Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Оптимальный режим работы двигателя ваз 2103. Технические характеристики двигателей ваз

Двигатель ВАЗ 2103 с рабочим объемом 1,5 л представляет собой третье из четырех поколений тольяттинской классики. Он явился наследником моторов 2101 на 1,2 л и 21011 на 1,3 л. А сам мотор 2103 стал основой для создания движка 2106 на 1,6 л. На этом классическая линейка моторов закончилась, уступив место инжектору и переднему приводу.

Место в линейке двигателей ВАЗ

Вся классическая линейка АвтоВАЗа представляет собой переработанный мотор модели Fiat 124. Переделка была отнюдь не косметической, уже модель 2101 (1970 год) заметно отличалась от прототипа. Распредвал перенесли в верхнюю часть мотора, на 3 мм увеличили диаметр поршня, а на 5,5 мм уменьшили его ход. Тогда же двигатель стал приемистее за счет короткоходности.

Следом появился мотор 21011, диаметр цилиндра которого увеличили еще на 3 мм до величины 79 мм. За счет этого увеличился рабочий объем двигателя, немного подросла мощность. В 1972 году вышел в свет ВАЗ 2103 - первая четырехглазая модель «Жигулей». Она оснащалась новым и самым мощным на тот момент мотором в 71 лошадиную силу. Диаметр цилиндра вернули к значению 76 мм, а ход поршня увеличили на 14 мм. Рабочий объем составил 1452 кубических см. Этот мотор долгое время пользовался репутацией самого живучего. Даже пробег в 250 тысяч км не является для него непостижимой величиной при правильном уходе и штатной эксплуатации.

Преемник мотора 2103 (двигатель 2106) отличается от только увеличенным до 79 мм диаметром цилиндра.

Характеристики двигателя ВАЗ 2103

Технические характеристики двигателя 2103 отражают его положение в линейке моторов АвтоВАЗа. Его устанавливали на модели ВАЗ 2103, 21023, 21043, 21053, 21061, 2107. Это рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель внутреннего сгорания с двумя клапанами на цилиндр, который работает на бензине марки АИ-92. Для работы мотора используют масло от 5W-30 до 15W-40, при этом расход составляет 700 г на1000 км пробега.

Основные характеристики мотора ВАЗ 2103

В процессе жизненного цикла ВАЗ 2103 неоднократно проходила доработка двигателя и его усовершенствование. Были созданы инжекторная версия мотора, вариант с бесконтактной системой зажигания и масса других. Эти модификации отличаются улучшенными техническими характеристиками.

Ресурс двигателя ВАЗ 2103, заявляемый заводом-изготовителем, составляет 125 тысяч км. На практике ресурс нередко вдвое превышает заявленный.

Конструкция двигателя ВАЗ 2103

Устройство двигателя ВАЗ 2103 представляет собой классический мотор с верхним расположением газораспределительного механизма, который имеет высокий блок цилиндров. Карбюратор ВАЗ 2103 имеет распределитель с вакуумным регулятором опережения зажигания. Высота движка составляет 215,9 мм вместо 207,1 (у ВАЗ 2101). Это позволило нарастить рабочий объем до 1,5 л и применить коленвал с увеличенным ходом поршней.

Блок цилиндров ВАЗ 2103 отлит из специального чугуна. Межцентровое расстояние равно 95 мм, что дает возможность увеличить диаметр цилиндра с 76 до 79 мм. Головка блока цилиндров изготавливается из алюминиевого сплава, ее высота составляет 112,5 мм.

Для привода газораспределительного механизма (ГРМ) применяется двухрядная втулочно-роликовая цепь, имеющая 116 звеньев. Натяжитель цепи отсутствует. Для привода генератора и водяного насоса используется клиновидный ремень сечением 10×8 мм, длиной 944 мм. Коленчатый вал имеет радиус кривошипа 40 мм и обеспечивает ход поршня 80 мм.

