Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Как работает осаго по-новому? Все об осаго Как работает автострахование.

Эту аббревиатуру расшифровывают так: обязательное страхование автогражданской ответственности. ОСАГО же является формальным названием страхового плиса, тогда как в народе его чаще всего называют «автогражданкой».

Согласно букве закона, объектом автогражданки выступают имущественные интересы автовладельца. Эти интересы могут быть затронуты в тех случаях, когда посредством транспортного средства его обладатель нанес вред здоровью, жизни или имуществу другого лица.

Принцип ОСАГО работает примерно так: виновная сторона в обязательном порядке несет ответственность за произошедшее и должна компенсировать ущерб лицу, которое пострадало в результате ДТП.

Говоря более простым языком, если ты, как автовладелец, умышленно или же неумышленно нанес вред транспортному средству другого владельцы, человеку и его здоровью, любому другом имуществу, которое не принадлежит тебе, – ты в любом случае будешь нести ответственность за причиненный ущерб, и должен будешь компенсировать его.

Так, именно из денег, которые ты регулярно платишь за полис ОСАГО, этот ущерб и будет погашаться, причем не конкретно тобой, а твоей страховой фирмой.

Работа ОСАГО основывается на защите не только потерпевших в результате дорожного происшествия, но и автовладельцев, потому как этот полис непосредственно связан с риском их гражданкой ответственности.

Основная цель создания автогражданки – сведение к минимуму всевозможных ситуаций, когда пострадавшему не будет выплачиваться нанесенный вред. То есть, даже если в результате ДТП погибает виновник происшествия, то пострадавшая сторона в любом случае получит компенсационную выплату.

Так, если ты сам разбил кому-то машину, то и расходы на возмещении лягут на твои плечи. Но если же ты не виноват и сам стал заложником такой ситуации, когда въехали в твое транспортное средство, – то волноваться, что именно ты не получишь компенсационную выплату, не придется. В этом вся суть ОСАГО.

Разновидности автогражданки

Страховой договор об ОСАГО составляется по-разному. Так, все нюансы и тонкости напрямую зависят от пожеланий самого страхователя.

Согласно действующему законодательству, существует три основных вида автогражданки.

Один транспорт и неограниченное количество водителей

Так, страховой полис «закрепляется» к конкретному автомобилю, тогда как водители должны иметь при себе водительское удостоверение.

К подобному виду страхования, чаще всего, прибегают крупные корпорации и юридические лица, которые имеют в своей собственности транспортное средство, право пользования которым предоставляется всем работникам фирмы, конторы и т.п.

Также ОСАГО подобного рода широко применяется в больших семьях, где все члены семьи управляют одним и тем же транспортным средством.

Один водитель и неограниченное количество транспортных средств

Судя по названию этого вида ОСАГО, тут все предельно ясно: ты страхуешь свою автогражданскую ответственность, и можешь управлять неограниченным количеством машин. То есть, если в прошлом типе страховки ты и многие другие водители могли управлять одним и тем же ТС, то в этом случае страхование осуществляется сугубо конкретного водителя.

Из этого следует, что даже если ты виноват в аварийной ситуации на дорожном полотне, но при этом находишься за рулем незастрахованной машины, тебе все равно придется возмещать убытки пострадавшей в результате ДТП стороне.

Этот тип автогражданки имеет одну тонкость – с теле страхового договора прописывается, категорией каких автомобилей ты имеешь право управлять. Достоинство ОСАГО «один водитель и неограниченное количество ТС» заключается в том, что этот страховой договор распространяется на все виды местностей – как крупные, так и маленькие города. Этот вид полиса один из самых дорогостоящих, по этой причине им чаще всего пользуются юридические лица.

Также, он выгоден и для автострахования гражданской ответственности личных водителей, которые в силу особенностей своей работы вынуждены систематически менять автомобили. Однако, имея долголетний безаварийный стаж вождения, можно получить хорошую скидку и на этот вид страховки.

Одна машина – пять водителей


Про ТО и полис ОСАГО.

Именно этим типом страхования пользуется подавляющее количество автовладельцев, что напрямую связано как с удобством, так и со стоимостью договора.

Так, полис покрывает страховые обязательства по выплате компенсации только по одному ТС и только определенным лицам, личные данные которых указываются в теле страхового договора.

