранятся в сиденье самолетных кресел, снизу.

ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его ДЕКОМПРЕССИЯ герметичности. Аварии на высоте свыше семи тысяч метров нередко сопровождаются декомпрессией. Вначале пассажиры слышат оглушительный рев, характерный для массированной утечки из салона воздуха. Окружающее пространство наполняется пылью и туманом, отчего резко падает видимость. Отдельные незакрепленные предметы и вещи могут летать по салону. Из легких очень быстро вытягивается весь находящийся там воздух, удержать который силовыми методами невозможно, как ни напрягай грудную клетку. Одновременно перегружаются барабанные перепонки, что сопровождается болью и шумом в ушах, кишечнике, где расширяются внутренние газы, вызывая резкие боли. Уже через несколько секунд человек теряет сознание от удушья. ! Единственная возможность не потерять сознание при разгерметизации самолета - это мгновенно воспользоваться кислородной маской, которая обычно хранится в спинке расположенного впереди кресла, надев ее на лицо. Именно надев, а не прижав ко рту - достаточно на малое мгновение потерять сознание, что может случиться и при кислородной подпитке, чтобы она выпала из ослабевшей руки.

До момента, пока вы не надели маску, пытаться оказывать помощь другим людям нельзя! Даже если это ваша любимая или ваш ребенок. Как ни кощунственно это прозвучит, но первая забота должна быть о своем здоровье. Что толку, если вы вначале броситесь к ним и погибнете раньше, чем сможете помочь. Вначале спасайте себя, тогда, сохраняя сознание и дееспособность, вы сможете помочь и другим. Сразу после закрепления маски застегните ремни. Первое, что сделает экипаж, - это направит потерявший герметичность самолет вниз, отчего вас может выбросить из кресла. Наиболее безопасные места в авариях, связанных с вынужденными посадками, расположены ближе к задней части фюзеляжа, но не в самом хвосте. При взрыве и развале самолета в воздухе безопасных мест, естественно, нет. Все эти места падают с одинаковой высоты и одинаковым ускорением. И тем не менее даже в такой безнадежной ситуации, как свободное падение с высоты в несколько километров, люди умудряются выживать! История авиации знает поистине удивительные случаи.

Облегченные по понятным причинам топливные баки и десятки тонн заключенной в них горючки мало! Быстро избавиться от горючей и плавящейся под воздействием огня синтетической одежды. способствуют противопожарной безопасности. Недаром каждая пятая авиационная авария сопровождается Например, женщинам от колготок. А вот верхнюю одежду из плохо горящих естественных материалов, наоборот, последующим пожаром. И именно поэтому так важно выполнять летные инструкции, категорически надеть, чтобы защититься от жара пламени. С той же целью и для защиты ног от возможных осколков надеть запрещающие провоз в самолетах легковоспламеняющихся горючих и взрывчатых веществ. обувь. Обязательно - негорючие головные уборы. Если есть - набросить сверху плед или одеяло. Воздушные противопожарные нормативы более жесткие, чем наземные. Оно и понятно - в салоне горящего Не возбраняются попытки тушения пожара с помощью бортовых противопожарных средств (о местоположении на высоте 10 тысяч метров самолета стоп кран не дернешь и в окно не выпрыгнешь. Кроме того, которых лучше узнать заранее). дополнительным провокатором возгорании здесь служит вызванное высотой разрежение атмосферы, значительно усиливающее испарение летучих жидкостей. ! Следует защитить дыхательные пути от дыма смоченными в воде, молоке, соке, моче тряпками. При сильной задымленности передвигаться лучше на четвереньках у самого пола. Если проход блокирован, ползите поверх На земле таких проблем не знают. В этой ситуации достаточно микротрещины в емкости, где хранится опущенных спинок самолетных кресел. Нельзя открывать запасные люки, если за ними виден дым и огонь. горючее вещество, или плохо притертой пробки плюс микроискры, чтобы раздался взрыв. Мне кажется, перечисленных причин хватит для изучения и соблюдения противопожарных инструкций.