Поршни и клапаны модели ВАЗ 2103 аналогичны поршням и клапанам модели 2101. Поршни делают из алюминиевого сплава с покрытием наружной поверхности оловом. Поршневые кольца изготавливают из чугуна. Бочкообразная поверхность верхнего компрессионного кольца хромируется. Нижнее компрессионное кольцо упрочняется фосфатированием. Маслосъемное кольцо имеет пружину-расширитель, шлифованную по торцам и по наружному диаметру.

Эксплуатация двигателя трешки

В целом эксплуатация двигателя не вызывает особых проблем. Своевременное выполнение регламентных работ, замена масла, регулировка карбюратора ВАЗ 2103, применение качественного моторного топлива обеспечивают продолжительный период работы мотора. Есть в эксплуатации двигателя и своя специфика, которую надо учитывать.

Одна из специфических черт двигателя 2103 заключается в том, что цепной привод газораспределительного механизма не имеет натяжителя цепи. Это приводит к необходимости периодической ревизии, а в некоторых случаях требуется и восстановление штатной работоспособности. Регламентная периодичность такой ревизии составляет 10000 км. Имея некоторый опыт, можно выполнить эту регулировку своими руками. Вот пошаговая схема действий:

  • полностью открутите колпачковую гайку натяжителя;
  • пальцем контролируя положение штока натяжителя, проверните коленвал на 1-1,5 оборота в направлении его вращения;
  • как только шток натяжителя утопится, пружина автоматически отрегулирует натяжение цепи через башмак;
  • закрутите колпачковую гайку.

Другой важной регламентной процедурой при эксплуатации мотора ВАЗ 2103 является регулировка тепловых зазоров клапанов. Необходимости ремонтировать клапан возникает, когда присутствует отчетливый стук в двигателе на малых оборотах. Регулировка осуществляется в следующем порядке:

  1. Совместите метки на шестерне и корпусе распредвала.
  2. Широким щупом 0,15 мм отрегулируйте 8-й и 6-й клапаны.
  3. Проверните коленвал на 180 градусов и отрегулируйте 4 и 7 клапаны.
  4. Проверните коленвал еще на 180 градусов, чтобы выставить 1 и 3 клапаны.
  5. Снова поверните коленвал на 180 градусов для регулировки 5 и 2 клапанов.

Проворачивать коленвал можно прокатывая автомобиль вперед на четвертой передаче.

Причиной такой неприятной ситуации, как перегрев двигателя, в 99 случаях из 100 является помпа. Ну а если мотор вдруг
затроил, то поиск источника проблемы может затянуться. Причин здесь достаточно много. Бывалые автолюбители советуют в процессе поиска перебирать все варианты один за другим, руководствуясь правилом «от простого к сложному». Тем не менее двигатель ВАЗ-2103, несмотря на перечисленные выше недостатки, считается не только одним из самых неприхотливых среди «классического» семейства «Жигули» – он еще и наиболее надежный. Такой вывод можно сделать на основании многочисленных отзывов – как владельцев ВАЗ-2103, так и других моделей, на которые он устанавливался.

Нередко владельцы «троек», желая добавить своему автомобилю мощности и резвости, форсировали двигатель. Вариантов здесь сразу несколько – начиная от расточки и заканчивая установкой компрессора с турбинами. Впрочем, наиболее простой и, соответственно, самый дешевый тюнинг – это расточка цилиндров на 3 миллиметра. После этого устанавливается 79-миллиметровый поршень от «шестерки» или ВАЗ-21011, и на выходе мы получаем движок с объемом 1,6 литра. Впрочем, по тем временам базовый 72-сильный двигатель, разгонявший автомобиль до 100 километров в час за 16 секунд, был вполне сопоставим с зарубежными аналогами. При этом «тройка» на момент начала ее массового выпуска была одним из наиболее динамичных представителей советского автопрома. Это сегодня «тройка» кажется тихоходом, тогда как для своего времени ее скоростные характеристики считались вполне приличными.

Три с половиной десятилетия назад в Тольятти начали выпуск «Жигулей» - автомобиля, определившего развитие советского (а потом и российского) автопрома на много лет вперед.