Вписать в полис можно не более пяти человек, но если же вы вписываете в него меньшее количество людей, то на стоимости это не отображается. Минус этого вида страховки: стоимость полиса рассчитывается на основании наименьшего водительского стажа среди тех лиц, которые вписаны в него.

То есть, если 4 водителя имею за своими плечами 15 лет безупречного стажа, а 1 – управляет машиной только 3 года, то и цена полиса будет считаться по этому, не совсем опытному водителю.

Преимущества автогражданки

Страховые договора подобного рода имеют большое значение не только для автовладельцев, но и для самих страховщиков, а также государства, потому как приносят им стабильный доход.

Преимуществ полисов ОСАГО немало, мы же хотим выделить только самые основные из них.

Доступная цена

В силу того, что этот вид страхования является обязательным, то чиновники просто не могли выставить чересчур высокие цены. И это логично, поскольку есть люди с хорошим достатком, а есть те, которые зарабатывают ниже среднего уровня.

И чтобы каждый автовладелец мог приобрести страховой полис ОСАГО, необходимо, чтобы его стоимость была доступной.

Стабильность страховых выплат

Пострадавшая в результате ДТП сторона в обязательном порядке претендует на возмещение ущерба, за исключением тех водителей, которые не застраховали свою автогражданскую ответственность.

Территориальная доступность

Каждый автовладелец может заключить договор подобного рода, находясь в любом уголке нашего государства.

Не важно, живете вы на Северном Полюсе или же в столице, у вас равные шансы на приобретение полиса ОСАГО (правда, на полюсе нужно будет еще поискать фирму, которая занимается подобной деятельностью).

Недостатки страхового договора ОСАГО


Что говорить, если вам отказывают в страховании.

К сожалению, каждая система автострахования имеет и свои недостатки.

Так, если ваше транспортное средство было повреждено в результате стихийного бедствия, кражи или прочих случаев, которые никоем образом не связаны с дорожным движением, то о возмещение ущерба речи быть не может.

Автогражданка имеет фиксированные размеры компенсационных выплат, а значит, она не совсем выгодна обладателям дорогих машин (в данной ситуации истребовать разницу между выплаченной компенсацией за ДТП и ее остатком можно через суд).

Еще один недостаток полисов ОСАГО – водителю, который виноват в ДТП, придется за собственные средства восстанавливать свой автомобиль. Более того, если потерпевшая в аварии сторона во время совершения ДТП находилась в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или скрылась с места происшествия, то ей компенсационная выплата не положена.

Ценообразование страхового полиса ОСАГО

Автогражданка имеет единый тариф, действующий по всей территории нашего государства и установленный нашим законодательством. Поэтому не имеет значения, где именно вы заключали договор – вас не обманут и не заставят доплачивать за несуществующие налоги (в противном случае такие действия можно расценивать как незаконные, а значит, их можно обжаловать в суде).

Что касается самого тарифа на оформление договора обязательной страховки автогражданской ответственности, то на его ценообразование могут повлиять следующие факторы:

  1. Транспортное средство и его вид. Другими словами, существует разница между страхованием легкового автомобиля и грузового. Также имеет огромное значение, кто выступает в качестве страхователя – юридическое лицо или же физическое.
  2. Характеристики транспортного средства, а если быть точнее, то его объем двигателя.
  3. Водительский стаж страхователя машины или группы лиц, на имена которых оформляется страховой договор.
  4. Стаж безаварийного вождения.
  5. Наличие или отсутствие у страхователя франшизы.
  6. Срок, на который оформляется автогражданка.
  7. Участвовал ли страхователь в ДТП ранее, если да, то кто был виновников в них (так, имея за плечами год безаварийного управления ТС, можно рассчитывать на дополнительную скидку в размере 5%).

И в завершении хотелось бы добавить: соблюдайте ПДД, будьте внимательны на дорогах и вам не придется волноваться о компенсационных выплатах! Удачи вам!

Теперь страховщики будут возмещать ущерб по ОСАГО натурой: вместо денег получите ремонт авто. Все просто? Нет, не все

С марта в России был принят очень неоднозначный закон, споры о котором велись на протяжении многих месяцев. К сожалению, сегодня этот закон стал нашей новой реальностью, в которой нужно как-то научиться жить — изменился принцип возмещения ущерба по полису ОСАГО. Теперь вместо денежный компенсации страховая компания будет настаивать на ремонте вашего авто — это называется «приоритет ремонта».