После вынужденной посадки оставшимся в живых пассажирам следует исполнять указания экипажа, который обучен действиям в подобных экстремальных условиях. ! Но еще до того, не дожидаясь отдельного приглашения, надо: отбежать от совершившего аварийную! посадку самолета, чтобы не попасть под возможный взрыв, лечь на землю за какое нибудь препятствие и закрыть голову руками. И не вставать до команды экипажа. Или до тех пор, пока самолет не остынет и не испарится разлитое по земле горючее. После этого пассажиры, если не последует другая команда, должны собраться вместе, отнести на безопасное расстояние от потерпевшего аварию самолета раненых и оказать им первую медицинскую помощь (вначале людям с сильными артериальными и венозными кровотечениями и забитыми посторонними предметами дыхательными путями, потом - с переломами, ранами и др. повреждениями); отделить от основной массы людей погибших; осмотреть обломки самолета и окружающую местность с целью поиска полезных для выживания предметов; соорудить временное, защищающее от ветра и осадков убежище. Это первоочередные действия, до завершения которых прочими заниматься нецелесообразно. Это уже потом можно проанализировать место, где вы находитесь, на предмет топографических опасностей и удобства пребывания и попробовать отыскать более безопасное. ! Ни в коем случае не уходите от обломков самолета далеко, если это не вызвано реальной необходимостью. Первое, что сделают спасатели, - это пройдут по нитке маршрута пропавшего авиалайнера. Его они благодаря разбросанным, хорошо различимым с воздуха обломкам и повреждению естественного вида местности отыщут быстро, а вот вас, если вы ушли в дальние леса и разбрелись по двое, по трое во все стороны, придется еще пособирать.

Всякий поиск удобных для выживания мест должен производиться только в дневное время и только парами или тройками. Одиночное хождение недопустимо! Пока разведчики ведут поиск, все остальные должны максимально утеплиться и разжечь костер. Огонь, кроме тепла, важен как фактор моральной поддержки. Вид огня всегда успокаивает и вселяет надежду. Кроме того, костер облегчает поиск места катастрофы, так как виден с воздуха за десять и более километров! При распределении обязанностей и работ следует учитывать, что наибольшего внимания к себе требуют раненые и травмированные люди. Дети при кажущейся их незащищенности физически очень выносливы (вспомните дошколят, которые в лютый мороз с хохотом напихивают другу за шиворот снег и после этого умудряются не заболеть! Да взрослый бы на их месте умер!), но слабы духом, поэтому им нужна поддержка. Старики, напротив, слабы физически, но это с лихвой компенсируется их жизненным опытом и моральной выносливостью. Женщины - это просто таки образчик выносливости и долготерпения, но им важно участие в их судьбе сильного пола, а главное - рациональное руководство. В ситуациях, когда погиб экипаж самолета, важно, чтобы из среды растерявшихся пассажиров выделился лидер. Он должен внушать доверие всем своим видом и поведением, отдавать приказы без нотки сомнения в голосе, пусть даже не знает, что делать в следующую минуту.

Сев в самолет, НАДО: # изучить памятки, прослушать инструкции экипажа; # застегнуть ремень, подогнав его под фигуру; # при разгерметизации самолета - немедленно надеть кислородную маску, помочь это сделать соседям; # при аварийной посадке снять сережки, очки и выбросить прочие острые и бьющиеся предметы; # принять позу безопасности - голову склонить, локтями и коленями упереться в переднее кресло, под живот и грудь уложить мягкие вещи; # при давке на выходе - воспользоваться запасным выходом. НЕЛЬЗЯ: # загромождать верхние полки тяжелыми вещами; # расстегивать ремни, вставать до команды; # помогать другим до надевания кислородной маски; # поддаваться панике.

А ты знаешь как действовать Спасибо за внимание! при авиакатастрофе? автор презентации: Попкова Вера 1 «И» .

Самым опасным месяцем для авиаперелетов является сентябрь. К такому выводу пришло интернет-издание PlaneCrashInfo.com после анализа данных об авиакатастрофах, произошедших в период с 1950 по 2013 год. Более 15% ежегодных крушений приходится на сентябрь. На май приходится наименьшая доля ежегодных авиакатастроф - около 6%. Самыми рискованными днями для воздушных путешествий являются 12 и 29 августа, 3 и 11 сентября, 2 октября, 23 ноября, 7, 8, 21 и 22 декабря. 22 декабря в разные годы произошло больше катастроф, чем в другие дни - 17.

