Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Обработка рогов лося. Обработка трофеев

Любите Кавказ? Этот, воспетый в веках, край, насыщенный чистыми стремительными реками, бескрайними вершинами, полный радушных, улыбающихся людей, готовых приютить незнакомца, угостить молодым вином, пенно льющимся из кубка, домашним сыром и хлебом.

И каждый раз, возвращаясь с Кавказа, привозишь эту частичку южной любви. И, конечно же, сувениры, будь то столовое серебро , острые кизлярские кинжалы и ножи, сосуд из рога быка. Но иногда, пораженный красотой изделия, не только замираешь перед ним, но загорается идея сделать такую красотищу самому.

Кубок из рога своими руками

Во-первых, для обработки рога быка своими руками нужно определиться с материалом. Вернее, с животным. Абсолютно любой рог не подходит. Вам нужен рог полорогого животного. Конечно, можно поискать рога саблерогой антилопы или не менее экзотической импалы, но, скорее всего, в процессе поисков вас постигнет неудача, если вы не фанат путешествий или у вас друзья по всему шарику. Поэтому подойдет рог какого-нибудь яка, зубра или просто буйвола (они используются в качестве домашних животных на том же Кавказе) и обычного быка. Последний вариант - доступнее всего.

Весь процесс технологически не очень сложный и состоит из следующих этапов:

  • осмотр заготовки на предмет трещин;
  • при необходимости - отпиливание основания;
  • удаление костного стержня;
  • шлифовка;
  • нанесение рисунка.

Технологически-то он несложен, но вся проблема в навыках. Скорее всего, при создании десятого кубка, у вас не останется и десятой доли вопросов, возникших при изготовлении первого. Беда в том, что дорога к десятому идет через первый.

Начальный этап - осмотр . Выбирая заготовку для будущего изделия, постарайтесь найти рог с минимальным количеством трещин. Вообще, идеально было бы найти рог недавно убитого животного. Поскольку при хранении рогов очень большую роль играют температура окружающей среды и влажность. Если рог подвергнуть резким температурным перепадам, то он может начать расслаиваться. Если же будущий сосуд хранится в условиях, при которых он неравномерно увлажняется и высыхает, то его покоробит.

Рог выбран . Следующий этап - удаление костного стержня. Вначале необходимо зрительно определить, видно ли его. Если костный стержень не виден, то необходимо произвести спил. Конечно, это можно делать и ножовкой, но оптимально - ленточной пилой. И вон он - стержень. Но просто так достать его не удастся. Чтобы его извлечь из рогового чехла, необходимо рог вымочить. На это уйдет несколько недель. Не хотите ждать? Тогда вываривайте.

Для вываривания используйте емкость, которую не жалко выбросить. Отправьте домашних погулять, надолго, лучше на весь день, включите вытяжку, если она есть и откройте окна. Процесс займет часа два-три. После вываривания осторожно достаньте горячий рог из емкости и постучите о какую-нибудь деревяшку. При отсутствии деревяшки можно взять длинную отвертку и пройтись внутри по периметру рогового чехла. Стержень вывалится. На этом самая «благоухающая» часть процесса закончена.

Но начинается самая «муторная» часть работы - шлифование . Но прежде, чем начать шлифовать дайте рогу остыть. После варки он стал мягким и податливым, с таким работать очень трудно, а повредить - проще простого.

После остывания рог снова затвердевает. Кстати, если вам попался загнутый рог, то распрямив и зафиксировав его, можно придать ему новую форму. Но этим, пожалуй, стоит заниматься, когда немного набили руку, во-первых, а во-вторых, может потребоваться дополнительное оборудование для фиксации.

Задача текущего этапа - шлифование внутри и снаружи. Здесь используются самые различные инструменты и материалы:

  1. наждачная бумага;
  2. шабер;
  3. паста ГОИ;
  4. пемзовая паста;
  5. шлифовальный станок;
  6. цикли.

Главная задача - отполировать поверхность до блеска. С внешней стороной, конечно, работать намного проще - она доступна. Главное не переусердствовать, если вы используете шлифовальный станок. Но и не стоит опасаться. Рог - вещь довольно крепкая. Иногда какие-то отдельные выступы даже просто срезают. Если же станка нет, то вам предстоит многочасовая тренировка рук с использованием наждачной бумаги различной зернистости - от крупной к мелкой, пока не получите приемлемый результат. Кстати, если вам вначале пришлось отпилить часть пилой, не забудьте отшлифовать место спила.

Хуже обстоит дело с внутренней частью. Самый главный вопрос при изготовлении кубка из рога быка - как сделать так, чтобы не допустить появления привкуса у напитка. Ведь если внутреннюю часть обработать плохо, то оставшаяся там органика просто начнет гнить. Соответственно, любой напиток, налитый в этот кубок, получит «необыкновенный» привкус. Поэтому, после прохождения шабером, есть смысл сделать самодельный шлифовальный инструмент. На куске жесткой проволоки зафиксировать наждачную бумагу, затем закрепить эту проволоку в дрель и шлифовать с ее помощью.

