Вязкие битумы различаются: БНД (битумы нефтяные дорожные) и БН (битумы нефтяные).
Вязкие нефтяные дорожные битумы вырабатывают пяти марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200; нефтяные (БН) - четырех марок: БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
Буквы БНД означают «битум нефтяной дорожный», цифры-дроби 40/60, 60/90 и т.д. указывают на допустимые для марки пределы показателей глубины проникания стандартной иглы при 25 °С, косвенно характеризующие вязкость битума. Битумы марок БНД отличаются хорошим сцеплением с каменными материалами и имеют достаточно высокую пластичность при отрицательных температурах, стойки к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы нормированы ГОСТ 22245-90.
Вязкие нефтяные дорожные битумы применяют для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге и т.п.
Свойства дорожного битума обусловлены особенностями его состава и структуры. Главными показателями этого материала является вязкость, пластичность и теплостойкость. Эти показатели взаимосвязаны. С увеличением содержания масел, повышением температуры и длительности воздействия нагрузок понижается вязкость и возрастает пластичность. Смолы обусловливают вяжущие свойства битумов и дегтей, придают им пластичность, увеличивают клеящую способность. Асфальтены в битумах и свободный углерод в дегтях повышают температуру размягчения и твердость.
Вязкие битумы относятся к той или иной марке на основании трех основных показателей: глубины проникания иглы, температуры размягчения и растяжимости. Глубина проникания иглы и растяжимость нормируются при двух температурах: 25 °С и О °С.
Показатели качества вязких дорожных битумов марки БНД
Наименование показателя | |||||
---|---|---|---|---|---|
при 25°С | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 |
при 0°С | 45 | 35 | 28 | 20 | |
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже: | 35 | 39 | 43 | 47 | 51 |
Растяжимость, см, не менее: | |||||
при 25°С | - | 65 | 60 | 50 | 40 |
при 0°С | 20 | 6 | 4,2 | 3,5 | - |
Температура хрупкости, °С, не выше: | -20 | -18 | -17 | -15 | -10 |
Температура вспышки, °С, не ниже: | 200 | 220 | 220 | 220 | 220 |
Сцепление с мрамором или песком | Выдерживает по контрольному образцу №2 | ||||
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более: | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 |
Индекс пенетрации: | +1 | - | -1 | -1 | -1 |
0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Битум БНД 200/300 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с холодным климатом,а также для приготовления теплых асфальтобетонных и битумоминеральных щебеночных гравийных смесей.
Битум БНД 130/200 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с умеренным климатом, для пропитки щебеночных покрытий в районах с холодным и умеренным климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с холодным климатом.
Битум БНД 60/90 применяется для пропитки дорожных щебеночных покрытий в районах с теплым климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с теплым климатом.
Битум БНД 40/60 применяется для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с летними температурами >30°C.
Показатели качества вязких дорожных битумов марки БН
Наименование показателя | ||||
---|---|---|---|---|
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм: | ||||
при 25°С: | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 |
при 0°С: | - | - | - | - |
Температура, °С: | ||||
размягчения, не ниже | 33 | 37 | 40 | 45 |
то же после прогрева, не выше: | - | - | - | - |
хрупкости, не выше: | 8 | 7 | 6 | 6 |
вспышки, не ниже: | 200 | 220 | 220 | 220 |
Растяжимость, см, не менее: | ||||
при 25°С: | - | 70 | 60 | 50 |
при 0°С: | - | - | - | - |
Испытание на сцепление с мрамором или песком: | выдерживает по контрольному образцу №2
|
|||
Содержание водорастворимых соединений, %, не более: | - | - | - | - |
Индекс пенетрации: | +1 | - | -1,5 | -1,5 |
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ
Технические условия
ГОСТ
22245-90
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.01.91
Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Обязательные требования к качеству нефтяных дорожных вязких битумов изложены в пункте 5 таблицы 1.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.