Что все это значит?

Теперь главным видом возмещения ущерба при большинстве случаев ДТП становится так называемая «натуральная выплата». Денежные выплаты будут выступать скорее в качестве исключения, когда:

    машина не подлежит восстановлению;

    потерпевший погиб в ДТП, а страховку получают наследники;

    потерпевший получил средние или тяжелые травмы при ДТП;

    потерпевший является инвалидом;

    ремонт дороже максимальной выплаты — 400 тысяч рублей;

    страховая сама согласилась выплатить компенсацию деньгами;

    не удалось найти подходящую станцию техобслуживания.

Новые правила распространяются на полисы, проданные с 28 апреля 2017 года. Соответственно, если ваш полис еще не истек, для вас пока еще работают старые правила.

Как будут ремонтировать

Закон строго регламентирует много расхожих моментов. Например, четко прописано, что страховая должна чинить вашу машину только в авторизованном сервисе, замена должна производиться только на новые детали (хотя СК может предложить вам использовать б/у, но последнее слово все равно остается за собственником).

Как выглядит весь процесс? Для начала СК предложит вам при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.

Более того, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.

«При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил президент РСА Игорь Юргенс.

В части процедуры взаимодействия потребителя и страховой компании практически ничего не меняется.

«После ДТП автовладелец обращается с заявлением о страховом возмещении в „свою“ страховую компанию, если событие может быть урегулировано в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), или в страховую компанию виновника, если ПВУ не работает. Страховщик после осмотра автомобиля и оформления документов дает направление на СТО для ремонта», — прокомментировал Юргенс.

Все равно проблемы

Хотя в законе постарались учесть большинство скользких моментов, многие автовладельцы все равно сталкиваются с проблемами. В частности, нередко возникает ситуация, когда вам в автомобиль ставят новые детали, а СК выделяет деньги, как на «старые». Соответственно, вам придется еще и доплачивать за ремонт, несмотря на страховку. Более того, закон в этом случае предлагает взыскать разницу в стоимости с виновника ДТП.

Разные полисы

Как уже было сказано выше, в течение этого года для разных полисов будут действовать разные правила. Если у потерпевшего в ДТП новый полис ОСАГО (договор заключен начиная с 29 апреля 2017 года) и урегулирование убытка происходит по процедуре ПВУ (прямое возмещение убытков: потерпевший идет за выплатой к своему страховщику), то работает приоритет ремонта.

Если условия ПВУ не выполняются (причинен ущерб более чем двум авто и/или есть пострадавшие), ремонт как преимущественный способ урегулирования убытков применяется в случае, если новый полис ОСАГО (с 29 апреля 2017 года) имеет виновник ДТП.

Таким образом, если у пострадавшего в ДТП новый полис ОСАГО, то он обращается в свою страховую компанию, при наличии у пострадавшего в ДТП старого полиса, а у виновника ДТП — нового полиса обращаться следует в страховую компанию виновника аварии, которая обеспечит натуральное возмещение.

При ДТП и дальнейшем урегулировании убытков имеет значение, когда был заключен договор ОСАГО именно с виновником аварии. Закон распространяется лишь на новые договоры, которые заключены с 28 апреля включительно. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение тоже возможно, но только по договоренности между страховщиком и страхователем.

Все равно недовольные

Закон разрабатывался как идеальное решение для всех: страховщики могут, наконец, не бояться пресловутых «автоюристов», которые магическим образом делали ОСАГО крайне невыгодным бизнесом, СТОА получают нескончаемый поток клиентов, а автовладельцы — отремонтированные машины.

Однако, когда в процессе задействовано такое количество участников, он просто не может проходить гладко. В частности, СТОА категорически отказываются принимать на ремонт машины по ОСАГО из-за того, что страховые компании слишком занижают цены на детали. Дело в том, что по закону страховщики оплачивают ремонт на основании ценовых справочников Российского союза автостраховщиков (РСА) по утвержденной Центробанком единой методике. И по словам дилеров, средняя стоимость запчастей в справочнике не отражает среднерыночной стоимости.