Двигатели заднеприводных ВАЗов

Три с половиной десятилетия назад в Тольятти начали выпуск «Жигулей» - автомобиля, определившего развитие советского (а потом и российского) автопрома на много лет вперед. Не секрет, что легендарная «копейка» является модернизированной копией Fiat-124 1966 модельного года. Однако советская малолитражка имела несколько существенных отличий от итальянского прототипа, наиболее важным из которых является другое «сердце».

Нижнему валу сказали «нет»!

Двигатель Fiat имел классическую конструкцию: нижнее расположение распределительного вала (в блоке цилиндров), блок и головку из чугуна… Советские конструкторы сочли его недостаточно современным и перспективным. Совместно с итальянскими специалистами его существенно модернизировали - в частности, при прежнем рабочем объеме 1198 см куб. межцентровое расстояние между цилиндрами увеличили до 95 мм и перенесли распределительный вал в головку блока, которую отлили из алюминиевого сплава. Кроме того, диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, что при уменьшении хода поршня (с 71,5 до 66 мм) улучшило приемистость двигателя (по старому ГОСТу мощность составила 64 л. с., а крутящий момент - 85 Нм).

Впрочем, двигатель 2101 (такой индекс в 1970 году присвоили как силовому агрегату, так и первенцу «ВАЗа» в целом) имел существенные недостатки - к примеру, в ходе эксплуатации выяснилось, что ресурс верхнего распредвала примерно вдвое меньше, чем двигателя, из-за чего эта деталь стала в СССР большим дефицитом. Хотя позже эту проблему решили, начав делать распредвал по иной технологии.

Базовый двигатель объемом 1,2 л устанавливался не только на «копейку», но и на другие модели «Жигулей» - «двойку», «пятерку» (модификация носила индекс 21051), а также экспортную версию модернизированной «копейки» - ВАЗ-21013. Мотор-ветеран продержался на конвейере вплоть до конца 80-х.

В середине 70-х появился двигатель 21011, которым оснащался не только автомобиль с таким же индексом, но и многие другие - та же «двойка», «шестерка», «Нива»… «Одиннадцатый» двигатель, по сути, являлся модификацией силового агрегата «копейки» с расточенными до диаметра 79 мм цилиндрами (ход поршня остался неизмененным). Мощность при этом увеличилась до 69 л. с., а крутящий момент - до 93 Нм.

«Высокий» блок - залог престижа

Создавая новые модели «Жигулей» (в то время их называли «люксовыми»), конструкторы стремились не только улучшать их внешность, но и повышать мощность их двигателей. Сначала объем мотора увеличили до 1,5 л, расширив ход поршня «копейки» до 80 мм с помощью более «высокого» блока цилиндров и коленвала с увеличенным радиусом кривошипа (диаметр цилиндров при этом остался 76 мм). Так в начале 70-х появился мотор-долгожитель 2103 (77 л. с./ 5600 об/мин, 110 Нм/ 3400 об/мин), который пользовался популярностью у поклонников ВАЗов благодаря сбалансированности характеристик. «Троечный» мотор устанавливался не только на ВАЗ-2103, но и на множество других «Жигулей» - на «четверку» (21043), «пятерку» (21053), «шестерку» (21061), «семерку» (2107)…

Сочетание «больших» цилиндров с «высоким» блоком (79х80 мм) позволило получить в середине 70-х 1,6-литровый двигатель 2106 мощностью 80 л. с. Он оказался впору самой престижной и дорогой на то время тольяттинской «классике» - ВАЗ-2106. Впрочем, «шестым» двигателем оснащали не только «шаху», но и другие модели классического семейства - естественно, самые дорогие и престижные (к примеру, ВАЗ-21074 многие считают лучшей моделью «ВАЗа», сочетающей в себе мощный «шестой» мотор с современным «седьмым» кузовом).

