Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Первый опорный. Что такое опорный ВУЗ? Для чего он необходим

Работа в интересах развития экономики региона - основной приоритет для опорных университетов, созданных в рамках проекта Минобрнауки России. Сегодня в России в общей сложности 33 вуза имеют статус "опорных". Вместе с этим наименованием они получили и дополнительное бюджетное финансирование в общем объеме три миллиарда рублей. Опорные вузы активно включились в реализацию как национального приоритетного проекта "Вузы как центры пространства для создания инноваций", так и своих стратегических программ развития, напрямую связанных с программами развития их регионов. Отголоски этой активности уже почувствовали на себе субъекты федерации, в которых находятся "опорники": там резко сократился отток талантливой молодежи, на базе опорных университетов создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, запускаются социальные проекты. Работодатели подключаются к внедрению новых образовательных программ и все активнее начинают выступать в качестве заказчиков научных исследований у университетов. Наличие столь активных вузов в регионах важно и для развития технологического и социального предпринимательства, уверены в Министерстве образования и науки РФ. Руководитель Минобрнауки России Ольга Васильева прокомментировала первые результаты реализации программы по созданию опорных университетов.

Как сегодня, спустя почти полтора года с момента старта, можно оценить результаты реализации проекта "Опорные университеты"?

— Перед опорными университетами стоит обязательная триединая задача: вуз должен стать для региона центром науки, подготовки кадров и социокультурного развития территории. Региональная власть, со своей стороны, участвует в этом процессе, она заинтересована в решении поставленных задач. Вузы прошли жесткий отбор, прежде чем стать опорным университетом. Важным критерием получения статуса "опорный" было то, какой вклад университет может внести в развитие родного региона. В первую очередь, они должны были понять основные вызовы и задачи, стоящие перед ними, и направить на это свои усилия, выстроить конструктивное взаимодействие как с региональной властью, так и с промышленностью. Стать настоящими центрами притяжения, драйверами развития регионов. У многих вузов это получается. Регионы также показали свою заинтересованность в развитии и поддержке "опорных университетов", их программы развития и программы стратегического развития регионов плотно сопряжены.

Реализацию заявленного университетами уровня достижения ключевых показателей субъекты уже почувствовали на себе: сокращается отток талантливой молодежи из регионов, работодатели включаются в проведение образовательных программ, становятся заказчиками научных исследований, на базе вузов запускаются социальные проекты, создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. Это важно для технологического и социального предпринимательства, развитию которого будет также способствовать создание центров инноваций на базе университетов в рамках реализации приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций". Все это должно позволить опорным вузам стать в регионах России точками инновационного роста. Мы рассчитываем, что опорные университеты, которые также примут участие в отборе, станут "флагманами" среди таких университетских центров.

- Статус "опорного" присваивается навсегда? Или вузам, получившим его, все-таки не стоит расслабляться?

— При проведении конкурса на получение статуса "опорный университет" перед членами Совета при Минобрнауки России, в состав которого, кроме представителей министерства, входят представители администрации Президента РФ, ассоциаций работодателей, региональных органов власти, профессионального и экспертного сообщества, стояла задача отобрать лучшие проекты вузов, которые способны внести существенный вклад в развитие своего региона. Каждую программу развития, представленную в заявке, мы рассматривали детально, учитывая потребности каждого региона, его мнение относительно актуальности создания такого вуза на его территории, а также возможности и особенности конкретного университета. В числе основных целей пятилетних программ развития опорных вузов — рост доли выпускников, трудоустроившихся в экономике региона, показателей публикационной активности научных и педагогических работников, объема НИОКР и увеличение доходов вуза из всех источников. Для реализации программ развития опорные университеты получают дополнительные субсидии, сумма которых рассчитывается для каждого вуза индивидуально. Недостижение ключевых показателей результативности, может привести к исключению опорного университета из числа победителей, получающих государственную поддержку. Об этом следует помнить. Если вуз не оправдал возложенные на него ожидания в части обеспечения региона необходимыми высококвалифицированными кадрами, не смог развить свой образовательный и научный потенциал, такой серьезный статус не для него.