«С дилерами труднее всего — нам бы хотелось снизить стоимость нормочасов и запчастей, чтобы компенсировать сумму износа, но пока не получается», — подтверждает гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова.

Естественно, находятся недовольные и среди автовладельцев, которые то и дело сталкиваются с нарушениями, к примеру, в сроках ремонта. Многие регионы и вовсе не могут оформить ОСАГО на автомобиль старше 2000 года, так как запчасти к ним встречаются очень редко, и страховщики не хотят брать на себя такую ответственность.

Однако, у потребителей есть выход: если не устроило качество обслуживания, вы можете обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.

«СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок», — отметил глава РСА.

Но страховщики все же не теряют надежду. По словам Юргенса, постепенно закон начнет раскручиваться, будет накапливаться статистика и практика его применения, которая поможет «докрутить» закон и усовершенствовать.

Каждый водитель в России, хочется ему того, или нет, обязан раскошелиться на полис ОСАГО. Если разбирать по буквам, что это значит, получится «обязательное страхование автогражданской ответственности», в просторечии – «автогражданка».

ЧТО ТАКОЕ ОСАГО?

Гражданская ответственность в законодательстве трактуется как обязанность возместить причиненный ущерб потерпевшей стороне. Соответственно, автогражданская ответственность заключается в том, что вы как водитель, обязаны компенсировать любой вред, который вы можете нанести на дороге. Например, оплатить ремонт автомобиля, в который вы врезались, или заплатить за лечение пешехода, которого вы задели.

Раньше после дорожно-транспортного происшествия виновный и потерпевший были вынуждены сами разбираться с возмещением ущерба машине и здоровью людей, которые в ней находились. При этом обычным делом были конфликты, потому что каждая сторона, разумеется, имела собственное представление о размере справедливой компенсации. И далеко не всегда виновный располагал достаточными средствами, чтобы разом выплатить пострадавшему нужную сумму. Это создавало дополнительные сложности в урегулировании вопроса.

В 2003 году разрешение этих конфликтов в России перевели в цивилизованное русло. С 1-го июля 2003 года в соответствии с федеральным Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» все водители в обязательном порядке страхуют риск возникновения ответственности за причинение вреда. Благодаря этому ущерб, нанесенный ими чьему-либо имуществу или здоровью, по полису ОСАГО возмещает страховая компания.

Оценка ущерба производится независимыми специалистами. Это, конечно, не снимает всех вопросов и претензий, но позволяет рассчитывать на какую-никакую объективность.

По российскому законодательству владелец транспортного средства обязан застраховать свой автомобиль в течение пяти дней после оформления его в собственность. Без полиса ОСАГО автомобиль не будут регистрировать в ГИБДД, а управлять автомобилем без наличия полиса запрещено.

За появление на дороге без полиса ОСАГО с вас могут взять штраф от 500 до 800 рублей. Если же вы просто забыли заветный бланк дома, штраф составит 100 рублей. Это послабление объясняется просто: если произойдет какая-то неприятность, не имеет значения, где именно хранится полис – в «бардачке» вашей машины или в столе на работе. Главное, что страховая компания за вас расплатится.

КТО СТРАХУЕТ АВТОГРАЖДАНСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Во введении обязательного страхования автогражданской ответственности Россия – не исключение. ОСАГО практикуется во всех развитых странах. Это самый простой способ гарантировать возмещение ущерба, нанесенного пострадавшим в результате автомобильной аварии.
В России заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев могут только члены Российского союза автостраховщиков (РСА), и только при наличии соответствующей лицензии Федеральной службы страхового надзора. Эта организация гарантирует выплаты по страхованию ОСАГО, что бы ни произошло с вашей страховой компанией. Даже если страховая компания обанкротится, все ее клиенты получат положенные выплаты за счет специального фонда РСА.

ЧТО ДАЕТ ОСАГО?

Полис ОСАГО гарантирует: если вы стали виновником ДТП, то страховая компания возьмет на себя возмещение ущерба.

Определяя размер страховых выплат за ущерб, нанесенный имуществу пострадавших в ДТП, страховая компания берет в расчет средние цены, сложившиеся в том регионе, где произошло ДТП. Когда речь идет о поврежденном автомобиле, то из этой суммы вычитается износ запчастей.