Далее добиваемся финального блеска, благодаря войлоку и пасте ГОИ. Некоторые умельцы считают, что рог должен быть белоснежным, поэтому отбеливают его. Составы для отбеливания бывают разными, в том числе довольно агрессивными, поэтому лучше попробовать их действие на ненужном обрезке. Иногда такие кубки снаружи покрывают орнаментом или лаком.

Часто рога по краю отделывают металлом с чеканкой, гравировкой и даже с филигранью , но это уже совсем иная история, требующая совсем иных навыков.

Если хотите установить рог на видном месте, то для него можно сделать подставку из дерева или из того же металла, что пошел на отделку рога. Также часто рога вешают на цепочку или ремень. Для этого с тупого и острого края изделия нужно сделать «ушки» для них и тогда сувенир можно будет повесить на ковер рядом с оружием, как это принято на Кавказе.

Не получается сделать - можно купить

Как видите, процедура превращения части животного в красивый предмет, которым можно похвастаться, довольно непростая, требующая многих вещей. Поэтому если вам нужен кубок из рога быка, купить его будет намного проще, чем сделать самому. Более того, готовые кубки украшены искусными орнаментами и красивейшей отделкой. Все равно, он будет хранить тепло рук мастера, и напоминать вам о Кавказе.


  • Какой понадобится инструмент

    Найти рога в общем-то не так просто, уж очень они неприметны в лесу, тем не менее, время от времени, они все же попадаются на глаза. И как после этого их не прихватить с собой? Правда зачастую они потом просто пылятся где-нибудь на чердаке без надежды когда-нибудь украсить стену.
    Вот так было и у меня, два одиночных рога с двумя и тремя отростками хранились до поры до времени. Все собирался найти им применение, но кроме желания нужно видимо было и хотение. И вот, наконец-то собравшись, все-таки решился воплотить это в жизнь.

    У всех, кто собирается поступить также, возникает вопрос — как лучше это сделать? В принципе информации об этом процессе достаточно, но только вот все описывается словами. Работа не сложная, но не имея возможности увидеть все наглядно, у кого-то может вызвать затруднения. Поэтому представляем процесс поэтапно с фотографиями.

    Для первого раза берем объект попроще. Здесь же отметим, что так как описано ниже, можно поступать только с обычными находками. Действительно трофейные и уникальные рога лучше доверить обработать профессионалам.

    Найден он был в , еще по снегу, на лесовозной дорогое. Проезжая мимо свежей лесосеки увидел впереди торчащий острый сучок, а как оказалось — рог полуторагодовалого лося (1,5-2,5года).

    Какой понадобится инструмент

    Список инструмента:

    Тисы слесарные
    Дрель/шуруповерт
    Метчик
    Сверло
    Вороток
    Шпилька
    Напильник

    Крепить наш «трофей» будем очень простым способом — с помощью шпильки с резьбой. Диаметр ее может быть такой:
    для малых рогов подойдет д=6мм, для крупных — д=8-10мм. В магазинах они продаются длиной по метру, поэтому чтобы не переплачивать можно купить обычный длинный болт, от которого ножовкой по-металлу отпиливаем кусок нужной длинны.

    Ее (длину), кстати, нужно продумать заранее, но об этом чуть ниже.

    Порядок работ

    Первым делом сверлим отверстие под шпильку, а чтобы отверстие получилось там где надо, рога закрепляем. Это можно сделать на верстаке, прижать струбциной к столу или вот в таких слесарных тисках.

    Чтобы не повредить поверхность отростков между губками прокладываем дощечки. Зажимаем сверло по металлу в дрель и поехали. Сверлится кость не сказать что легко, но и не трудно, главное в этом деле соблюдать вертикальность и заданное направление.

    Скажем пару слов о подборе материалов. Болт в нашем случае М8 (8х1.25), исходя из этого и подбираем диаметр сверла и размер метчиков. Делается это очень просто: из 8мм вычитаем шаг резьбы 1,25, получаем 6,75, но это верно для металла, у нас же более мягкий материал, поэтому берем сверло еще меньше, в данном случае — 6,3мм.

    По метчикам — желательно нарезать резьбу комплектом состоящим из двух штук:

    — №1 — черновой (острый заход, одна риска, справа на фото),

    — №2 — чистовой (кончик тупой, две насечки).

    В этом случае резьба получается чище, но если имеется только какой-нибудь один из них, сойдет и так, просто прогоните его туда и обратно несколько раз.

    Для нарезания резьбы метчик нужно куда-нибудь зажать, для этого продаются специальные воротки, если нет желания на него тратится можно подобрать обычный рожковый ключ. Например, для метчика М8 подойдет кл.4х5мм.

    Длину, на которую необходимо засверлиться и затем нарезать резьбу, определяем сами исходя из веса рогов. В данном случае у нас получилось примерно 40мм.

