Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Расход по минтрансу. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);


В министерстве транспорта были сформированы нормы расхода топлива на 2017 год (таблица от Минтранса) , которые следует знать всем предпринимателям. Такой нормой определяется среднее необходимое количество бензина, газа или солярки, в зависимости от вида автомобильного транспорта и с учетом конкретного километража. Зачастую литраж рассчитывается на путь длительностью в сто километров.

Норма расхода топлива является актуальным показателем для всех организаций, которые владеют служебными машинами. Под категорию служебных машин попадают все транспортные средства, которые зачислены в баланс предприятия, и используются для выполнения рабочих задач.

Естественно, что все транспортные единицы нуждаются в топливе для того, чтобы они могли использоваться предприятием. Обеспечить этим топливом их должна сама компания, а все соответствующие расходы учесть в налоговой проводке и бухгалтерской документации. С помощью норм расхода для каждой транспортной единицы можно учитывать затраты топлива, отслеживать сливы, перерасходы, и проводить списание, если это законодательно разрешено. Норма расхода топлива – это показатель, который помогает бизнесменам выполнять следующие операции:

  • Вести всю необходимую отчетность;
  • Определять показатели себестоимостей того или иного рейса, общую сумму затрат на рабочие разъезды, которые осуществлялись при помощи служебного транспорта, за определенный временной промежуток;
  • Ориентироваться на показатели при формировании системы налогообложения;
  • Опираться на значения в процессе ведения расчетных операций с рабочими, использующими транспорт компании для выполнения своих рабочих обязанностей.
В поле материальных расходов бухгалтеру необходимо вписывать только столько топлива, сколько позволяет расходная норма, установленная законодательством. Весь перерасход горючего учитывается в другом поле, как внереализационный расход. Следовательно, из израсходованного за отчетный период времени количества горючего нужно вычесть нормы расхода топлива , а остальной расход записать, внереализационный. На то, сколько должно использоваться горючего, влияние оказывает влияние тип, возраст авто, а так же условия ее эксплуатации.

Как правильно оформляется списание топлива в 2017

Минтран с регламентирует определенные правила, которыми должны руководствоваться предприниматели, если они списывают какое-либо количество топливных ресурсов. Вот основные требования законодательства:
  • Предприятия, чья деятельность ориентирована на грузовые перевозки, списывают топливо с использованием путевых листов, фиксируя в них данные пробега автомобилей;
  • Для того чтобы вести бухгалтерский учет, используется десятый счет и субсчета. Если необходимо указать приходное топливо, то это считается дебетом десятого счета, а для информации о списании используется кредит этого же счета. Количество списанного топлива – нормированный показатель (нормативный или локальный), умноженный на один литр топлива;
  • Налоговый учет предполагает списание в материальных или прочих расходах. Для транспорта, который перевозит грузы, топливные затраты должны учитываться именно в категории материального расхода. Для служебного транспорта следует выбрать строку прочих расходов;
  • Для ведения налогового учета Минтранс допускает использование норм или фактического количества топлива;
  • Для тех видов транспорта, которые использует компания, но они не являются прописанными в нормативных актах министерства транспорта, допускает самостоятельный расчет норм;

Образец приказа о нормах расхода топлива на 2017 год (последняя редакция)

Нормы расхода топлива от Минтранс РФ: последняя редакция (таблица)

В текущем году компании, которые используют свои собственные автопарки, могут рассчитывать расход топливных ресурсов сами, или же на основании предписаний министерства транспорта. Ведь именно в 2017 году было сказано, что все нормы расхода топлива , которые приняли в министерстве, нельзя считать единственно правильными и обязательными. Скорее они охарактеризованы, как рекомендации для предпринимателей. Так что бухгалтера могут сами устанавливать, какие показатели будут наиболее оптимальными именно для их фирмы. Далее приведем таблицу, которая содержит рекомендованный расход топлива в 2017 году .