Если рассчитывается возмещение вреда, причиненного вами здоровью других водителей и пешеходов, то учитывают расходы на лечение, уход за больным, размер утраченного заработка, и в самых трагических случаях – компенсацию в связи с потерей кормильца и расходы на погребение.

Получить страховое возмещение автогражданской ответственности – достаточно хлопотное дело. Прежде всего, необходимо правильно действовать при наступлении страхового случая. Вы должны вызывать на место, где произошло дорожно-транспортное происшествие, сотрудников ГИБДД, проследить, чтобы случившееся было подробно и правильно записано в справках и протоколах. Сознавая, как много времени и сил придется потратить, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение убытков по ОСАГО, многие автомобилисты нередко игнорируют эту возможность, если нанесенный ущерб не слишком велик. С царапинами на бампере, битыми стеклами и зеркалами редко кто пойдет за выплатой страхового возмещения.

Но теперь даже небольшой ущерб можно будет компенсировать за счет автостраховки без особых трудностей. Правда, воспользоваться новой возможностью смогут лишь те, кто приобрел полис ОСАГО, начиная с 1 марта 2009 года. С этого дня вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, которые позволят получить возмещение без документов из ГИБДД, если размер убытков невелик (не более 25 тыс. рублей), участников ДТП только двое и ничье здоровье не пострадало. Нельзя обойтись без бумажек из ГИБДД, если в ДТП виновны оба участника. Нововведение не может не радовать водителей, но есть момент, о котором надо помнить. Если в ходе ремонта выяснится, что машина пострадала сильнее, чем показалось на первый взгляд, больше 25 тыс. рублей от страховой компании уже не получить.

Помните: обязательное страхование автогражданской ответственности имеет определенные пределы – «лимит ответственности». Страховая компания выплатит пострадавшему от действий ее клиента по полису ОСАГО не более 400 тыс. рублей. Причем, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, положено не более 160 тыс. рублей на одного человека, а максимальная выплата на возмещение вреда, причиненного имуществу, не превысит 120 тыс. рублей.

Так что если вас угораздило сильно помять, например, автомобиль представительского класса, страховых 120 тыс. рублей может и не хватить. То же самое касается ситуации, когда пострадало сразу несколько машин. Тогда недостающую сумму на ремонт придется доплатить из своих собственных средств. Для наиболее предусмотрительных на этот случай существует – ДСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности.

Страховка ОСАГО чаще всего вступает в силу с момента заключения договора, если у вас новый автомобиль, а если подержанный – на следующий день после того, как был заключен договор.

Стандартный срок действия договора ОСАГО – 1 год. Но можно вписать в страховой договор и меньший срок использования транспортного средства (минимум – три месяца). Полис при этом, разумеется, обойдется дешевле. Такой вариант актуален, например, для владельцев кабриолетов, которые в нашем климате можно использовать только в теплое время года, или для водителей, которые не ездят зимой. Меньше, чем на полгода страховку можно получить лишь на транзитный автомобиль, но с таким полисом не поставят на регистрационный учет в ГИБДД.

В период действия договора автострахования владелец полиса обязан сообщать в страховую компанию о смене владельца автомобиля. При этом договор ОСАГО досрочно расторгается, так как его условия учитывают конкретный автомобиль, а его больше нет в собственности владельца полиса. Бывают и другие поводы для досрочного расторжения договора.

КАК ОФОРМИТЬ ПОЛИС ОСАГО?

Заключить договор ОСАГО вы можете независимо от того, оформлен автомобиль в вашу собственность или нет. Формально необязательно даже иметь доверенность не управление автомобилем, но на практике большинство компаний требует приложить копию этого документа. Помимо этого, надо будет предъявить паспорт или заменяющий его документ, паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение. Договор страхования ОСАГО можно заключить и на автомобиль с временным свидетельством о регистрации. Как только будет выдано постоянное свидетельство о регистрации транспортного средства, надо будет как можно быстрее оповестить об этом страховую компанию.