    Длина шпильки должна быть такой, чтобы ее хватило (без запаса) для вкручивания до упора в рог, а затем и в стену. В том месте, где будет он прикреплен сверлим отверстие под любой анекерный болт 10мм, с внутренней шпилькой 8мм.

    Анкер загоняем в стену, винт выкручиваем, и измеряем его длину. Эта длина должна будет равна той, которая выходит из рога, учитывая это и опиливаем шпильку.

    В случае, если рог вы намерены прикрепить не сразу к стене, а сначала на медальон, то здесь учитываем еще и толщину доски

    Перед тем, как прикрутить изделие с стене или медальону, прикладываем его и смотрим — ровно ли все прилегает. Мешающие выступы стачиваем напильником.

    Если стена деревянная, то поступаем следующим образом: рога через болт крепим к медальону, для этого в нем перовым сверлом или сверлом Форстнера выбираем паз под головку болта. А уж затем медальон с отростками крепим к стене.

  • Трофейные рога — гордость охотника

    Как мы упоминали в первой части об изготовлении охотничьих трофеев, среди многочисленных трофейных коллекций наиболее ценными являются экспонаты копытных животных, в частности черепа с рогами. Такой трофей, да еще добытого собственноручно животного - предмет гордости любого охотника. Чаще всего на изготовление трофея голова отдается в руки специалисту. Но при желании каждый может и самостоятельно сделать качественный череп-трофей. Это будет огромный дополнительный повод гордиться собой, а для семейного бюджета - большая экономия.

    Как мы упоминали в первой части ,среди многочисленных трофейных коллекций наиболее ценными являются экспонаты копытных животных, в частности черепа с рогами. Такой трофей, да еще добытого собственноручно животного - предмет гордости любого охотника. Чаще всего на изготовление трофея голова отдается в руки специалисту. Но при желании каждый может и самостоятельно сделать качественный череп-трофей. Это будет огромный дополнительный повод гордиться собой, а для семейного бюджета - большая экономия.

    Выставка трофеев — способ показать себя как охотника, и увидеть — чего стоят другие

    Немного зоологии

    Все копытные животные классифицируются как полорогие — быки, яки, зубры, бараны, козлы, серны, сайгаки, джейраны, антилопы и полнорогие (оленевые). К оленевым относятся лань, северный олень, лось, мунтжак, белохвостый олень, кабарга, марал.

    Отличительный признак полнорогих копытных - наличие костных рогов. Самки оленей, лосей, косуль (кроме самок северных оленей) рогов не имеют.

    Полнорогие копытные — самые желанные трофеи

    Второй этап - удаление мозга. Для этого надо взять проволоку, закрутить ее в спираль и вставить в отверстие в затылочной части. Проволокой мозг взбалтывается и вынимается через это отверстие. Остатки удаляются длинным пинцетом. Потом через надо многократно промыть под сильной струей воды.

    Воду надо брать дождевую, родниковую, ручьевую, талую - без малейших химических примесей и хлора. В противном случае череп и рога могут поменять цвет, потерять привлекательность и даже разрушиться при длительном кипячении.

    Для варки надо взять такую посудину, чтобы череп помещался туда полностью. Его надо залить холодной водой и поставить на огонь. При этом, сами рога косули, оленя, лося не должны соприкасаться с водой. Для этого к ним привязывают поперечную дощечку, а нижнюю часть надо обмотать сухой материей.

    Вываривание черепов мелких животных производится в один этап, пока мышцы и сухожилья не отойдут от костей. На это может уйти несколько часов. Выкипающую воду надо постоянно пополнять до изначального уровня - осторожно доливать кипяток по стенкам емкости так, чтобы брызги не попадали на рога. После вываривания череп оставляют остывать в воде в течение 8 часов. При этом температура воды - не выше 20 и не ниже 10 градусов. Далее череп вынуть и дать обсохнуть в тени, без попадания солнечных лучей.

    Трофейные рога лося — выставочные образцы высокого класса

    Опиловка черепа

    Это очень ответственная стадия, ведь будет обидно испортить трофей уже после выполненных самых неприятных операций.

    Правило 1. Черепа оленей, баранов и козлов опиловке не подвергаются.

    Дело в том, что трофей с зубами очень цене, потому что по стертости зубов можно определить возраст животного. Для этих копытных нижняя челюсть прикрепляется к верхней части проволокой или шнурком.

    Правило 2. Если рога очень массивные - у лося, или благородного оленя, то удаляется основание черепа и зубы - носовые, межчелюстные кости и глазницы оставляются.

    Отпиливание основания черепа надо выполнять с помощью столярной или лучше - хирургической пилы с мелкими зубьями. При это линия отпила устанавливается так: череп надо погрузит в воду так, чтобы над поверхностью оставались нужные части. Потом аккуратно череп вынуть и карандашом отметить уровень воды, по этой линии и будет производиться опил.