Таблица: нормы расхода топлива авто на 2017 год (последняя редакция)


Эта табличная форма содержит далеко не все варианты, марок машин намного больше. Для того чтобы изучить полный список, достаточно изучить документ, который содержит , важно, чтобы он был утвержден министерством транспорта страны. Чтобы рассчитать нормативную величину затрат топлива на конкретную машину, следует иметь информацию о ее виде. Машина может быть грузовая или легковая, или же тягачом, предназначенным для специальных работ. Далее, по табличной форме отыскать точное название марки и модели машины, и выделить просчитанную ранее расходную норму. Некоторые машины имеют такие эксплуатационные характеристики, которые являются основанием для применения повышающей надбавки. В таком случае нормы расхода топлива на 2017 год должны учитывать и ее. Рассмотрим ситуации, в которых могут быть использованы такие надбавки.

Повышающая надбавка – когда использовать?

  1. Практически все машины используют большее количество горючего в холодную пору, поэтому нормы расхода топлива поднимаются на пять, а иногда и двадцать процентов. Размер надбавок, так же, как и период ее работы, зависит от региона расположения предприятия;
  2. Машина, которая используется в горных местностях, получает аналогичную надбавку. Ее процентное значение зависит от расположения места относительно морского уровня;
  3. Оказывают влияние на нормы расхода топлива и городские дороги. Играет роль фактор числа граждан, которые проживают на территории того или иного города страны. Здесь показатель надбавки колеблется от пяти до двадцати пяти процентов;
  4. Аналогичные надбавки могут иметь место и в случае с городским транспортом.
Помимо этого, надбавки формируются и на основании возрастных параметров машины. То есть, чем дольше ее эксплуатируют, тем больше составляет сумма надбавки при расчете нормы топливных ресурсов. Например, машина с пробегом большим, чем сто тысяч километров, эксплуатируется более, чем пять лет, ее нормы расхода топлива возрастут на пять процентов. Для того чтобы правильно рассчитать расход топлива в 2017 году , нормы, которые установил Минтранс , зачастую оказываются очень хорошими помощниками. В современное время даже небольшие компании имеют служебный транспорт, а иногда и не одну единицу, поэтому данный расчет актуален для бизнесменов нашего времени.

Расход топлива в 2017 году: порядок, правила

Многие компании в этой области применяют небольшую хитрость. Они проводят расчеты на основании самостоятельной работы, однако, в общении с проверяющими органами утверждают, что использовали нормы расхода топлива , которые рекомендовал Минтранс , но допускают некоторые коррективы в виду особенностей работы автомобильного парка. Подсчет показателей использования горючего для каждой машины осуществляется путем деления расходного топлива на пройденное расстояние, и умноженное на сто. Именно по такой формуле можно вычислить необходимое количество горючего для конкретной служебной машины на прохождения ста километров.

Не только нормы топлива на 2017 год могут быть различными, в зависимости от сезонности, автомобили тоже показывают разные объемы топливного расхода. Аналогичная ситуация наблюдается и в горных, городских районах. Машина может потреблять один литраж бензина на трассе, который увеличится при езде по горам. Именно поэтому нормы расхода топлива и варьируются в зависимости от условий дорожного движения. Рассмотрим пример расчета расходного показателя.

Автомобиль выехал из пункта 1 в пункт 2, расстояние между которыми составляет 4000 километров. За весь путь он растратил 900л. Топлива. Для определения его расходного показателя на путь в сто километров придется 900\4000*100 = 22,5л. Есть и более сложные формулы, которые позволяют подробно рассчитать показатель, но чаще всего используется такой вариант. Для того чтобы проверить правильность расчета, полученного по формуле, можно сравнить его с тем коэффициентом, который приводят нормы расхода топлива в 2017 году.

Каролина Емельянова

В 2019 году организации самостоятельно определять для себя нормы расхода топлива, ориентируясь на данные Минтранса России в последней редакции. В статье - таблица с нормами, которая поможет компании правильно списать расходы на ГСМ.

Как использовать нормы расхода топлива на 2019 год

Определять размеры потребления горюче-смазочных материалов (ГСМ) нужно потому, что они:

  • входят в стоимость расходов на производство продукции (работ, услуг) и учитываются, как прочие затраты;
  • оказывают влияние на размер налога на прибыль.

В 2019 году предприятия и ИП могут сами устанавливать нормы, но нельзя списать на расход ГСМ любую, удобную фирме сумму. Налоговая инспекция может запросить у вас обоснование расходов. И вот тут на помощь приходит Миниранс.