В начале 80-х «одиннадцатый» мотор еще раз модернизировали, заменив двухрядную цепь газораспределительного механизма ременным приводом. Такой шаг позволил сделать силовой агрегат тише и компактнее, но потребовал применения новых блока и головки, а также поршней, в которых появились выемки под клапаны (чтобы в случае обрыва ремня детали мотора «не встретились»). Самый прогрессивный в семействе «пятерочный» мотор устанавливали недолго - и только на «четверку», саму «пятерку» и «семерку» (модификация 21072). Но консервативно настроенные покупатели предпочитали более мощные и надежные агрегаты с цепью.

Со временем двигатели 2103 и 2106 вытеснили своих маломощных собратьев - нынешние «Жигули» оснащаются именно этими моторами, созданными в начале 70-х годов прошлого столетия…

На пределе

В 1993 году вершиной моторной «классики» стал новый двигатель - ВАЗ-21213, в котором новый коленвал с увеличенным числом противовесов (радиус кривошипа остался прежним - 40 мм) сочетался с расточенными до 82 мм цилиндрами. Рабочий объем этого мотора вырос до 1,7 л. Изменения внесли и в другие детали: усовершенствована головка блока, изменена камера сгорания и использованы новые поршни. Двигатель стал более мощным (76 л. с.) и, что немаловажно, «моментным» (125 Нм). Неудивительно, что агрегат с такими характеристиками стали использовать на «Ниве», для которой нелишним был каждый дополнительный ньютоно-метр.

У данного двигателя в середине 90-х появился еще более «объемистый» собрат - ВАЗ-2130, который прибавил «сто граммов» (1,8 л) за счет увеличения хода поршня (на 4 мм). Мотор стал мощнее (81,6 л. с., карб.) и тяговитее (134 Нм), что позволяло использовать его на самых тяжелых ВАЗах - удлиненной пятидверной «Ниве», названной «Кедр», и минивэне «Надежда». Кстати, «везущий» двигатель жалуют и любители тюнинга - благо «тридцатый» уже встречается в автомагазинах.

Инъекция бодрости

В 90-е годы 1,5-литровый мотор-ветеран «примерил» более прогрессивную систему питания: сначала его с прицелом на экспорт оснастили моновпрыском (ВАЗ-21073 и -21044), затем на базе двигателя ВАЗ-21213 был создан «214-й» с распределенным впрыском, который при том же рабочем объеме (1,7 л) оказался не только мощнее (81 л. с.) и тяговитее (129,5 Нм), но и соответствовал ужесточившимся европейским нормам токсичности.

В прошлом году было начато серийное производство еще одного полуторалитрового «инжектора» для «семерок». Как и мотор «Нивы», он оснащен распределенным впрыском, системой улавливания паров бензина и катализатором и соответствует требованиям Евро 2.

Среди преимуществ впрысковых моторов - более высокие мощность и крутящий момент (не всегда), а также более устойчивая работа. 1,7-литровая модификация мотора «классики» в инжекторном исполнении нашла свое место под капотом Chevrolet-Niva - российско-американского СП «GM-АвтоВАЗ».

Очень часто показатели того или иного мотора «классики» зависят от качества изготовления распределителя, настройки карбюратора и системы зажигания, в то время как для впрыска это не имеет никакого значения. Впрочем, за все надо платить: более современная система питания нуждается в квалифицированной диагностике и качественном обслуживании - «оживить» ее с помощью пары гаечных ключей и обычного насоса вряд ли удастся. С другой стороны, «четвертый» мотор - единственный из ныне выпускаемых соответствует нормам Евро 2, что, в принципе, нереально для карбюратора.

Вчера, сегодня… завтра?

Очевидно, что проверенные временем двигатели «классики» пока отправлять на покой не собираются. Их продолжают усовершенствовать, внедряя все новые и новые поколения систем впрыска и электронику. Карбюраторы уже в ближайшее время навсегда исчезнут со сборочного конвейера «АвтоВАЗа».