- Каковы перспективы развития проекта? Стоит ли ожидать новую волну конкурса по созданию "опорников"?

— Сегодня опорными университетами признаны 33 университета, ставшие победителями первого и второго этапов конкурсного отбора. На государственную поддержку таких программ развития Минобрнауки уже выделило около ₽3 млрд. К 2019 году планируется создать опорные университеты более чем в 50 субъектах РФ. Их общее количество в разных регионах страны может достигнуть девяноста. Это очень большая и серьезная программа, нацеленная на трансформацию существующих университетов в центры генерации современных исследований, подготовку квалифицированных кадров и создание новых рабочих мест. Эффективно реализовать свои программы развития совместно с региональными властями — обязанность каждого опорного университета. Количество поступивших заявок от вузов на конкурсы первой (2016 год) и второй (2017 год) волны наглядно показывает растущий интерес к проекту. И мы, безусловно, продолжим его дальнейшее развитие.

Опорные университеты сегодня разбросаны по всей стране. Практически каждый из них за короткое время, прошедшее с начала реализации программы по их поддержке, успел отличиться тем или иным образом: где-то при участии вуза инициировано создание нового технопарка, где-то резко сократился отток молодых специалистов из региона, а кто-то уже смог зарекомендовать себя как надежный партнер для местных промышленников.

Программа создания опорных университетов, объявленная почти год назад Министерством образования и науки РФ, начала свою работу в субъектах Федерации. К вузам-кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования, однако участие в программе может принести пользу как самому университету, так и всему региону, где он находится, утверждают эксперты.

Летом 2015 года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов объявил о запуске масштабной реформы высшего образования. Планируется, что небольшие региональные вузы будут объединяться в многопрофильные опорные университеты, которые получат дополнительную финансовую поддержку от государства.

До конца 2016 года в России планируется создать 20 таких вузов, спустя год - еще около тридцати. Постепенно общее число опорных университетов в стране должно достичь 150. Предполагается, что они усилят высшее образование в регионах. Конкурс на создание опорных университетов начался в октябре 2015 года. Спустя три месяца после нескольких этапов отбора экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил список из первых 11 опорных вузов. На сегодняшний день в регионах началась работа по их формированию.

Усилить высшее образование в регионах

В 2016 году Минобрнауки России утвердило программы развития 11 первых опорных университетов. В новой инфографике сайт – чем отличаются университеты со статусом опорного от прочих вузов страны.

Нынешняя реформа высшего образования стала четвертой за последние несколько лет, рассказал РИА Новости исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) Иван Никитин. "Сначала создавались университеты федеральные, потом национально-исследовательские. Вслед за ними выделялись вузы, которые приняли участие в программе "5-100". Во всех случаях речь шла о лидерстве либо на международной арене, либо на федеральном уровне. Сегодня же опорные вузы создаются с целью поддержки регионального развития", — отметил он.

Сегодня качественное образование в России можно получить не только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, именно поэтому Минобрнауки хочет усилить базовые вузы в регионах, полагает проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Олег Баулин. "Перед опорными вузами стоит задача более тесной интеграции с регионом и профильными предприятиями по всем основным направлениям деятельности — образовательному, научно-исследовательскому и инновационному, воспитательному и социальному. Опорные вузы — это центр притяжения. Здесь абитуриенты и студенты хотят получать образование, сотрудники - работать. А организации-партнеры и государственные органы обращаются сюда за решением производственных и других задач", — рассказал он РИА Новости.

Статус опорного вуза, прежде всего, важен для самого университета. Но он также имеет значение и для региона, ведь каждый опорный вуз должен стать своего рода коммуникационной площадкой, местом, где обсуждаются и принимаются решения, считает Иван Никитин. "На базе опорных вузов в ряде случаев будут действовать профессиональные саморегулируемые организации, которые займутся разработкой отраслевых стандартов и общественно-профессиональной аккредитацией. Кроме того, создание опорных вузов поможет регионам сохранять у себя сильных абитуриентов, которые сегодня предпочитают уезжать на учебу в столичные города", — пояснил он.