    Обязательно делать его во влажном состоянии черепа, чтобы он не крошился.

    Если после варки череп остался грязным, то его надо промыть водой с добавлением поваренной соли или соды. Потом почистить от жирных пятен - при помощи нашатырного спирта, можно протереть хлороформом, на крайний случай - бензином или аптечным эфиром.

    Отбеливание черепа

    Это этап подготовки трофея к выставочной кондиции. Для того, чтобы качественно отбелить кость, весь череп обворачивают ватой и обязывают шнуром. Рога при этом остаются открытыми. Если кости мало - можно и не обворачивать. Далее в закрытой таре разводят 25% раствор аммиака с перекисью водорода (15%). Соотношение компонентов - 5 к 1. Делать все это надо в перчатках, очках и дыхательной маске. Обернутый череп надо аккуратно залить этим раствором (на 2 см выше, но, не затрагивая рога). Время выдержки - 15 часов для мелких черепов и 20 для крупных копытных.

    Полировка черепа

    Это последняя процедура в изготовлении .Для полировки используют такую смесь: 2 части венской извести и 1 часть порошкового мела. Наносить ее надо чистой сухой материей и легко потереть всю поверхность и все выемки. Второй рецепт: 1 часть мелка на 2 части денатурированного спирта. Если вам нравится матовый блеск кости - обработайте череп парафином, мягко растерев его в тончайший слой.

    Кстати, при участии в выставках охотничьих трофеев допускается использование легкой косметики.

    Если рога очень светлые, то их можно затемнить - натереть раствором марганцовки или спиртовым настоем скорлупы грецкого ореха. Делать это надо, придерживаясь чувства меры - слишком много марганцовки просто испортят рога. Чтобы при этом не пострадал сам череп - его заворачивают в полиэтиленовый мешок. Отростки рогов надо отполировать мягкой мелкой наждачкой.

    Если череп предполагалось делать с зубами - иногда они при вываривании выпадают. Их надо вставить на место и скрепить клеем быстрого схватывания или экоксидкой.

    Даже на выставки допускается возможность показывать экспонаты с имитацией черепа - из дерева, глины, пластика, гипса или металла. Особых правил тут нет, главное, чтобы подставка визуально была похожа по форме на череп или голову животного.

    Обработка черепов без рогов

    Допускает также вариант, когда рога выставляются с черепом другого животного. Например, рога оленя на . Для этой цели и многих коллекционеров есть пара-тройка подготовленных черепов с пеньками. Такие черепа готовятся по всем правилам из добытых животных, которые уже сбросили рога. Перед последней стадией обработки в пеньки вставляются специальные крепления, на которые будут крепиться рога.

    Узорчатый декор на черепе — редкий, но очень ценный способ подачи трофея

    Черепа без рогов можно отбелить более простым способом, чем с рогами.

    После варки и очищения кость обрабатывают 15% раствором перекиси водорода. Или другой способ - череп обвернуть натуральной тканью - можно марлей в несколько слоев и помещают в духовой шкаф, где медленно нагреваю до 70-80 градусов на несколько минут. Далее, после остывания ткань поочередно смачивают раствором соды и спирта-денатурата - так раза 2-3. Потом череп просушивают, зажимают тисками и вырезают нижнюю часть черепной коробки. На месте пеньков высверливаются отверстия в 6 мм - там в последующем будут крепиться рога. В эти дырки вставляются полые трубки в виде пеньков, длиной 3-4 см.

    Дальше череп надо тщательно протереть ацетоном, с внешней стороны основание пеньков заделать глиной, а изнутри - эпоксидной смолой или любым водоотталкивающим клеем. Через 24 часа глину надо удалить влажной тряпкой, тщательно очистить череп, высушить и покрыть стыки прозрачным клеем. Переход ото лба к рогам надо тщательно обработать - сделать максимально естественным переход. Для этого готовится смесь глины, мела, нитролака и клея. Рога крепятся с помощью винтов, которые вставляются в просверленное основание. Обязательно отверстие надо обработать ацетоном для обезжиривания и залить винт клеем. На подставку череп крепится с помощью проволоки.

    Видео - рога оленя

    Рога лося - видео из домашней коллекции

    Поделки из коровьего рога

    Рог крупного рогатого скота , а точнее роговой чехол, покрывающий костный стержень, имеет слоистое строение и обладает достаточно высокими механическими свойствами. Рог для поделок используют либо в естественной его форме, либо в виде разогнутых пластин. В недалеком прошлом на Руси рог обрабатывали «под черепаху», то есть с помощью специальной технологии получали на поверхности пластин из рога коричневатые пятна с неопределенными очертаниями.

    Роговая масса полупрозрачна, цвет ее - от черного до светло-серого со множеством желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков. Этот материал отличается тонким естественным рисунком, который создают переходы цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д. Такие свойства рога, как упругость, вязкость, способность изменять форму в нагретом состоянии, делают его весьма привлекательным поделочным материалом для мастеров-ремесленников. Рог пластичен, прочен, что позволяет использовать при его обработке ажурную и объемную резьбу. Обычно в процессе изготовления различных предметов из рога (стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов) мастера стараются наиболее удачно использовать оригинальную форму рога и природную красоту материала.