Дизель из Тольятти

Спустя десять лет после выпуска первого ВАЗа семейство «классических» агрегатов пополнила необычная модификация, работающая на… солярке. Дизельный мотор ВАЗ-341 явился результатом существенной модернизации «троечного» двигателя. В силу других условий работы дизеля конструкторам пришлось значительно усилить блок цилиндров и поршни (соотношение хода и диаметра - 76х84 мм). Чтобы компенсировать неравномерность работы мотора, цепной привод ГРМ заменили ременным, а сам клапанный механизм конструктивно напоминает «восьмерочный». Несмотря на некоторые недостатки этого двигателя (проблемы с обслуживанием в глубинке, высокие технологические требования к изготовлению), он пришелся впору утилитарной «четверке» (модификация 21045). Дизельная «четверка» выпускается мелкими сериями в опытно-промышленном производстве (ОПП) «АвтоВАЗа».

Разработана и более «объемная» модификация дизеля - ВАЗ-343. Благодаря увеличенному до 82 мм диаметру цилиндров (блок двигателя - оригинальный, невзаимозаменяемый с обычным) ее объем составляет 1800 «кубиков».

Двигатель 2101 21011 2103 2106 2105 21213 2130 21214 2130-10 341 21044
Рабочий объем, см куб. 1198 1290 1452 1570 1290 1690 1774 1690 1774 1524 1452
Диаметр цилиндров, мм 76 79 76 79 79 82 82 82 82 76 76
Ход поршня, мм 66 66 80 80 66 80 84 80 84 84 80
Максимальная мощность, л. с./об/мин 58,7 (64*)/5600 63,5 (69)/5600 71,4 (77*)/5600 74,5(80*)/5600 63,5/5600 76/5200 81,6/5400 81/5000 90/5400 48/4600 68/5300
Макс.крутящий мом., Нм/об/мин 85/3400 93/3400 110/3400 120/3000 93/3400 125/3000 134/ 3000 129,5/3600 140/3400 92,0/2500 103/3400
Система питания карбюратор впрыск ТНВД впрыск
* - Мощность в соответствии старому ГОСТу. В различных справочниках данные мощности и крутящего момента моторов могут отличаться, так как получали их по разным стандартам ГОСТ.., DIN…

Олег Полажинец
Фото Андрея Яцуляка

На автомобили ВАЗ-2106 устанавливались моторы 100260. Кроме этого автомобиля они также подходят и на все прочие классические модели ВАЗ от 2103 до 2107. Давайте рассмотрим, что представляют собой как устроен мотор, какие с ним бывают проблемы, как его ремонтировать.

Общее описание

Эти силовые агрегаты предназначены для установки на легковые авто малого класса. Выпускать моторы на Волжском автомобильном заводе начали с 1976 года. Этот же агрегат устанавливался на ВАЗ-21074, Ниву-2121.

Двигатель имеет ресурс в 125 000 км, однако, это только паспортные данные. Практика показывает, что двигатели ВАЗ-2106 способны проходить от 200 тыс. км и выше. Естественно, это при условии качественного и своевременного обслуживания. Мотор имеет потенциал в 80 л/с без каких-либо ресурсных потерь.

Технические характеристики

Итак, ВАЗ-2106-1000260 - это бензиновый силовой агрегат. Система питания может быть различной. Старые двигатели ВАЗ-2106 были карбюраторными, современные - инжекторные. Объем его составляет 1568 см3. По паспорту мощность составляет 77 л/с. Крутящий момент равен 104 Нм при 3000 об/мин.

Расход горючего в городе составляет 10,3 на 100 км пробега. На трассе можно ездить чуть экономнее. Расход составляет 7,4 л по паспорту. При эксплуатации автомобиля в смешанном цикле аппетиты составят около 10 л. Двигателям для эффективной работы нужно не только топливо, но и моторные масла - агрегат потребляет 0,7 л смазочной жидкости на каждые 1000 км пробега. Заливают в агрегат 3,5 л масла.

Отличительные особенности

Представляют собой довольно успешную доработку прошлой модели. В процессе создания силового агрегата инженеры применяли самые современные на то время технологии. Производитель ставил задачу усовершенствовать конструкцию и технические характеристики двигателя любой ценой и всеми доступными способами.