Большинство экспертов сходятся в том, что безопасного места в самолете не существует. Однако исследование, проведенное одним из американских журналов, показало, что это не так. В рамках исследования анализировалась статистика аварий американских пассажирских лайнеров за период с 2001 по 2013 год. В общей сложности, за это время произошло 25 авиакатастроф. Как оказалось, наиболее безопасно сидеть в хвостовой части самолета - для пассажиров, которые находятся ближе к хвосту, шансы на выживание при крушении на 40% выше, чем для тех, кто сидит в первых рядах передней части салона.

Подсчет уровней безопасности различных мест в самолете показал, что для пассажиров в задней части шанс выжить составляет 69%. Для тех, чьи кресла находятся на линии крыльев - 56%. Более всего рискуют пассажиры бизнес- класса, который традиционно располагается в передней части салона, сразу за кабиной пилотов - их шанс оценивается в 49%.

По оценкам Международной Ассоциации Авиатранспорта, в большинстве случаев главной причиной катастрофы являются ошибки пилотов (в том числе, вынужденные - например, из-за влияния неблагоприятных погодных условий) - летчики виновны в 53% аварий. В 20% случаев катастрофы происходили из-за механических неполадок, в 11% - из-за воздействия погоды (в том числе, ураганов, туманов, ударов молний и пр.), в 8% - из-за актов саботажа (терроризм, нападение на пилота и пр.).

По данным компании Boeing, наиболее опасным этапом полета является посадка. 45% аварий происходит в момент приземления, еще 13% - во время захода на посадку. 12% аварий приходится на момент взлета, 13% - набора высоты, 6% - на время основного полета, 5% - на период подготовки к взлету, загрузки багажа и грузов, посадки пассажиров и пр.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, у России и у других бывших советских республик самые плохие показатели безопасности на воздушном транспорте.

В рейтинге аварийности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который учитывает безвозвратно потерянные в катастрофах самолеты и вертолеты западного производства, СНГ, включая Россию, находится на незавидном первом месте, обогнав страны Азии, Африки и Латинский Америки.

Так, в СНГ гибнет 5 самолетов на миллион полетов, в Африке – только 3,5. В Северной Азии, Европе и Северной Америке – менее 0,5 самолета на тот же миллион полетов. Так, по данным IATA в 2010 году одна серьезная авария приходится на 1,6 миллионов рейсов. Всего в 2010 году в них погибло 786 человек.

При этом самыми безопасными были признаны авиалинии в Северной Америке, где коэффициент несчастных случаев составил лишь 0,1. В Европе этот показатель равняется 0,45, в Японии - 0,34.

Евросоюз ведет список авиакомпаний, имеющих в своем парке опасные самолеты. В нем 17 российских авиакомпаний.

Это связывают с тем, что за рыночные годы сильно упало качество технического обслуживания. Эксперты указывают, что обнаружение неисправностей перед самым полетом стало обыденностью. До сих пор ремонт отечественных воздушных судов часто ведется за счет разукомплектации части авиапарка, стоящего на приколе. До недавнего времени не прекращались скандалы с торговлей поддельными запчастями.

Летчики стали чаще летать, но уровень из подготовки по-прежнему недостаточен. Для подготовки пилота нужно сжечь тонны горючего, и не всякая авиакомпания на это пойдет. Авиаперевозчики предпочитают переманивать пилотов у конкурентов, а не вкладываться в воспитание своих. В результате средняя зарплата растет, а качество летного состава выше не становится.

Сегодня в российской авиации происходит процесс постепенной деградации. Чиновники стремятся сократить число авиакомпаний, надеясь, что это повысит безопасность полетов. В результате начала сокращаться вся сфера авиатранспорта. Закрылись аэропорты в отдаленных территориях.