    Очень красиво смотрятся изделия из рога, украшенные небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра. Особенно удачно сочетается рог с металлом в брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Кстати, симпатичные украшения выходят из мелких кусков рога, то есть по существу из отходов. Из плотных концов рога выполняют объемные фигурки, из выпуклых срезов - рельефные детали будущих поделок. Удачно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративных цепочек. Эффектны изделия из рога, инкрустированные кусочками перламутра.

    Оборудование и инструменты для обработки рога

    Как уже говорилось, рог достаточно технологичный материал и обработка его не вызывает больших затруднений. Рог легко режется пилой и обрабатывается резцами, напильниками, наждачной шкуркой. Предварительно распаренные пластины легко даже резать обычными ножницами. Словом, для работы с рогом пригодны хорошо знакомые всем инструменты, используемые столярами и слесарями (напильники, резцы, пилы, ножовки, лобзики, рейсмусы, цикли, шаберы и др.). Поэтому о них мы говорить не будем, а остановимся на приспособлениях и инструментах, «специализирующихся» именно на обработке рога.

    Пресс необходим при получении из рога пластин. Подойдет обыкновенный переплетный пресс, который состоит из плиты-основы, двух металлических стоек, соединенных перекладиной, и винтового зажима, установленного в центре перекладины (рис. 5, а). Можно сделать пресс и проще (рис. 5, б). Для выправления одновременно большого числа роговых пластин применяют специальное приспособление – кассету (рис. 6). Подготовленную партию роговых пластин закладывают в кассету (ящик) из металла между металлическими же пластинами, после чего стягивают весь «пакет» винтовым зажимом.


    Полировочный станок служит для придания поверхности изделий блеска при окончательной их отделке. В качестве такого станка обычно применяют простое полировальное устройство (рис. 7), рабочий орган которого (матерчатый диск) надет на вал электродвигателя. Устройство с поддоном используют для полирования изделий водными суспензиями мела или порошковой пемзы. В целях предохранения работающего от брызг и экономии полировального состава матерчатый круг сверху закрывают козырьком (на рисунке не показан). Полирование проводят и всухую полировальными пастами и мастиками. Удаляют полировальный состав с поверхности изделия, а также «дополировывают» углубления в рельефе или ажуре мягкими щетками или матерчатыми кругами.

    Поможет осуществить отделочные операции (шлифовку, полировку) при изготовлении гладких изделий несложных форм. Он представляет собой шестигранную емкость в виде барабана (рис. 8). Для шлифования в барабан засыпают через специальный люк зерна мраморной крошки или кусочки пемзы, туда же кладут предназначенные для обработки изделия и наливают холодную воду (выше уровня помещенных в барабан изделий и шлифовального материала), закрывают крышку люка и начинают вращать барабан. Задача шлифования - скруглить углы изделий. Процесс этот очень долог. Обычно для шлифования какого-то количества изделий берут в три раза больше (по объему) мраморной крошки (пемзы).

    Для полирования изделий в барабан насыпают порошковую пемзу или мелкие костяные опилки. Полирование проводят всухую, то есть без добавления воды. После подобной обработки изделия промывают и сушат при комнатной температуре. Для вращения галтовочного барабана желательно использовать электродвигатель, что значительно ускоряет процесс обработки изделий.

    Как уже говорилось, при обработке рога используют как обычные, так и специализированные инструменты. Последние наша промышленность не выпускает, поэтому инструмент специфический, применяемый только при обработке рога, изготавливают сами резчики. Расскажем о некоторых из них.

    Терпуг служит для обдирки заготовки. Это тяжелый напильник с одинарной насечкой крупного зуба. Заметим, что зубья у терпуга несколько наклонены в одну сторону (рис. 9), поэтому и стружку он способен снимать только при его движении навстречу зубьям. Терпуг устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх, чтобы он упирался раздвоенным концом в какой-нибудь выступ. Стружка с заготовки снимается при движении рога вниз.

    Втиральник - инструмент, напоминающий надфиль, незаменим при формировании ажурных (сквозных) узоров. Втиральники изготавливают вручную из инструментальной стали, зубья у них имеют такую же форму, как и у терпуга (рис. 10, а).

    В зависимости от характера работы применяют втиральники подходящих размеров с соответствующей высотой и шагом зубьев. Как правило, насечку у втиральников делают на всей его рабочей части.

    Долик - разновидность втиральника, отличается от последнего очень малым диаметром рабочей части и насечкой только на одной стороне инструмента (рис. 10, б). Предназначаются для тончайшей ажурной резьбы.

    Клепики, рифельки, коготки, циркули применяют при резьбе рельефов, при гравировке (рис. 11).