Мощность двигателя ВАЗ-2106 смогли увеличить при помощи увеличения общего действующего объема. Особое внимание при разработке и производстве инженеры уделяли улучшению качества обработки камер сгорания. Благодаря доработкам и модернизациям, на свет появился 10002011. Кроме диаметра, в этом блоке других отличий от базовой конструкции нет.

На производстве во время проведения технологических процессов инженеры и специалисты дают каждому цилиндру блока определенный класс. Сейчас можно выделить пять или более таких классов. Они различаются между собой на 0,01 мм. Этим классам присвоены символы - А, B, C, D, E. Чтобы выяснить, к какому классу причислен конкретный агрегат, достаточно заглянуть под двигатель. Буква указана внизу основания. с индексом 21011-10005011-10 осталась без каких-либо изменений. Для корректировки общего размера цилиндров разработчикам и инженерам пришлось применить новые прокладки ГБЦ.

Что касается поршней, то стандартные и принятые во всем мире поршни имеют массу похожих характеристики. В этом двигателе использовались детали поршневой системы от агрегата 21011. Номинальный диаметр такого поршня по паспортным данным составляет 79 мм.

Новая модификация двигателя имеет специальные цилиндрические лунки. Также увеличились объемы. В процессе работы в каждой области поршень прогревается более равномерно и не сразу, а постепенно. Таким образом, разработчикам удалось компенсировать тепловую деформацию. Также инженеры решили расположить в бобышках поршня специальные терморегулирующие пластины. С 1990 года силовые агрегаты комплектовались карбюраторами “ОЗОН” 2107-1107010-20, а также вакуумным распределителем зажигания.

Особенности эксплуатации

Двигатели для этой модели имеют определенные особенности, которые необходимо учитывать при использовании автомобиля. Рассмотрим, как правильно двигатель. Также перечислим типичные неисправности.

Предстартовый прогрев

Чтобы силовой агрегат мог работать долго, к нему нужно бережно относиться. Так, любой механизм, прежде чем начать активно работать, должен прогреться. Для нормального прогрева двигателя необходимо дать ему поработать в течении пяти минут на оборотах, близких к 2000 тысячам. Как понять, что можно начинать движение? Мотор сможет стабильно работать на холостых оборотах.

Распределительный вал

Работа двигателя ВАЗ-2106 имеет еще одну особенность. В процессе эксплуатации идет повышенный износ рапредвала. Об износе детали водитель может узнать по характерному стуку на холостых оборотах.

Он будет слышен даже при закрытом капоте и в салоне автомобиля. Для того чтобы обезопасить распределительный вал от преждевременного и интенсивного износа, требуется регулярно выполнять регулировку клапанов.

Замена масла

Если нарушать регламент производителя и не менять моторные масла вовремя, это приведет к износу цилиндров. Диаметр их увеличится на 0,15 мм. Не стоит заливать недорогие и некачественные масла. Уровень не должен быть ниже среднего. На пробегах автомобиля более 60 тыс. км. цилиндры при недостатке масла выйдут из строя.

Если агрегат потребляет больше масла, чем ему положено, это может говорить о том, что вышли из строя клапаны или же кольца. В данном случае первым делом замеряют компрессию и после этого ищут причину повышенных аппетитов.

Перегрев

Проблема перегрева актуальна для любых моторов. Если двигатель ВАЗ-2106 (карбюратор) закипает, а не греется в штатном режиме, то владельцу стоит обратить внимание на термостат.

Его меняют на более качественный. Также проблема может скрываться в забитом радиаторе. Дополнительно проверяют систему охлаждения. В ней может образоваться воздушная пробка.

Двигатель торит

Работа двигателя ВАЗ-2106 не всегда ровная и стабильная. Иногда вместо четырех цилиндров действует только три. Среди причин можно выделить несколько. Так, чаще всего всему виной ненастроенные или прогар клапана. Троение бывает также из-за горячей охлаждающей жидкости. Популярная причина - некачественное топливо в баке, неправильно работающий карбюратор, нарушение работы системы зажигания.