Портрет идеального кандидата

Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один. Если же пока такая реорганизация не происходит, вуз должен предоставить в конкурсную комиссию документы о том, что она будет проведена в ближайшее время. Это ключевое условие, отмечают эксперты. Есть и другое требование, связанное с финансами. В положении о проведении конкурсного отбора говорится о том, что государство будет ежегодно, в течение срока от 1 года до 3 лет, выделять вузу до 200 млн рублей.

"Но эти деньги - это не единственные средства, которые должны быть заложены в программу развития опорного вуза. Также предусматривается и софинансирование со стороны самого университета. Как правило, это деньги, которые выделяются региональными партнерами вуза. Университет должен сам найти и указать в документах источник этих средств", — рассказал Иван Никитин.

Эксперты также будут оценивать, насколько предложенная вузом программа развития позволит ему достичь целевых ориентиров. Среди них размер вуза (в нем должны учиться не менее 10 тысяч студентов), количество программ, по которым реализуется образовательная деятельность (не менее 20), и так далее. Есть требования и относительно научного потенциала вуза. "Одним словом, вуз должен быть крупным, многопрофильным и вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность на коммерческих началах", — подчеркнул исполнительный секретарь ЕАОКО.

Опыт Уфимского нефтяного

Одним из первых вузов, отобранных министерством в качестве опорных, стал Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), который сегодня готовит специалистов по ключевым направлениям экономики Башкирии и обладает репутацией самого востребованного вуза республики. У университета есть и опыт реорганизации путем слияния образовательных учреждений, и другие необходимые компетенции, рассказал Олег Баулин. "Более 50 лет в нашем университете функционирует Архитектурно-строительный институт — отдельно расположенное структурное подразделение университета. Кроме того, УГНТУ имеет статус опорного вуза Газпрома, что предлагает подобный проектно-целевой подход и программные мероприятия", — пояснил он.

Согласно программе развития УГНТУ, которую одобрило министерство, вуз должен стать, с одной стороны, опорой региона, а с другой, - опорой профильных отраслей промышленности и сферы услуг. "Под словом "опора" мы понимаем не только обеспечение региона и промышленности кадрами, не только выполнение научных исследований и оказание услуг, но и генерацию инноваций, которые смогут развивать регион и промышленность", — подчеркнул проректор.

Надежды и опасения

От образования опорных университетов в первую очередь выиграют студенты, которые будут в них учиться, полагают эксперты. Новые возможности и преимущества проявятся по всем направлениям деятельности университета - от образования и науки до спорта. Значительно вырастут возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширится круг партнеров по программам "двойных" дипломов, сетевому взаимодействию. Будет усовершенствована научная материально-техническая база, будут развиваться общежития и спортивные сооружения и так далее.

"За счет укрупнения университета мы увеличим число образовательных программ с углубленным изучением иностранных языков, в формате сетевого взаимодействия, программ прикладной-инженерной подготовки. Многие из них будут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий", — рассказал Олег Баулин.

Он выразил надежду, что положительный эффект от реорганизации вуза также почувствуют преподаватели и сотрудники, поскольку укрепится материальная база кафедр, возрастут возможности по организации стажировок, мобильности, научным публикациям. Когда два вуза объединяются, как правило их сотрудники начинают беспокоиться, не ждет ли их сокращение. По мнению Ивана Никитина, их опасения нередко преувеличены.

"Действительно, при объединении часть управленческих позиций оказываются дублирующими и происходит их оптимизация. Но ни в одной программе развития речь не идет о сокращении профессорско-преподавательского состава. Скорее всего, слияния вузов будут происходить достаточно безболезненно", — отметил он.

На сегодняшний день трудно говорить, достигнет ли программа создания опорных вузов поставленной цели регионального развития, полагает научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин.

"Как говорится, цыплят по осени считают. Но сама задача укрепления региональных вузов, повышения качества образования в них их и их связи с региональной экономикой и социальным развитием является исключительно важной. Сама программа устроена, как мне кажется, разумно. Другой вопрос, что нынешняя экономическая ситуация не самая лучшая для нее. Но шансы есть", — заключил эксперт.