    Небольшой топор с поперечным расположением лезвия - служит для грубой обработки рога. Им выравнивают волнистую поверхность рога.

    Тесло состоит из металлической части - железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять (рис. 12).

    (гладильщики) - стальные пластинки разной формы (рис. 13) удобны при отделочных работах для выравнивания больших плоскостей, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. Для этой цели служат и шаберы .

    Технология обработки рога

    Как уже говорилось выше, для поделок используют роговой чехол, покрывающий костный стержень рога крупного рогатого скота. Чтобы удалить из рога этот костный стержень, рог в течение недели-другой (а может и больше) придется вымочить в воде. Процесс этот можно ускорить, если рог проварить несколько часов в воде. После обработки (в холодной воде или кипятке), не очень сильно ударяя костным стержнем о что-нибудь твердое, например о деревяшку, снимают с него роговой чехол, который затем проваривают в воде с питьевой содой. Затем рог промывают в проточной воде и высушивают. Последние операции выполняют при температуре 18...25°С. Сушить рог следует до влажности 8%. А еще сухой рог выдерживают пять дней под навесом для снятия остаточных напряжений.

    Если попадается рог с закрытым каналом, то тогда спиливают основание рога и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть.

    Рог, предназначенный для обработки, тщательно осматривают. Дело в том, что при неблагоприятных условиях хранения роговая масса может растрескаться, расслоиться, покоробиться. Влажность и температура, а также резкие их перепады - основные факторы, влияющие на сохранность рога и его качество. Так, расслаивание - появление трещин вдоль слоев рога - часто возникает при резкой смене температур (рог внесен с мороза в теплую комнату). Коробление - искривление отдельных деталей изделия или всего изделия из рога - происходит в результате неравномерного увлажнения и высыхания материала.

    Оптимальные условия хранения рогового материала: температура воздуха от 15 до 20°С, относительная влажность воздуха - 50...60%.

    Распиловка - это процесс раскроя сырья на крупные составные части. При этом можно воспользоваться обычными пилами с хорошо разведенными зубьями. Коровий рог весьма упругий материал, поэтому при его распиловке, чтобы не зажало пилу, в полученный пропил сразу вставляют клинышек.

    Задача шлифования - выравнивание поверхности изделия, а также выведение царапин. Осуществляют его наждачной шкуркой с различным размером зерна (понятно, для начального шлифования берут шкурку с крупным зерном, для заключительного - с мелким) вручную или механически. Для шлифования годятся и цикли, после обработки которыми наждачную шкурку уже не применяют. Для шлифования используют также пемзу.

    Склеивание. Наилучшие результаты при склеивании рога дают следующие клеи: рыбий, БФ-2, БФ-4, ПВА. Склеиваемые поверхности обязательно предварительно обезжиривают спиртом или ацетоном. Клей наносят на поверхности кистью или палочкой, после чего сжимают соединяемые детали струбцинами. При комнатной температуре сушка длится 3...4 ч, при более высоких температурах этот процесс ускоряется. При склеивании пластины из рога соединяют внакладку, встык, на шпеньках (вставных шипах), на ус, в шпунт.

    Полирование. Это окончательная операция при отделке изделия, заключающаяся в снятии с поверхности поделки микронного слоя роговой массы, в результате чего поверхность приобретает зеркальный блеск. Подобную обработку ведут с помощью полировального круга из фетра, на который наносят небольшими порциями пасту ГОИ. Изделия из рога не следует сильно прижимать к кругу, так как от трения рог может перегреться и оплыть.

    Гнутье осуществляют при распрямлении (развертке) , а также для придания пластинам из рога нужной формы. Распрямленные роговые пластины обычно используют для приготовления гребней, ювелирных украшений и т. п. Перед гнутьем у рога отрезают монолитный конец, затем размягчают рог в кипящей воде в течение нескольких минут, вынимают, острым стальным ножом разрезают заготовку по образующей конуса. Тут же, не допуская охлаждения рога, развертывают усеченный конус щипцами с деревянными губками. Для полного распрямления полученную пластину помещают между горячими плитами пресса и выдерживают там в течение 20 минут. Из горячего пресса пластину помещают в холодный, где выдерживают до полного остывания и высыхания. Подобным образом распрямляют кольца и пластины, нарезанные из целого рога.

    Можно попытаться выпрямить разрезанный вдоль по выпуклой части рог с отрезанной монолитной вершиной, разогрев его в муфельной печи или в духовке. Держат в них рог с помощью металлических щипцов, стараясь не коснуться краем рога стенок печи. При достижении определенной температуры рог начнет разворачиваться. Далее горячий распрямленный рог охлаждают, зажав в прессе.

    Гнутье деталей скульптуры и ювелирных украшений можно проводить вручную. Так изготавливают браслеты, дужки подвесок, заколки для волос и т. п. Роговую заготовку разогревают в горячей воде, чуть остужают и руками придают нужный изгиб. Браслетам, мундштукам и др. удобно придавать нужную форму (гнуть) с помощью заранее изготовленного деревянного шаблона (рис. 14). Напомним, что поделки из рога очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающей среды. В связи с этим не рекомендуется гнутье из рога правильных геометрических форм.