Дым из выхлопной трубы

Дымящийся двигатель требует капитального ремонта. Причина - необратимые нарушения в работе сальников клапанов или Техническая характеристика двигателя ВАЗ-2106 при этом меняется в худшую сторону.

Зимняя эксплуатация и запуск двигателя

Зимой производитель рекомендует запускать мотор вручную при помощи пусковой рукоятки. Также важно прогреть аккумулятор - для этого включают фары на пару секунд. Чтобы двигатель не глох, перед запуском выжимают сцепление. Все дело в том, что трансмиссионное масло в КПП слишком густое и ему нужно время, чтобы снова стать жидким. На зимних маслах таких проблем не будет.

Стартером мотор запускают только при выжатом сцеплении. Чтобы мотор не заглох, вытягивают подсос. Отпускать его следует максимально медленно по мере того, как двигатель прогревается и обороты двигателя ВАЗ-2106 снижаются до холостых.

Периодически нажимают и отпускают педаль акселератора, чтобы осуществлялась подача смазки к узлам и механизмам двигателя. Мотор должен функционировать на холостых оборотах не менее пяти минут.

Особенности капитального ремонта

Перед ремонтом первым делом осуществляют демонтаж. Для капитального ремонта этого двигателя понадобятся специальные инструменты - слесарные и измерительные. Процесс сборки лучше всего доверить специалистам, однако многие автолюбители собирают эти моторы самостоятельно.

Для демонтажа кожуха ГБЦ и маховика следует иметь определенный опыт или же обратиться на СТО. Особых навыков требует разборка пальцев. Также для выполнения капитального ремонта необходимы навыки диагностики. Завершает ремонтные работы установка двигателя ВАЗ-2106 обратно в автомобиль.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет силовой агрегат модели ВАЗ-2106. Мотор довольно слабый, поэтому на данный момент многие автовладельцы занимаются тюнингом и доработками этого двигателя. Частый вид тюнинга - установка 16-клапанной головки блока. Это позволяет увеличить мощность на 20 процентов. Бюджет тюнинга не превышает 20 тысяч рублей. Некоторые устанавливают турбонаддув, однако это весьма дорогое удовольствие.

Двигатель ВАЗ 2103, как и все классики, является 4-х тактным рядным карбюраторным мотором. Этот вид силового агрегата устанавливается на модели «Жигулей»: 2-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю.

Технические характеристики ВАЗ 2103

Распределительный вал находится в верхнем положении. Смазочная система - комбинированная: с нормированным давлением моторного масла и разбрызгивающей системой. Двигатель 2103 охлаждается в закрытой системе с принудительной циркуляцией. Имеет 8 клапанов, объем одного цилиндра - 1,45 л. Мотор ВАЗ 2103 обладает степенью сжатия равную 8,5; ходом поршня - 80 мм, крутящим моментом - 104 Нм/3400 оборотов в мин.

Блок цилиндров - литой высокопрочный чугун. Головка блока цилиндров - алюминиевый сплав. Распределительный вал - чугун. Поршни - алюминиевый сплав, покрытие оловянное, поршневые кольца чугунные.

Силовой агрегат 2103 оборудован карбюратором 2107-1107010-20 с регулятором опережения зажигания вакуумного типа. Система зажигания движка ваз 2103 может иметь один из трех видов: бесконтактный, классический, контактный.

Вес силового агрегата равен 120,7 кг, мощность двигателя ваз 2103 - 71 л. с. соответственно.

Классификация двигателей ВАЗ и мнения потребителей и автовладельцев свидетельствуют о высоком качестве 2103 в линейке вазовских моторов. Характеристика двигателя ваз 2103 - это наиболее надежный и неприхотливый силовой агрегат.

Невысокая стоимость многих запасных частей двигателя ваз классика очень привлекательна для многих автовладельцев. Каждый водитель заинтересован в том, чтобы его машина долго радовала бесперебойной работой двигателя и поэтому комплектуют свой агрегат качественными запчастями.