Все перечисленные в этом списке вузы получают статус "опорных" с выделением дополнительного финансирования, направленного на обеспечение учебного процесса. Финансирование будет направлено на открытие дополнительных факультетов и направлений науки и образования, строительстве дополнительных учебных корпусов и общежитий.

Опорный вуз - это крупный сильный университет, ведущий образовательный центр в субъекте РФ, созданный за счет объединения нескольких региональных вузов. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тысяч, доходы вуза - не менее 2 млрд рублей.

51 опорный вуз России

Министерство образования сообщило, что 51 российский вуз приобрел новый статус инновационного и технологического центра региона. Такое решение было принято по результатам проводимого конкурса, в котором приняли участие 121 университет из 63 регионов. Эти вузы были назначены центрами развития инноваций и точками роста для экономики и социального развития регионов.

Согласно планам ведомства, эти университеты станут центрами притяжения абитуриентов, станут более привлекательными и будут способствовать массовому оттоку абитуриентов из столиц.

В 2018 году эти университеты для развития получили 13 миллиардов рублей.

Отбор университетов осуществлялся на основании двух экспертиз. Одну из них проводили российские компании-работодатели, а вторую – эксперты профессионального сообщества и представители вузов.

Отметим, что согласно планам Министерства образования, таких вузов в регионах должно быть не менее 100. К концу 2018 года на их базе появятся различные инновационные инжиниринговые центры, будут развиваться социально-экономические, инженерные, педагогические направления подготовки.

Большое внимание будет уделено запуску магистерских программ, направленных на освоение навыков технологического предпринимательства.

Вузы, получившие новый статус инновационного и технологического центра региона

  1. Алтайский государственный университет
  2. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  3. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
  4. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  5. Волгоградский государственный технический университет
  6. Волгоградский государственный университет
  7. Воронежский государственный технический университет
  8. Воронежский государственный университет
  9. Вятский государственный университет
  10. Дальневосточный федеральный университет
  11. Донской государственный технический университет
  12. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  13. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ)
  15. Кемеровский государственный университет
  16. Костромской государственный университет
  17. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  18. Кубанский государственный университет
  19. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  22. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
  23. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
  24. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
  25. Новосибирский государственный технический университет
  26. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
  27. Петрозаводский государственный университет
  28. Поволжский государственный технологический университет
  29. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  30. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  31. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
  32. Севастопольский государственный университет
  33. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  34. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  35. Северо-Кавказский федеральный университет
  36. Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
  37. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  38. Сибирский федеральный университет
  39. Ставропольский государственный аграрный университет
  40. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
  41. Тихоокеанский государственный университет
  42. Тольяттинский государственный университет
  43. Тюменский государственный университет
  44. Тюменский индустриальный университет
  45. Ульяновский государственный университет
  46. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  47. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  48. Череповецкий государственный университет
  49. Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова
  50. Южный федеральный университет
  51. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Ранее Правительство также утвердило список из восьми вузов, в которых будут созданы военные кафедры:

  • Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
  • Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
  • Государственный университет морского и речного флота адмирала С. О. Макарова
  • Забайкальский государственный университет
  • Камчатский государственный технический университет
  • Петрозаводской государственный университет
  • Российский университет транспорта
  • Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Военная кафедра - представляет собой специальное учебное подразделение при вузе, которое осуществляет подготовку офицеров, сержантов и представителей других военных званий. Прохождение обучения на военной кафедре дает возможность после окончания вуза быть зачисленным в запас Вооруженных сил и не служить в армии - иными словами, получить военный билет.

Что это такое и кто туда будет поступать?

Многие родители и их дети, оканчивающие школу, при выборе вуза рассматривают не только заведения, расположенные в своем населенном пункте, но и в других городах. Как правило, это крупные университеты в Москве, Петербурге и региональных центрах. Какие из этих вузов самые перспективные? Многие считают, что выбирать следует опорные вузы России.

Что это за программа?