Если в договоре указывается, что к управлению автомобилем допущены лишь определенные лица, надо приложить их паспорта и доверенность на управление транспортным средством. Нельзя сажать за руль застрахованного автомобиля водителя, который не фигурирует среди лиц, допущенных к управлению, перечисленных в страховом договоре. Если такой водитель окажется виновным в ДТП, не стоит и пытаться получить возмещение по автостраховке.

Иногда при оформлении полиса ОСАГО просят показать автомобиль. Это делается с целью профилактики мошенничества с автостраховкой. Водитель может с кем-нибудь сговориться и потребовать оплаты расходов на ремонт повреждения, которые он нанес еще до того, как заключил договор автострахования. Повышенную подозрительность страховщиков вызывают водители, которые управляют машиной по доверенности, так как по наблюдениям специалистов именно среди них чаще всего попадаются мошенники.

«Оформление одного полиса в среднем занимает 15–20 минут, но позаботиться об оформлении лучше заблаговременно, так как некоторые компании могут запросить проверку объекта страхования, а сам полис может начать действовать не ранее чем со дня, следующего за днем заключения страхового договора», – объясняет Екатерина Евланова, начальник управления автострахования страховой компании «МАКС».

СКОЛЬКО СТОИТ ПОЛИС ОСАГО? (СТОИМОСТЬ ОСАГО)

Стоимость ОСАГО зависит лишь от марки автомобиля и стажа, возраста и пола водителей. Дело в том, что условия страхования, размер выплат и тарифы ОСАГО в России устанавливаются постановлениями правительства, поэтому у всех страховых компаний они одинаковы. Однако для разных водителей и разных автомобилей стоимость полиса ОСАГО будет различаться.

«Расчет ОСАГО складывается из базового тарифа (в настоящее время для легковых автомобилей физических лиц это 1980 рублей) с учетом коэффициентов и периода, на который оформляется страховка».

Тарифы ОСАГО учитывают возраст и стаж водителя, марку и модель, тип кузова и КПП, год выпуска, объем и мощность двигателя, длину пробега автомобиля, количество лиц, допущенных к управлению, их пол, возраст и водительский стаж.

Кроме того, в расчет стоимости ОСАГО принимается и регион, в которым оформляется автостраховка. Чем выше аварийность на той или иной территории, тем чаще производятся выплаты по ОСАГО, а значит, уровень убыточности страховых компаний выше. К примеру, в Петербурге показатель убыточности страховщиков составляет около 40%, тогда как в Архангельской области он вдвое выше. Чтобы выровнять соотношение доходов и расходов страховых компаний, при расчете стоимости ОСАГО применяется региональный коэффициент. Чем он выше, тем полис дороже.

Еще один важный момент для расчетов ОСАГО: при оформлении полиса ОСАГО вас спросят о том, не были ли вы в предыдущем периоде страхования виновны в авариях? Страховой компании это нужно знать, чтобы при расчете стоимости полиса применить систему надбавок или скидок, которую называют коэффициентом «бонус-малус». Если вы ездите без аварий – эта система позволит вам сэкономить на автостраховке.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Не забудьте, что полис ОСАГО обеспечивает своему владельцу возможность переложить на страховую компанию обязанность по выплате компенсации за ущерб, нанесенный им только на российских дорогах. В зарубежных путешествиях надо приобретать аналогичную автостраховку, но предназначенную для использования в других странах – Green Card («зеленая карта»). Без такой страховки въезд на территорию большинства стран Евросоюза запрещен. Наличие «зеленой карты» у водителя проверяют на таможне при выезде из России.

Green Card продают практически все крупные российские страховые компании, некоторые делают это прямо на границе.

Тарифы по международному ОСАГО – Green Card – рассчитываются по единым стандартам, поэтому у всех российских страховщиков одинаковые цены на эти полисы. Полис для легкового автомобиля с территорией покрытия на всю Европу на 15 дней будет стоить около 1300 рублей, а на год – в районе 12 тыс. рублей. Если не планируется выезжать за пределы бывших советских республик – Украины, Белоруссии и Молдавии, можно купить более дешевую автостраховку: приблизительно 440 рублей на 15 дней и 2 тыс. рублей на год.

Что такое ОСАГО простым языком может объяснить каждый владелец автомобиля. И даже те, у кого машины нет, знают – это обязательное страхование автогражданской ответственности. В большинстве случаев, этим знания и ограничиваются. Разберемся с вопросом детально.