Наиболее частые дефекты ваз 2103 и их причины

Как и все ДВС, мотор 2103 может обладать неисправностями, особенно для него характерны следующие поломки:

  1. Не запускается движок.
  2. Глохнет мотор на холостых оборотах или имеются плавающие обороты.
  3. Повышенное потребление моторной смазки.

Если вазовский движок невозможно запустить, это может быть вызвано следующими причинами:

  • горючее не поступает в карбюратор;
  • топливный фильтр чрезмерно загрязнен;
  • поломка бензонасоса;
  • не срабатывает клапан карбюратора электромагнитный.

При признаках, описанных во втором пункте, причины следующие:

  • нарушения в регулировках холостого хода;
  • поломка карбюратора;
  • не отрегулированы зазоры между кулачками и рычагами распределительного вала.

Если потребление масла повышено, наблюдаются такие причины:

  • масло протекает через изношенные уплотнители;
  • чрезмерный износ поршневых колец или стенок цилиндров;
  • маслоотражающие колпачки клапанов повреждены либо изношены.

Восстановление функций силового агрегата

Чтобы устранить выявленные неисправности и произвести ремонт двигателя ВАЗ 2103, необходимо выполнить следующие операции:

  1. Устранить препятствия, мешающие прохождению топлива. Для этого проводится промывка или продувание трубок, по которым проходит топливо, и топливного фильтра.
  2. В случае необходимости нужно заменить фильтр топливный на новый экземпляр.
  3. Произвести чистку или полную замену бензонасоса.
  4. Осмотреть и диагностировать электрическую проводку, убедиться в ее целостности.
  5. Произвести регулировку режима холостого хода.
  6. Жиклеры и каналы, расположенные в карбюраторе, также необходимо прочистить.
  7. В пусковом устройстве карбюратора демонтировать диафрагму и установить новый образец.
  8. Произвести регулировку зазоров в газораспределительном механизме.
  9. Для уменьшения расхода масла нужно сменить прохудившиеся сальники и изношенные прокладки.
  10. Замена деформированных поршней и маслоотражающих колпачков.
  11. Расточка цилиндров.

Регулировка клапанов ВАЗ 2103 производится в соответствии с инструкцией, схема и описание находятся в документации к автомобилю. Невыполнение регулировок может привести к увеличению расхода топлива, снижению мощности силового агрегата и полному прогоранию клапанов.

Если ремонт своими руками не дал ожидаемых результатов, а также при возникновении иных неисправностей необходимо произвести тщательную диагностику и ремонтировать мотор впоследствии в специализированных станциях технического обслуживания автомобилей.

Квалифицированные мастера на специальных стендах и при помощи современного оборудования точно определят причины выхода из строя мотора и произведут качественный ремонт двигателя 2103.

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Не всегда характеристики двигателя ваз, которые имеет двигатель ваз 1.5 2103, удовлетворяют их владельцев. Многие хотят иметь тюнинговый форсированный движок.

С этой целью производят следующие модернизирующие операции:

  1. Расточка каждого цилиндра на три миллиметра под поршень диаметром 79 мм, в результате получается объем 1,6 л вместо предыдущего варианта в 1,5 литров. Тонкие стенки цилиндров не позволяют производить дальнейшую расточку.
  2. Для большего увеличения объема и мощности увеличивают ход поршня, чтобы его протяженность достигала 84 мм, при этом снижаются обороты двигателя.
  3. Чтобы еще сильнее увеличить мощность используется коленчатый вал, взятый с модели ВАЗ 2130.
  4. Доводка головки блока цилиндров, заключающаяся в полировке и расточке каналов, что позволяет уменьшить впускное сопротивление, мощность увеличивается еще на 10 процентов.
  5. Установка 0,5 бар компрессора позволяет также дополнительно добавить мощности. Новая мощность становится равна 125 л. с.
  6. Правильный подбор распредвала.

Распределительный вал выбирается по определенным правилам, чтобы поршень имел увеличенный ход (например, распредвал с Нивы).

Чтобы еще более улучшить технические характеристики и возможности мотора, необходимо применять турбоклассику, в которую придется вложить немало средств.

Загрузка...