Уже несколько лет система образования в нашей стране находится в процессе серьезного реформирования. Существенное место в этом направлении занимает ряд комплексных мер по реорганизации деятельности высших учебных учреждений. При этом Минобрнауки всячески содействует созданию региональных опорных вузов, которые представляют собой объединение образовательных организаций для того, чтобы сформировать общие программы обучения. По словам представителей Министерства, данный процесс происходит добровольно и уже приносит свои плоды.

Причиной слияния вузов (иногда даже совсем разного профиля) чиновники называют уменьшение числа одиннадцатиклассников, а также необходимость повышать авторитет российского высшего образования за рубежом. Планируется сформировать около 100-150 крупнейших вузов, где сконцентрируются лучшие из современных инноваций в области обучения студентов и развития науки.

Что же такое опорный вуз? По замыслу руководства Минобрнауки, это региональный государственный университет, организованный на базе самой успешной организации с помощью слияния с ней других образовательных учреждений, находящихся в данном регионе страны. Предполагается, что такие крупные учреждения станут образовательными центрами, в которых получат свое развитие обучающие, инновационные, научно-исследовательские и социальные направления деятельности. У студентов появится возможность качественно учиться, у научных сотрудников - успешно работать, у партнеров и государственных учреждений - заниматься решением производственных и прочих задач.

Чтобы участвовать в проекте формирования опорных учебных заведений, университетам федерального подчинения требуется составить заявление, в котором следует указать следующие моменты:

  • отметить свое решение заняться реорганизацией образовательного учреждения;
  • обозначить направления работы до 2020 года и способы достижения поставленных целей;
  • сформулировать концептуальный план, по которому будет развиваться взаимодействие с коллективом научных работников и преподавателей.

Однако не все университеты получили право участвовать в проекте. К примеру, МГУ имени Ломоносова и Петербургский госуниверситет не могут стать опорными вузами, также остались за рамками другие крупные образовательные учреждения, которые уже были укрупнены до того, как новый процесс слияния вузов стартовал.

Сейчас в рамках программы работают 11 участников.

Это государственные технические университеты: Уфимский, Самарский, Омский, Костромской, Донской, Воронежский, Волгоградский.

А также Госуниверситеты: Тюменский, Сибирский, Орловский, Вятский.

По мнению специалистов, данные крупнейшие вузы станут базой для мощного развития системы высшего образования в регионах. А также воспрепятствуют оттоку успешных абитуриентов в престижные университеты Петербурга, Москвы, Новосибирска.

Также развитию регионов будет способствовать тот факт, что вузам предоставят дополнительный бюджет - 200 миллионов ежегодно в течение действия проекта, то есть от одного до трех лет. Пока решение о таких размерах финансирования принято относительно Вятского госуниверситета, Костромского технологического университета и Орловского университета имени Тургенева.

По окончанию срока дополнительного финансирования, опорные вузы отчитаются о достижении целей и перейдут на собственный бюджет.

Какие цели должны быть реализованы?

  • На каждую сотню студентов требуется не меньше восьми преподавателей, имеющих ученую степень.
  • В опорном вузе должны проходить обучение как минимум 100 тысяч студентов.
  • Размер ежегодного дохода должен быть примерно два миллиарда рублей.
  • Должна осуществляться подготовка учащихся не менее, чем по 20 специальностям.
  • Все научные проекты должны получать финансирование около 150 000 руб.

Множество экспертов активно поддерживают идею формирования опорных вузов, однако у нее есть и оппоненты. Например, Левченко, глава администрации Иркутской области. По его мнению, такая реорганизация должна быть доступна любому успешному университету.

Одиннадцатиклассникам и родителям сегодняшних выпускников следует самим решать, какой вуз выбрать, учитывая все перспективы, которые дают действующие и планирующиеся реформы и реорганизации.

Которые получат поддержку как имеющие ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Какие результаты уже принесло введение опорных вузов и чего ждать от проекта, «Газете.Ru» рассказал Олег Лешуков, руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Института образования .