История возникновения, правовое регулирование

В России возможность введения обязательного страхования автогражданской ответственности рассматривалась еще во времена СССР, с начала второй половины 20 века. Но лишь в 2002 году издали законодательный акт, регулирующий отношения в этом направлении. Это закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». За годы действия в него внесен ряд поправок.

Стоимость полиса рассчитывается в зависимости от установленных базовых ставок и коэффициентов. Учитываются при расчете стоимости: стаж вождения, возраст, технические характеристики авто, место регистрации владельца, период использования авто, наличие грубых нарушений правил дорожного движения. Каждый из водителей данного авто должен быть вписан в полис.

В последние годы средняя стоимость полиса ОСАГО в России выросла и составила в 2016 году, по данным Российского союза автостраховщиков, чуть более 6 тыс. рублей. В связи с этим увеличилось число поддельных полисов . С 2018 года ЦБ планирует изменить формат бланков: на них будут указываться коэффициенты, повлиявшие на стоимость, также появится специальный код, который можно будет считать мобильным телефоном, подделывать их станет сложнее. А Минфин разработал ряд поправок к ФЗ об обязательном страховании автогражданской ответственности, также планируется введение электронных полисов.

Для чего нужно обязательное страхование

Суть ОСАГО заключается в том, что тот, кто его оформляет, страхует не свой автомобиль, а свою автогражданскую ответственность. То есть, если машина попадает в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) , то страховая компания виновника выплатит потерпевшему финансовое возмещение по полису ОСАГО . Сам виновник аварии никакого возмещения по полису обязательного страхования автогражданской ответственности не получает.

Законодательно установлены следующие размеры выплат:

  • Возмещение вреда имуществу (машине, испорченной или уничтоженной в ДТП) – сумма, не превышающая 400 тыс. руб. на одно авто;
  • Возмещение вреда жизни и здоровью людей, пострадавших в ДТП – не более 500 тыс. руб. на одного человека.

Так, если повреждений машине потерпевшего нанесено больше, чем максимальная сумма выплаты по полису ОСАГО, то он имеет право подать в суд на виновника и в частном порядке взыскать с него разницу стоимости, причиненного в результате ДТП ущерба.

Обязательное страхование автогражданской ответственности распространяется не на всех участников дорожного движения. Так, владельцы транспортных средств (ТС), которые движутся со скоростью до 20 км/ч, автоприцепов к легковым авто, транспортных средств вооруженных сил, а также ТС не на колесном ходу (например, гусеничных тракторов) не обязаны страховать автогражданскую ответственность путем приобретения полиса ОСАГО.

Если за руль садится новичок, который недостаточно уверенно водит автомобиль или, напротив, слишком самоуверенный водитель с резким стилем вождения и не раз попадавший в неприятные ситуации на дороге, во избежание судов и выплат сумм ущерба из собственного кармана, страховые компании рекомендуют оформить расширенное страхование автогражданской ответственности.

Расширенное ОСАГО

Что такое расширенное ОСАГО? Это не обязательное, но добровольное страхование автогражданской ответственности. Сокращенно ДСАГО (или ДоСАГО, ДСГО, ДГО).

Оно не заменяет обязательное страхование, а лишь выгодно дополняет его.

Стоит оно дешевле, а размер страховой выплаты значительно больше. Причем страхователь сам выбирает ее размер (от 300 тыс. до 3 млн.). Страховые компании сами устанавливают стоимость ДСАГО, как правило, она составляет от 0,1 до 0,5% от страховой суммы.

Например, чтобы добровольно застраховать ответственность на 1 млн. руб., полис ДСАГО будет стоить порядка 1 500 руб. В случае, если страховщик попадет в ДТП, ущерб имуществу потерпевшего от которого составит в общей сложности 1 млн. 200 тыс. рублей. То 400 тыс. будет выплачено страховой компанией за счет ОСАГО, оставшиеся 800 тыс. возмещены ДСАГО.