1.2. Характеристики
1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Область применения битумов в дорожном строительстве - в соответствии с приложением 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Норма для битума марки |
Метод испытания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКП 02 |
ОКП 02 |
ОКП 02 5612 0113 |
ОКП 02 5612 0112 |
ОКП 02 5612 0111 |
ОКП 02 |
ОКП 02 |
ОКП 02 5612 0203 |
ОКП 02 5612 0202 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
при 0 °С, не менее |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Растяжимость, см, не менее |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Температура хрупкости, °С, не выше |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более |
1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 - в соответствии с ГОСТ 12.1.005 . Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014-84 . 1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. № 1) . 1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007 . 1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. 1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. 1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струёй. 1.3. Требования охраны природы 1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума. 1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига. 2. ПРИЕМКА2.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве. 2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 2.4. Растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки - не реже одного раза в месяц. 2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд. 3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ3.1. Пробы вязких дорожных битумов - по ГОСТ 2517 . Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 0,5 кг. 3.2. Температуру хрупкости битумов марокБН допускается определять по номограмме (приложение 3). 3.3. Изменение температуры размягчения после прогревавычисляют как разность температур размягчения, определенныхпо ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180 . 4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ4.1. Маркировка, транспортирование и хранение битумов -по ГОСТ 1510 . 4.2. Вязкие дорожные битумы относятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433-88 (подкласс 9.1, категория 9.13, классификационный шифр 9133). (Введен дополнительно, Изм. № 1). 5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. Технологией производства гарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу № 2 по ГОСТ 11508-74 методом А. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2. Гарантийный срок хранения битумов - один год со дня изготовления. ПРИЛОЖЕНИЕ 1ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БИТУМОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Таблица 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Таблица определения индекса пенетрации битума Таблица 3
Примечание . При промежуточных значениях глубины проникания иглы при 25 °С индекс пене-грации определяют интерполяцией или по формуле где П - глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм; Т - температура размягчения, °С. ПРИЛОЖЕНИЕ 3Обязательное Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных Температура хрупкости,°С Примечания: 1. Цифры на прямых - глубина проникания иглы при 25 °С. 2. При равном или большем 0,27, его значение необходимо брать с поправкой по графику (а). Например: По графику:(а) с поправкой 0,27. На оси ординат номограммы (б) отмечают значение с поправкой 0,27 и проводят линию, параллельную оси абсцисс до пересечения с линией, соответствующей. Из точки пересечения опускают перпендикуляр до пересечения сосью абсцисс, где и находят температуру хрупкости минус 19 °С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ В. В. Фрязинов , канд. техн. наук; И. И. Шерышева; С.Л.Александрова, канд. хим. наук; И, А. Чернобривенко, Т. П. Камалова; В. М. Юмашев, канд. техн. наук; И. А. Плотникова, канд. техн. наук; Л. М. Гохман, канд. техн. наук; Е. М. Гурарий, канд. техн. наук; А. Р. Давыдова, канд. техн. наук 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12.02.90 № 191 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 6. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94) 7. ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменением № 1, утвержденным в октябре 1995 г. (ИУС 9-96) |
___________________________________________________________________________
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ
Технические условия
ГОСТ
22245-90
ИПКИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
1996
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.01.91
Настоящий стандартраспространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качествевяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий.Обязательные требования к качеству нефтяных дорожных вязких битумов изложены впункте 5 .
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Вязкие нефтяныедорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти иселективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактовселективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных инеокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствиис требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту,утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остатокв качестве компонента сырья окисления.
1.2. Характеристики
1.2.1. В зависимости отглубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляютследующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Область применения битумов вдорожном строительстве - в соответствии с .
От -1,0 до +1,0
От -1,5 до + 1,0
8. (Исключен, Изм. № 1).
(Измененная редакция, Изм. №1).
1.2.2. По физико-химическимпоказателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в .
1.2.3. Требования безопасности
1.2.3.1. Вязкие дорожныенефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °Си минимальной температурой самовоспламенения 368 °С по ГОСТ 12.1.044-89 .
1.2.3.2. Предельнодопустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300мг/м 3 - в соответствии с ГОСТ12.1.005 . Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014-84 .
1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. № 1) .
1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и постепени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007 .
1.2.3.4. При работе сбитумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовымотраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
1.2.3.5. Помещение, вкотором производится работа с битумом, должно быть оборудованоприточно-вытяжной вентиляцией.
1.2.3.6. При загораниинебольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пеннымогнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струёй.
1.3. Требования охраны природы
1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды являетсягерметизация оборудования и предотвращение разливов битума.
1.3.2. Отходы производствабитума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.
2. ПРИЕМКА
2.1. Вязкие дорожныенефтяные битумы принимают партиями.
Партией считают любоеколичество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое однимдокументом о качестве.
2.2. Объем выборки - по ГОСТ2517.