    Прессованием из роговых пластин получают всякую мелочь: пуговицы, ложки, чашечки небольших равноплечих весов, медицинские лоточки и т. д. Для прессования лучше подходят тонкие роговые пластины (толщиной не более 5 мм). Поверхность материала выравнивают по толщине, шлифуют и полируют. Затем заготовки замачивают в чистой воде комнатной температуры и выдерживают примерно неделю для придания пластичности, после чего рог размягчают в горячей воде в течение нескольких минут и приступают собственно к прессованию. Как известно, прессование - обработка каких-либо материалов давлением, осуществляемая с помощью матрицы и пуансона. Матрицу в нашем случае представляет собой деревянный брусок из твердой древесины (бука, березы, дуба), в котором вырезано углубление, соответствующее по форме и по контуру получаемой поделке (ее нижней поверхности). Из такого же дерева вырезают пуансон, которым будут вдавливать пластину из рога в матрицу. Понятно, что рабочая часть пуансона (она выпуклая) по форме должна соответствовать форме поделки (ее верхней поверхности). При этом контуры матрицы «увеличивают» на две толщины пластины из рога. С помощью пресса пуансон вдавливают в расположенную на матрице пластину из рога и оставляют пластину в таком положении на 15 минут, после чего изделие охлаждают под струей холодной воды. Далее у полученной поделки обрабатывают края и т. д. Вот и все.

    Начинающим любителям-резчикам лучше всего начать работу по изготовлению из рога простых подставок для карандашей, пуговиц, гребней. Прикоснувшись к этому удивительному виду декоративно-прикладного искусства, вы увидите, что это очень занимательно, интересно и полезно.

    Взятые в качестве трофея рога оленя, лося, косули или клыки кабана подвергают обработке, чтобы придать им красивый вид.

    Рога нетрудно обработать самому охотнику. Для этого их вместе с лобной костью отпиливают от черепа, предварительно наметив линию отреза. Она должна проходить впереди ушей через середину глаз. Лобную кость вырезают с некоторым запасом, так как в последующем, после выварки трофея, необходимо ее выровнять.

    Вываривают лобную часть в котле, погружая ее в воду вместе с рогами до венчика. Воду быстро доводят до кипения и, продержав в ней лобную часть 15-20 мин, меняют. Воду менять следует несколько раз. Заканчивают выварку, когда шкура и мясо начнут легко отделяться от кости. Лобную кость после тщательной очистки отбеливают. Для этого ее обертывают ватой, обильно смоченной перекисью водорода, затем просушивают.

    Приготовленные рога прикрепляют к деревянной доске, имеющей различную форму, чаще всего в виде щита. Перед прикреплением добиваются того, чтобы задняя сторона черепной коробки плотно прилегала к подставке. Прикрепляют рога винтами, ввинчиваемыми с обратной стороны подставки. Для рогов косули можно использовать простую дощечку, отпиленную наискось от ствола дерева.

    Для извлечения клыков морду кабана предварительно распиливают между глазом и клыком. Отделенную часть варят 2,5-3 ч. После варки челюсти вынимают из котла и, не давая остыть, извлекают клыки. Клыки кладут в тот же котел, где они и остывают в жирной воде, приобретая защитный слой. После остывания удаляют нервы, сушат и натирают воском.

    Воском или эпоксидной смолой также заполняются внутренние части. Подготовленные клыки симметрично укрепляют на дощечке-медальоне.
    М.Кузнецов предлагает оригинальный способ снятия шкурки с зайца или кролика без ее повреждения. На го-ленном суставе делается разрез 2 см, куда под шкурку вставляется шланг автомобильного или другого насоса. Затем качают 8-10 раз, воздух отделяет шкурку от тканей, и дальнейшая ее съемка не представляется сложной.

    Каждый инструмент должен выполнять свою функцию. Большой охотничий нож используют при разделке и свежевании дичи, применять же его в качестве ключа для открывания консервов или отвертки недопустимо: заточка и строй клинка для этого просто не предусмотрены. Сталь считается хорошей, а заточка правильной, если охотник разделывает тушу лося без дополнительной правки клинка.

    О ночлеге следует подумать заблаговременно, до наступления темноты. Конечно, удобнее всего провести ночь под крышей походной палатки, имея спальные мешки. Если же их нет, можно устроить ночлег старым испытанным охотничьим способом. Прежде всего надо выбрать удобное место: в летнее время желательно недалеко от водоема, зимой там, где легко добывать дрова. Навес типа “балаган” - односкатный или двускатный шалаш для защиты от ветра и атмосферных осадков - сооружается в сухом месте, на лесной опушке или поляне. Осенью для обогрева рядом с навесом можно разжечь костер. В качестве подстилки можно использовать еловый лапник или сухие листья. Не рекомендуется устраивать ночлег под земляным или снежным навесом. Если ночлег организован у стога, костер разводить запрещается.