Отличие от КАСКО

Отличие ОСАГО от КАСКО состоит в том, что:

  1. КАСКО – не является обязательным страхованием;
  2. Говоря простым языком, с помощью КАСКО владелец страхует свой автомобиль, а с помощью ОСАГО автогражданскую ответственность – ущерб, который может быть причинен в результате ДТП автомобилю другого человека;
  3. У разных страховых компаний могут быть различные условия КАСКО и правила договора;
  4. По КАСКО страхуются различные риски: ущерба, угона, повреждение, незаконные действия третьих лиц и т.д., а по ОСАГО только ответственность указанного в бланке лица;
  5. Страховая компания возмещает ущерб, возникший при ДТП независимо от наличия или отсутствия вины владельца полиса КАСКО.

Можно ли ездить без страховки

Часто водители задаются вопросом, можно ли ездить без полиса. Юристы отвечают: нельзя, исключение только одно – если авто еще не поставлено на учет в ГИБДД , а с момента покупки прошло не более 10 дней, конечно же необходимо возить с собой договор купли-продажи.

Во всех остальных случаях за отсутствие документа, подтверждающего обязательно страхование автогражданской ответственности, следует административное наказание в виде штрафа: 500 руб. – если страховка есть, но документ забыли дома или если за рулем сидит человек, не вписанный в бланк; 800 руб. – если страхование не оформлено вообще. Ранее за отсутствие полиса сотрудники ГИБДД вправе были эвакуировать авто и поставить на штрафстоянку , с 2014 года эта мера отменена.

Но, к сожалению, многие предпочитают исправлять результаты происшествий, нежели устранять проблему ещё до её проявления, игнорируя всем хорошо известную истину: «Болезнь легче предотвратить, чем лечить». Это правило распространяется не только на состояние человеческого организма, но и на его имущество, финансы, да и жизнь в целом. Именно поэтому существует страхование – экономические отношения, с помощью которых обеспечивается страховая защита интересов юридических и физических лиц от опасностей различного вида.

Договор о страховании

В организации страховых отношений всегда участвуют 2 стороны. Первая – это страховое предприятие или страховщик, вторая – лицо (юридическое или физическое), желающее застраховать что-либо, называемое страхователем. Как же работает страхование? На самом деле механизм довольно-таки прост: лицо обращается за оказанием услуг в страховую контору, где с ним заключается договор страхования. На условиях данного документа клиент обязуется уплачивать страховые взносы в определённые сроки и в случае наступления страхового события, имеет право получить страховой фонд, с помощью которого возместит убытки, понесённые от определённого происшествия. Размер уплачиваемых взносов, рамки сроков, а также объект страхования описываются в соглашении.

Какие объекты можно застраховать?

Сейчас застраховать можно практически всё. Приобретаете новое авто или дом – страхование имущества, заботитесь о здоровье – есть медицинское страхование, возникает необходимость уехать – на этот повод имеется страхование для выезжающих за границу. Существует страхование ответственности, страхование финансовых рисков и даже страхование жизни. В сложившейся ситуации можно застраховаться от любого вида опасности, независимо от вида её происхождения, будь это природный, экологический, экономический, социальный, техногенный или иной фактор.

Страхование жизни

Из разнообразия страховых возможностей наибольшее распространение получили страхование имущества и страхование жизни. Естественно любой человек или организация стремятся сохранить своё имущество в лучшем виде, и страховка не устранит угрозу наступления стихийного бедствия, пожара, взрыва, залива соседями или, например, кражи со взломом, однако с её помощью можно защитить себя от больших финансовых потерь. Если речь идёт о машине, то именно страховка покроет затраты на устранения ущерба, понесённого от аварии. Что же касается страхования жизни, то здесь всё намного интереснее. Если в страховке имущества или ответственности причина улавливается без трудностей, то в страховании жизни многие люди не видят смысла. На самом же деле это единственный позитивный вид страхования, предусматривающий получение денежной суммы даже при благоприятном стечении обстоятельств. Это своеобразное инвестирование в светлое будущее, когда откладывая малые деньги сегодня, можно обеспечить приятное завтра себе и близким. На основании договора страхователь оплачивает взносы на протяжении определённого срока и в случае «дожития» получает страховую сумму в полном размере.

Страхование жизни и имущества — это действительно-то немногое, на чем нельзя экономить. Можно, конечно, поразмышлять над условиями страхования, но в общем смысле — пренебрегать этим видом долгосрочного инвестирования нельзя.

Загрузка...