2.3. При получениинеудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей понему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той жепартии.
Результаты повторных испытанийраспространяются на всю партию.
2.4. Растяжимость при 0 ° С и изменение температуры размягчения послепрогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней,температуру вспышки - не реже одного раза в месяц.
2.5. При получениинеудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводитиспытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до полученияположительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Пробы вязких дорожныхбитумов - по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должнабыть не менее 0,5 кг.
3.3 . Изменение температурыразмягчения после прогревавычисляюткак разность температур размягчения, определенныхпо ГОСТ 11506 до и послеиспытания на прогрев по ГОСТ 18180 .
4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Маркировка,транспортирование и хранение битумов -поГОСТ 1510.
4.2. Вязкие дорожные битумыотносятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433-88 (подкласс 9.1,категория 9.13, классификационный шифр 9133).
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
5.1. Изготовительгарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта присоблюдении условий транспортирования и хранения.
Технологией производствагарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу № 2по ГОСТ 11508-74 методом А.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2. Гарантийный срок хранениябитумов - один год со дня изготовления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БИТУМОВ ВДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Таблица 2
Дорожно-климатическая зона | Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года, °С | Марка битума. |
Не выше - 20 | БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
|
II и III | От - 10 до - 20 | БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
II , III, IV | От - 5 до - 10 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 |
IV и V | Не ниже + 5 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица определения индекса пенетрации битума
Таблица 3
Температура размягчения, | ||||||||||||||||||
Температура размягчения, ° С | Индекс пенетрации при глубине проникания иглы при 25 °С |
|||||||||||||||||
Температура размягчения, | Индекс пенетрации при глубине проникания иглы при 25 °С |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗРАБОТЧИКИ В. В. Фрязинов , канд. техн. наук; И. И.Шерышева; С.Л.Александрова, канд. хим. наук; И, А. Чернобривенко, Т. П. Камалова; В. М. Юмашев, канд. техн.наук; И. А. Плотникова, канд. техн.наук; Л. М. Гохман, канд. техн.наук; Е. М. Гурарий, канд. техн.наук; А. Р. Давыдова, канд. техн. наук 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственногокомитета СССР по стандартам от 12.02.90 № 191 3. ВЗАМЕН ГОСТ 22245-76 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Изменение № 1 Принято Межгосударственным Советом постандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 8 от 12.10.95)
6.Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета постандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94) 7. ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменением № 1, утвержденным в октябре 1995 г. (ИУС9-96) |
Назначение
БНД широко применяется в качестве вяжущего состава в дорожно-строительной отрасли, а также используется при ремонте автомобильных дорог.
Доставка:
- Самовывоз
- Нашей службой логистики
- Транспортной компанией
(по России и СНГ)
- Безналичным переводом
- На карту нашей компании
- Наличными
Характеристики
Производители классифицируют марки дорожных битумов по нескольким показателям:
- глубина проникания иглы;
- растяжимость;
- температура размягчения.
Существует две основные разновидности битумов: вязкие и жидкие. Их различия заключаются не только в свойствах и эксплуатационных характеристиках, но и в разных технологиях производства.
Обычно жидкие дорожные битумы используются для увеличения сроков эксплуатации дорог. Их составы образуются путем смешивания вязких основ с разжижителями в соответствующих пропорциях, предусмотренных ГОСТом. БНД такого типа содержат высокосернистые дистиллятные фракции.
Вязкие марки нефтяных битумов применяются при строительстве или ремонте дорожного полотна. Они воспламеняются при температурах свыше 368 °C.