Ежегодно публикуется перечень наиболее безопасных авиакомпаний мира. По итогам 2013 года в первую десятку лучших вошли:

10. BRITISH AIRWAYS

9. VIRGIN AUSTRALIA

8. HAINAN AIRLINES (Китай)

6. EVA AIR (Китай)

5. ETIHAD AIRWAYS (ОАЭ)

4. EMIRATES (ОАЭ)

3. CATHAY PACIFIC AIRWAYS (Гонконг)

2. AIR NEW ZEALAND. Единственное происшествие с самолетом перевозчика произошло в 1979 году.

1. FINNAIR. На самолетах самой безопасной в мире авиакомпании не происходило происшествий в течение последних 49 лет.

По подсчетам Министерства Транспорта США, риск погибнуть во время полета на авиалайнере оценивается как 1 к 52.6 млн. Риск гибели для пассажиров меньших самолетов, совершающих короткие перелеты, заметно выше – 1 к 581.4 тыс. Для пассажиров небольших самолетов (спортивных, аэротакси и т.п.) - еще выше - приблизительно 1 к 164 тыс.

По данным исследования, проведенного Массачусетским Технологическим Институтом, риск пассажира погибнуть в авиакатастрофе на внутренних авиалиниях индустриально развитых стран составляет 1к 8 млн. В развивающихся странах на внутренних рейсах эта вероятность повышается до 1 шанса к 500 тыс. Риск гибели пассажира во время международных перелетов между индустриально развитыми странами составляет 1 на 5 млн. Международные авиарейсы между развивающимися и развитыми странами мира более опасны - 1 к 600 тыс. На авиарейсах, совершаемых между развивающимися странами, риск наиболее высок - 1к 400 тыс.

По данным МЧС РФ, в России ежегодно в среднем происходит около 60 катастроф воздушного транспорта. Авиационные катастрофы возникают чаще при посадке, чем при взлете. Причиной их являются субъективный (человеческий) фактор, а также исправность техники. К человеческому фактору относятся усталость экипажа, потеря ориентации, просчеты при посадке и ряд других причин. В отличие от водителей автотранспортных средств летчики проходят психофизиологический отбор, и этот фактор имеет меньшее значение, чем при катастрофах на автотранспорте.

Технические неисправности самолетов и вертолетов при авариях последних лет в силу их изношенности стали играть большую роль, чем человеческий фактор. К техническим неисправностям можно отнести существенное снижение характеристик надежности, ухудшение качества технического обслуживания и ремонта.

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае аварии на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

Для снижения потерь при авиакатастрофах необходима минимальная подготовка пассажира к полету.

Во-первых, нужно пользоваться ремнями безопасности, в период подъема и посадки. Во-вторых, знать расположение аварийных выходов из салона. В-третьих, в период аварии необходимо принять безопасную позу, согнуться и плотно сцепить руки под коленями, голову положить на колени, а если это не получается наклониться как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинуть их как можно дальше, но не под переднее кресло, которое нужно положить скрещенные руки, а к ним прижать голову, вытянуть ноги и упереться. Обе позы принимают при пристегнутом ремне. При разрушении кабины на высоте и выходе воздуха из салона развивается декомпрессия, которая сопровождается оглушительным ревом (уходит воздух). Салон наполняется пылью и влагой (туманом), резко снижается видимость, из легких выходить воздух, появляются боли в кишечнике из-за вспучивания газа. В этих случаях необходимо надеть кислородную маску. Экипаж самолета при декомпрессии снижает высоту полета до 3000 м, где содержание кислорода в атмосфере близко к норме.

В случае декомпрессии, не дожидаясь команды, немедленно:

· Наденьте кислородную маску.

· Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребёнок. Если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажитесь без кислорода.

· Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При экстренном покидании воздушного судна через двери на одного пассажира в среднем затрачивается одна секунда. Кроме того, из воздушного судна необходимо вынести продовольствие, воду, медикаменты и аварийную радиостанцию. Капитан воздушного судна должен проверить, не осталось ил в воздушном судне кого-либо их пассажиров или членов экипажа, и покинуть его последним.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2-3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации ; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола - 50 0 С, а на высоте 1,5 м от пола - 250 0 С.

При авариях на воздушном транспорте до 80% пассажиров погибает. При этом 60-80% пораженных, оставшихся в живых, получают ЧМТ, 60% - шок, 70% - разрыв внутренних органов, 60% - травмы конечностей.


Похожая информация.


Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать , есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями. Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия ( , резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
  • : захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.

На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: « . Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.

В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей. При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры. Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла. Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Загрузка...