Они могут служить для предприятий и частников своеобразной, ориентировочной базой для расчета норм расхода горючего. К тому же, если нет особой нужды, устанавливать собственные нормативы, вполне можно воспользоваться данными Минтранса.

Это достаточно удобно. Так как кроме норм, там есть еще рекомендации по добавочному коэффициенту, увеличивающему затраты на ГСМ. Величина коэффициента зависит от региона, времени года, возраста транспортного средства.

Важно! Фирмы, которые осуществляют свое дело в рамках системы управления и контроля, независимо от форм собственности, и пользующиеся автомобилями и подвижными составами на автомобильном шасси в пределах РФ, обязаны использовать нормы расхода топлива (в последней редакции), установленные Минтрансом в 2019 году.

Это положение подтвердила налоговая в своем письме от 21.09.15 № АС-4-10/16581.

Минтранс утвердил свое значение приказом от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. С тех пор транспортное ведомство регулярно вносит лишь поправки в этот документ. В основном поправки состоят из расширения списка автомобилей, которыми пользуются компании и ИП в границах Российской Федерации.

Внимание! Если произошел перерасход топлива, масла или иных материалов, то сохраняйте путевые листы и включайте в них максимум информации. Так вы сможете оправдать перед ФНС свои повышенные расходы на бензин. Оправдаться можно и заверенным отчетом о топливных затратах. Без ошибок оформить путевой лист поможет статья "Правильный путевой лист оправдает расходы на ГСМ и зарплату водителя".

Каким образом рассчитать норму расхода топлива в 2019 году

Нормы топлива в 2019 году можно брать:

  • Из норм утвержденных транспортным ведомством РФ (скачать их можно выше);
  • Из технического паспорта эксплуатационного автомобиля;
  • Исходить из фактических расходов ГСМ.

Удобнее всего пользоваться уже готовыми стандартами Минтранса в последней редакции 2019. Там указан базовый расход топлива для конкретного автомобиля, в том числе иностранного производства, или иного движущего средства (автобусы, микроавтобусы, дорожные машины и т.д.).

Таблица: Нормы списания ГСМ (Минтранс РФ)

Марка машины

Расход топлива литров на 100 км.

Вид топлива

Audi A4 1.6 (4L-1,595-101-5M

ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М)

ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М)

ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М)

ГАЗ-221400 "Газель" (14 мест) (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5М)

ГАЗ-221400 "Газель" (14 мест) (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-4М)

ГАЗ-2217 (6 мест) (ЗМЗ-40630Д-4L-2,3-98-5М)

Обратите внимание, для специальных машин, где расход считается исходя из особенностей их эксплуатации.

Например, бурильные установки. Норма расхода топлива для них дана как в литрах на 100 км. пробега, так и в литрах за час работы.

Норму в литрах на 100 км нужно умножить на добавочный коэффициент. Все коэффициенты прописаны в самом начале норм Минтранспорта в последней редакции.

Вид коэффициента

Что влияет на коэффициент

Размер коэффициента

Климатический

В условиях зимы и севера выше, в условиях лета и юга меньше.

5% - 20%, но если речь идет о снежных буранах, заносах ледниковых, природных катаклизмах (пожары, наводнения) то может быть и до 50%

Региональный

Зависит от населения города или крупного поселка. Растет по мере увеличения жителей.

от 5% - населенный пункт с населением до 100 000 человек до

35% - город с населением свыше 5 миллионов человек

Возрастной

Для машин от 5 лет и старше. Чем дольше служит транспортное средство, тем выше коэффициент.

от 5% - автомобилю 5 лет и пробег не меньше, чем 100 000 км. До

10% - автомобилю не менее 8 лет и пробег 150 000км.

Ландшафтный

Увеличивается с повышением ландшафта местности.

5% - предгорье (до 800 м.) - до

20% - высокогорье (3000 м.)

Технологический

Для дорожно-строительного транспорта

В таблице приведены лишь самые распространенные и часто употребляемые коэффициенты, на самом деле их больше. Есть, допустим, коэффициент на использование в машине климатической техники и т.д.

Важно! Не запрещается применять сразу несколько повышающих коэффициентов, если вы эксплуатируете транспорт в соответствующих условиях.