Показатели качества вязких дорожных битумов марки БНД (ГОСТ 22245-90)
Наименование показателя | 200/300 | 130/200 | 90/130 | 60/90 | 40/60 |
---|---|---|---|---|---|
при 25°С | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 |
при 0°С | 45 | 35 | 28 | 20 | |
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже: | 35 | 39 | 43 | 47 | 51 |
Растяжимость, см, не менее: | |||||
при 25°С | - | 65 | 60 | 50 | 40 |
при 0°С | 20 | 6 | 4,2 | 3,5 | - |
Температура хрупкости, °С, не выше: | -20 | -18 | -17 | -15 | -10 |
Температура вспышки, °С, не ниже: | 200 | 220 | 220 | 220 | 220 |
Сцепление с мрамором или песком | Выдерживает по контрольному образцу №2 | ||||
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более: | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 |
Индекс пенетрации: | +1 | - | -1 | -1 | -1 |
0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Показатели качества вязких дорожных битумов марки БН (ГОСТ 6617-76)
Наименование показателя | 200/300 | 130/200 | 90/130 | 60/90 |
---|---|---|---|---|
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм: | ||||
при 25°С: | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 |
при 0°С: | - | - | - | - |
Температура, °С: | ||||
размягчения, не ниже | 33 | 37 | 40 | 45 |
то же после прогрева, не выше: | - | - | - | - |
хрупкости, не выше: | 8 | 7 | 6 | 6 |
вспышки, не ниже: | 200 | 220 | 220 | 220 |
Растяжимость, см, не менее: | ||||
при 25°С: | - | 70 | 60 | 50 |
при 0°С: | - | - | - | - |
Испытание на сцепление с мрамором или песком: | выдерживает по контрольному образцу №2 |
|||
Содержание водорастворимых соединений, %, не более: | - | - | - | - |
Индекс пенетрации: | +1 | - | -1,5 | -1,5 |
Дорожный битум от компании «ТрансГазРемонт»
Продажа БНД ведется партиями от 200 кг. Цена определяется характеристиками продукта и условиями поставщика. У нас вы также можете купить и другие строительные материалы для ремонта дорог.
Вся продукция поставляется с маркировкой и сопроводительными документами, отражающими основные характеристики товара.
Воспользуйтесь услугами доставки к строительному объекту.
Нефтяные дорожные битумы делятся на вязкие и жидкие . Вязкие битумы различаются: БНД (битумы нефтяные дорожные ) и БН (битумы нефтяные ).
Вырабатывают пяти марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200 ; битумы нефтяные (БН) — четырех марок:БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 (табл. 1).
Буквы БНД означают «битум нефтяной дорожный », цифры-дроби 40/60, 60/90 и т.д. указывают на допустимые для марки пределы показателей глубины проникания стандартной иглы при 25°С, косвенно характеризующие вязкость битума . Битумы марок БНД отличаются хорошим сцеплением с каменными материалами и имеют достаточно высокую пластичность при отрицательных температурах, стойки к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы нормированы ГОСТ 22245—90.
Вязкие нефтяные дорожные битумы применяют для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге и т.п.
Вязкие битумы относятся к той или иной марке на основании трех основных показателей: глубины проникания иглы, температуры размягчения и растяжимости. Глубина проникания иглы и растяжимость нормируются при двух температурах: 25 °С и 0 °С. По физико-механическим показателям вязкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
В табл. 2 показано определение индексов пенетрации битумов по глубине проникания иглы при 25 °С и температуре размягчения.
При промежуточных значениях глубины проникания иглы при 25 °С индекс пенетрации определяют интерполяцией или по формуле
И.П. = -10,
где А = (2,9031 - log П) / (Т - 25),
где П — глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм;
Т — температура размягчения, °С.
Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме (рис. 1).
Область применения битумов в дорожном строительстве должна соответствовать рекомендациям, приведенным в табл. 3.
Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с минимальной температурой воспламенения 368 °С. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны составляет 300 мг/м3.
По степени воздействия на организм, битумы являются малоопасными веществами и относятся к 4-му классу опасности.
При работе с битумом помещение должно быть оборудовано и должны применяться средства индивидуальной защиты. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем, развившийся пожар следует тушить пенной струей.
Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживаются сжиганием в печи дожига.
Рис. 1. Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных битумов марок БН
Примечания :
1) цифры на прямых — глубина проникания иглы при 25°С;
2) при П 0 / П 25 —, равном или большем 0,27, его значение необходимо брать с поправкой по графику (а).