— Люди больше слышали о программе поддержки вузов «5-100», чем о программе опорных вузов. Каковы результаты первого этапа этого проекта, в котором уже участвуют 11 вузов?
— Одним из формальных результатов является увеличение среднего балла ЕГЭ. Рост небольшой, в пределах нескольких баллов, но он есть. Но самое важное — это качественные изменения, которые стали происходить в этих университетах. Мы видим, что практически все из них стали работать со школами, что до недавнего времени не всегда было в центре внимания. Вузы, участвующие в этой программе, берут обязательства стать центрами привлечения талантов —

фактически удерживать в своих регионах талантливых выпускников, чтобы они не уезжали в столичные университеты.

Вузы стали рассматривать эти задачи для себя как профильные. Они стали открывать профильные инженерные классы, расширять свои сети партнерских школ. В Красноярске, где находится опорный вуз, Сибирский государственный аэрокосмический университет, в качестве приоритетного оказался проект создания Техношколы — детальная точечная работа со школьниками, планирующими дальше идти по инженерной стезе, генерировать стартапы, работать в технологических компаниях.

Второй результат — изменение стратегии развития вузов и внутреннего менеджмента. Все опорные вузы консолидируют свой потенциал на определенных точках роста — например, создании новых лабораторий, открытии новых магистерских программ.

— Сколько денег получили вузы первой волны?

— Часть вузов получили по 100 млн, часть — 150 млн. Объем софинансирования у всех разный.

— Какие новые критерии добавились для участия в конкурсе второй волны?
— Было добавлено 2-3 индикатора, таких как количество команд, которые находятся в бизнес-инкубаторах вузов, совокупный оборот малых инновационных предприятий для вузов и т.д. А основные индикаторы — это численность студентов, общий доход вуза, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника, доля трудоустроенных выпускников в течение года после выпуска…

— В чем разница проекта опорных вузов с программой «5-100»? Вузам не мешает борьба за вхождение в эти две программы?
— Ответ простой. Конкурс опорных вузов не является конкурентом для «5-100», это разные сегменты высшего образования, и в этом его особенность. Вузы из «5-100» более ориентированы на международную глобальную конкурентоспособность, борются за места в международных рейтингах и включение в глобальные академические сети.

У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся.

— Какие сложности и вопросы возникли в реализации первой части проекта?
— Этот конкурс отражает общемировой тренд на выделение когорты вузов, призванных работать на местах и содействовать средовому региональному развитию. Если говорить о первой волне, то требование слияния университетов было серьезным вызовом в первую очередь.

— Откуда оно взялось? Почему вообще надо с кем-то слиться, чтобы участвовать в конкурсе?
— Сейчас сложно воспроизвести основания, которые в него закладывались, но есть ряд зарубежных исследований, которые говорят, что многопрофильные крупные университеты могут быть более успешными, чем небольшие нишевые. Есть, правда, и прямо противоположные точки зрения, это требует дополнительной аналитики. Но этот вызов потребовал изменения корпоративной культуры, когда преподавательский состав одного вуза сливается с преподавательским корпусом другого вуза, возникает необходимость оптимизации оргструктуры и так далее.

— Как привлекают софинансирование вузы из небогатых регионов, где нет крупной промышленности?
— Вузы, находящиеся в развитых промышленных регионах, закладывают в своей программе работу с этими предприятиями. Вузы из небогатых регионов начинают брать на себя роль по выработке предложений по социально-экономическому развитию региона. Например, в Кирове Вятский госуниверситет запустил программу формирования кадрового резерва для региональной администрации.

— Создать кадровый резерв для администрации — важная регионообразующая задача?
— Вуз берет на себя задачу поддержки региона в части выработки модели социально-экономического развития региона.

Этот конкурс подталкивает их к тому, чтобы занимать такую проактивную позицию.

— Можно ли сказать, что первая волна проекта уже добавила региональным вузам привлекательности для абитуриентов?
— Программе всего один год, пока рано делать какие-то выводы. Но в пользу положительных эффектов говорит упомянутый рост балла ЕГЭ, а работа со школами должна приводить к тому, что больше выпускников школ будет знать, что есть возможность обучения в опорном вузе. Новый статус вузов делает их более заметными в общем ландшафте системы высшего образования. Это станет дополнительным стимулом для школьников и их родителей обращать на них внимание.

Загрузка...