Как утвердить нормы расхода топлива на 2019 год

Чтобы избежать разборок и судебных тяжб с налоговой утверждать свои значения по всем правилам и обоснованно. Хотя обоснованность – дело очень тонкое, так как закон не запрещает компания и ИП тратить топливо по их желанию.

В качестве обоснования топливных затрат подойдут и повышающие коэффициенты, поэтому не забывайте про них.

Например , вашему автомобилю 12 лет. Ваша фирма пользуется им в южном высокогорном регионе (2500 метров) в городе с населением 300 000 человек. Таким образом, в зимний период вы сможете увеличить норму за 100 км на 5% - за зимний сезон в условиях юга; на 10% - региональный коэффициент; 15% - за ландшафт.

Норма расхода топлива в 2019 году должна быть зафиксирована в приказе руководителя. На какой срок составлять приказ, фирма решает сама, исходя из частоты условий эксплуатации машины.

Не стоит делать приказ ежегодно, более целесообразно разработать сезонные, особенно это касается регионов с ярко выраженной сменой климата зима-лето. Приказ составляется в свободной форме, но с включением обязательных параметров:

  1. Полное наименование организации;
  2. Номер приказа, дата;
  3. Срок, на который устанавливается норма;
  4. Марка транспортного средства и его регистрационный номер;
  5. Норма расхода бензина (дизеля);
  6. Обоснование;
  7. Подпись руководителя с расшифровкой.

Образец приказа

В приказ можно включать одновременно несколько транспортных средств. Приказ меняется, если предприятие приобрело новую машину, списало старую, либо поменялись условия эксплуатации, повлекшие за собой изменения потребления топлива.

Если использовались добавочные коэффициенты, то лучше издать по ним отдельное распоряжение, делая акцент на нормы расхода топлива Минтранса в последней редакции. То есть, вы как бы обосновываете увеличение расходов нормативными документами. Но в принципе это страховочная мера, и можно обойтись без нее.

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01)

Министерство транспорта утвердило нормы расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок легковых автомобилей, автобусов, тягачей и других видов транспорта, выпущенных с 2008 года. Кроме того, скорректированы условия, при которых нормы расхода топлива могут повышаться или снижаться. Соответствующие изменения в распоряжение Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р утверждены распоряжением от 14.07.15 № НА-80-р *.

Обновленные методические рекомендации (они действуют с 14 июля) дополнены новыми моделями транспортных средств. Среди них:
- легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
- легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
- автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
- автобусы зарубежные выпуска с 2008 года;
- грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
- грузовые бортовые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
- тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года и другие виды транспорта.

Кроме того, скорректированы повышающие коэффициенты к нормам при эксплуатации автотранспорта в городах-миллионниках. Так, нормы расхода топлива увеличиваются в населенных пунктах с численностью от 1 млн. до 5 млн. человек до 25%, а в городах с населением более 5 млн. человек — до 35%. Ранее для городов с численностью населения от 1 млн. до 3 млн. человек применялся коэффициент 20%, а свыше 3 млн. — 25%. Для населенных пунктов с меньшей численностью населения повышающие коэффициенты остались прежними: от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%; от 100 до 250 тыс. человек — до 10%; до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

Напомним, что данные нормы для ГСМ предназначены для определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т д. Указанными нормами Минфин рекомендует также руководствоваться при списании расходов на ГСМ. Однако в финансовом ведомстве признают, что учитывать расходы на ГСМ в пределах лимитов, утвержденных распоряжением Минтранса, — это право, а не обязанность налогоплательщика. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованного бензина (см. « »).

Также в комментируемом распоряжении оговорено, что для автомобильной техники, на которую нормы расхода топлива не утверждены, «по решению юрлица или индивидуального предпринимателя могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике» (п. 6 распоряжения Минтранса № АМ-23-р).

* Название документа — «О внесении изменений в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.08 № АМ-23-р».

Вадим Байбуз , старший партнер коллегии адвокатов «Байбуз и партнеры»

План семинара:

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora (ВАЗ-21116) и др.

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

Вопрос участника

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875 .

О лекторе

Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.

Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.

Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.

Загрузка...