Таблица 1. Технические требования к битумам нефтяным дорожным (БНД) и битумам нефтяным (БН)
№ п/п |
Наименование показателей |
БНД 200/300 |
БНД 130/200 |
БНД 90/130 |
БНД 60/90 |
БНД 40/60 |
БН 200/300 |
БН 130/300 |
БН 90/130 |
БН 60/90 |
Метод испытаний |
|||
Глубина проникания иглы, °С, не менее: |
по ГОСТ 11501 |
|||||||||||||
Температура размягчения по КиШ, °С, не ниже |
по ГОСТ 11506 |
|||||||||||||
Растяжимость, при 0 °С см, не ниже: |
по ГОСТ 11505 |
|||||||||||||
Температура хрупкости, °С, не выше |
по ГОСТ 11507 с допол. по п.3.2 |
|||||||||||||
Температура вспышки, °С, не ниже |
по ГОСТ 4333 |
|||||||||||||
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более |
по ГОСТ 18180, 11506, допол. по п.3.3 |
|||||||||||||
Индекс пенетрации |
от-1,0 до+1,0 |
от -1,5 до + 1,0 |
по прил. к ГОСТ 22245-90 |
|||||||||||
Массовая доля водорастворимых соединений, %, не более |
0,20 | 0,20 | 0,30 | 0,30 | 0,30 |
по ГОСТ 11510 |
Таблица 2. Таблица определения индексов пенетрации битума
Температура размягчения, °С |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
300 |
295 |
290 |
285 |
280 |
275 |
270 |
265 |
260 |
255 |
250 |
245 |
240 |
235 |
230 |
225 |
220 |
215 |
||||||||||||||||||||
Температура размягчения, °С |
Глубина проникания иглы при 25 °С |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
210 |
205 |
200 |
195 |
190 |
185 |
180 |
175 |
170 |
165 |
160 |
155 |
150 |
145 |
140 |
135 |
130 |
125 |
||||||||||||||||||||
Температура размягчения, °С |
Глубина проникания иглы при 25 °С |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 |
115 |
110 |
105 |
100 |
95 |
90 |
85 |
80 |
75 |
70 |
65 |
60 |
55 |
50 |
45 |
40 |
|||||||||||||||||||||
Таблица 3. Область применения битумов в дорожном строительстве
Дорожно-климатическая зона |
Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года, °С |
Марка битума |
не выше -20 |
БНД 90/130, БНД, 130/200,БНД 200/300 |
|
БНД 60/90, БНД 90/130,БНД 130/200, БНД 200/300 |
||
БНД 40/60, БНД 60/90,БНД 90/130, БНД 130/200,БН 90/130, БН 130/200,БН 200/300 |
||
не ниже +5 |
БНД 40/60, БНД 60/90,БНД 90/130, БН 60/90,БН 90/130 |
Гарантийный срок хранения битумов — один год со дня изготовления.
Важными показателями битумов марок БНД являются показатель сцепления и температура хрупкости. К сожалению, показатель сцепления, характеризующий адгезионные свойства битума к кислым и основным породам в существующем ГОСТе не нашел отражения, что безусловно является его недостатком.
Если имеющиеся битумы не удовлетворяют необходимым требованиям, следует подобрать состав битумных смесей из нефтяных битумов двух различных марок или смесей нефтяных битумов с природными. Чаще всего битумы улучшают добавлением модифицирующих добавок, типа ПАВ и т.п.
Улучшенные битумы и их смеси, свойства которых оптимизированы специальной химической обработкой и добавлением пластификаторов, применяют главным образом для устройства верхних слоев покрытий с целью обеспечения повышенной теплоустойчивости и динамической прочности.
До выхода в свет ГОСТ 22245—90 на битумы нефтяные дорожные вязкие требования к дорожным битумам нормировал ГОСТ 11954, который включал в себя требования на битумы марок БНД и БН.
Разработчики этого ГОСТ ориентировались при его составлении на окисленные битумы III структурного типа по классификации А.С. Колбановской. Этот тип битумов отличается промежуточными свойствами от битумов I и II типов , т.е. вбирает в себя как преимущества, так и недостатки битумов крайних структурных типов. Битумы марок БНД обладают более широкими интервалами пластичности по отношению к битумам марок БН, но имеют меньшую растяжимость.
В отношении остаточных битумов марок БН некоторые источники ставят под сомнение рекомендуемую их область применения и считают, что эти битумы должны быть исключены из существующего ГОСТ на вязкие дорожные битумы . Однако такая точка зрения вызывает очень веские возражения и несогласие, которые хорошо обоснованы Г.Н. Кирюхиным. Автор отмечает, что в большинстве развитых стран в дорожном строительстве остаточные битумы , которые относятся ко II структурному типу, широко применяются в дорожном строительстве. Эти битумы отличаются высокими показателями растяжимости, но при этом они характеризуются узкими интервалами пластичности (разностью между температурой размягчения и температурой хрупкости). В отечественных и зарубежных публикациях отмечается большая устойчивость битумов II структурного типа («золь») к старению по сравнению с битумами III типа («золь-гель») и тем более битумами I типа («гель») .