    Избегайте растущей в низинах лесной чащи, особенно березняка и осинника: там всегда сыро. Если есть палатка, ставьте ее задней стенкой против ветра; в дождь не прикасайтесь к ее крыше и стенкам - они протекут.

    Внимательное и бережное отношение к природе - главное правило поведения охотников во время охоты. Необходимо помнить, что в результате неумелого обращения с огнем прекрасные природные пейзажи могут превратиться в безжизненную территорию. Противопожарная безопасность - основное требование при выборе места для разведения костра.

    Запрещается разводить огонь под кронами деревьев или ближе 10 м от них, на торфяниках, вблизи камышовых зарослей, сухой травы и мха, в еловом и сосновом мелколесье.

    Можно разводить костры недалеко от водоема, в естественных ямах, на старых кострищах. Причем, костер необходимо окопать вокруг, чтобы огонь не распространялся дальше по земле. В наших условиях лучше разводить костры типа колодец, шалаш и дымовые.

    Костер-колодец. Дрова укладываются в виде колодца или сруба. Костер дает очень ровное большое пламя. На таком костре хорошо варить пищу.
    Костер-шалаш, Дрова укладываются в виде шалаша. На нем удобно просушивать одежду.

    Дымовые костры. Служат для сигнализации, а также для защиты от комаров. На обычный костер накладываются хвойные смолистые ветки и зеленая трава.
    Место для костра в радиусе 1 м необходимо очистить от сухих листьев, мха и других воспламеняющихся предметов. Нельзя бросать в костер еловые и сосновые ветки: они сильно дымят, еловые к тому же часто и далеко “стреляют” угольками и могут прожечь одежду. Нельзя разжи-гать.костер на торфяниках: торф даже осенью может разгореться через несколько дней после того, как привал будет покинут охотниками.

    Топливо для костра следует заготавливать из сухостоя или опавшего сушняка. К древесине, которая дает много искр, относятся: ель, сосна, можжевельник, сухой хвойный лапник (далеко “стреляет” угольками). Меньше искр и больше дыма дают: тополь, осина, ольха, особенно если они сырые, а также влажный хвойный лапник.

    Каждый охотник должен взять себе за правило: уходя с места стоянки, полностью гасить костер. Лучше всего залить его водой. Обязательно убрать за собой мусор на стоянке или привале. Закопать его в землю. Тогда место, где отдыхали охотники не потеряет своей привлекательности.

    Нодья лучше других типов костра обеспечивает охотнику комфортный ночлег в лесу в любое время года. Для нодьи берутся две сухие перестойные лесины диаметром до 30 см. Почти не искрят и обладают хорошей теплоотдачей сосна^ и ель, кедр и лиственница. Длина бревен должна немного превышать рост охотника. Если охотников двое-трое, то нодья ставится соответственно длиннее. Такой нодьи хватит на 2-3 короткие весенние ночи в лесу или на одну долгую ночевку в октябре-ноябре (Д. Загайнов).

    Верхнее бревно, зажатое с одного конца кольями, должно быть на 25-30 см длиннее нижнего. Под другой его конец подкладывается нетолстая сырая чурка или камень так, чтобы между обоими бревнами оставался 5-6-сантиметровый просвет, в который вкладывается сухая лучина или береста для разжигания. Чтобы растопка не падала на землю, некоторые охотники на уровне нижнего бревна кладут вдоль него на подпорках тонкие 4-5-сантиметровые жердочки, так называемые поднодейники.

    Чтобы защитить охотника от ветра, на удалении примерно 1м от нодьи ставится навес из жердей и лапника. В то же время он является экраном, отражающим тепло нодьи на спящего.

    Между экраном и нодьей вначале разводится небольшой костер: он прогревает землю для будущей постели, на нем охотник готовит свой незамысловатый ужин. Зажженной от этого костра лучиной разжигается конец нодьи. На месте костра - между нодьей и экраном устраивается постель: на прогретое костром место набрасывается лапник. К этому времени нодья раскалилась. Теперь обухом топора верхнее бревно между кольев осаживается так, чтобы пламя нодьи опало; бревна должны только “экономично” тлеть, отдавая тепло в стороны. В течение ночи “верхник” осаживается так несколько раз. Если нодья начнет гаснуть, огонь раздувают веткой. Ею же сметается слой пепла, постепенно скапливающийся на нижнем бревне.

    Вплотную к навесу втыкаются в землю 4-5 прутьев, к которым под углом 40-45° привязывается краем легкий полог-палатка размером 1 х 2 м. В такой палатке охотнику не страшны ни снег, ни дождь.

    С ночлега у хорошей нодьи охотник трогается утром свежий, бодрый, прекрасно отдохнувший после нелегкого охотничьего дня.

    Загрузка...