Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Сколько газовозов в мире. Газовозы суда

СМИ: первый танкер с сжиженным природным газом прибудет из США в Европу 26 апреля."Многие в Европе ждут выхода США на рынок; это является частью более широких усилий, цель которых - бросить вызов доминирующему положению России", - отмечает газета The Wall Street Journal

С этими новостными репортажами на газовую тему у нас явно творится что-то странное. Складывается впечатление целенаправленной война по устрашению. Ужас - ужас, смотрите, США наконец начали поставки своего СПГ в Европу. Вот, уже один газовоз пришел. И вот через пару дней будет следующий. Все пропало, шеф! Американское газовое наступление на Россию началось! Мы все умрем, мы все умрем!

Прошу заметить, эти репортажи публикуются на ведущих российских новостных площадках. Интересно выяснить, кому и зачем это надо? Как минимум потому, что в большинстве своем эти новости либо "очень сильно неточны" либо прямо лживы. На поверку оказывается, что либо вместо бутана с пропаном привезли что-то другое, куда менее применимое для отопления и бытовых нужд, либо в танках вообще оказалось сырье для химической промышленности, вроде аммиака, который тоже газ, но совсем не тот газ.

Но любопытнее другое. В одном из недавних комментариев на эту тему я уже этот расчет приводил. Однако повторю его еще раз.

Объем поставок российского газа в Европу достиг 160 млрд. м3 в год.

Суммарный объем всего мирового флота газовозов составляет 8,3 млрд. м3.

Даже если забыть, что половина из них предназначена для транспортировки химии, вроде аммиака, и считать, что под перевозки пропан-бутана в Европу можно мобилизовать их все, то все равно получается, что для доставки такого объема газа потребуется, чтобы каждый из них совершил 19,3 рейса в год или один рейс за 19 суток. Грубо говоря, 9 суток туда и 9 суток обратно.

При этом загрузка одного газовоза занимает 7 суток и разгрузка - не менее четырех. Т.е. на переход морем остается 4,5 суток или 108 часов хода. Минимальное расстояние между мыс Рока (самая западная точка Европы) и мыс Сент-Чарльз (крайняя восточная точка Сев. Америки) составляет 3909 км. Стало быть, для их прохождения в заданный срок газовоз обязан развивать среднюю скорость 36,1 км/ч или 20 узлов. В то время как максимальная скорость хода газовозов не превышает 16 узлов, а в норме они ходят 6- 8 узловым ходом.

Что-то как-то не получается с революцией. Я даже не спрашиваю, откуда США возьмут 160 млрд кубов пропан-бутана, ибо всякие там аммиак для отопления не подходит. Даже если случится чудо и они потребный объем газа где-то найдут, как они сумеют его в Европу доставить?

Причем, прошу заметить, проблема с доставкой возникает уже при нынешнем размере доли российского газа на европейском рынке. Планы по закрытию АЭС и прекращению, из экологических соображений, угольной генерации по самым скромным оценкам в течение ближайших 3 - 5 лет создадут в Европе дополнительный спрос как минимум еще на 100 - 120 млрд. кубов в год. Как их прокачать через российскую трубопроводную систему, на данный момент загруженную лишь на 60%, понятно, а вот как их поставить в виде СПГ из США лично для меня решительно непонятно.


Судоходные компании Греции стремятся на газовый рынок

После аварии на атомной станции «Фукусима» (Япония) в марте 2011 г. и принятия программы по переводу работы атомных электростанций на сжиженный газ мировой спрос на сжиженный природный газ (СПГ) начал расти быстрее, чем спрос на любое другое топливо. В результате чего на этой волне вырос спрос на суда, занимающиеся транспортировкой сжиженного газа.

Михаил Мореходов , действительный член Петровской академии наук и искусств

Флот нового вида

Сегодня существующий в мире парк газовозов составляет 365 танкеров (LNG и LPG), которые способны доставить сжиженный газ потребителю. Их мощности используются на 98%. Это очень высокие нагрузки, и они вызывают беспокойство как у фрахтователей, так и у судовладельцев за техническое состояние каждого судна, проведение профилактических осмотров и плановых ремонтов в установленные сроки. Повышенный спрос на газовом рынке на танкеры и нехватка их тоннажа на мировом рынке вызвали рост чартерных ставок по фрахтованию судов данного типа и рост заказов на их строительство.

Наблюдения за фрахтовым рынком позволяют заметить следующие тенденции роста фрахтовых ставок:

2010 г. - суточная фрахтовая ставка составляла $37 000.

2011 г. - суточная фрахтовая ставка составляла $150 000.

2012 г. - суточная фрахтовая ставка выросла до $160 000.

2013 г. - суточная фрахтовая ставка снизилась до $160 000-120 000.

2014 г. - по прогнозам аналитиков ожидается рост до $200 000.

При этом весьма важно подчеркнуть, что газовый рынок стабилен, тенденции роста фрахтовых ставок сохраняются, на рынке грузоперевозок ощущается нехватка танкерного тоннажа (LNG и LPG).

Корейский портфель

Однако надо рассмотреть и вторую сторону вопроса - строительство судов данного типа и роль судостроительных заводов и судоходных компаний по наполнению рынка танкерами-газовозами различного тоннажа. Нельзя не отметить и тот факт, что не все судостроительные заводы могут их строить. Сегодня мировой центр строительства этого флота находится в Ю. Корее (более 50% мировых заказов), а также в Японии и Китае. Важно отметить, что тенденция роста заказов и ввода этих судов в эксплуатацию сохраняется. Так, к 2017 г. газовый рынок должны будут пополнить более 100 судов-газовозов. Это должно удовлетворить растущий спрос на поставку газа в Японию и Китай. Однако это не решит проблему на газовом рынке из-за роста спроса на данную продукцию. Поэтому начиная с 2017 г. и в течение последующих пяти лет должно быть построено 175 новых танкеров-газовозов, что сможет стабилизировать газовый рынок к 2020 году.

Судостроители Ю. Кореи оказались лучше других подготовлены к такой работе. Сказался опыт, полученный при строительстве серии судов для перевозки сжиженного газа для судоходной компании KATARGAS, а также развитая судостроительная инфраструктура, внедренные технологии и технические решения, включающие собственные возможности по поставкам оборудования для судов, опытный и грамотный кадровый потенциал.

Сегодня наряду с ведущими верфями Ю. Кореи Hyundai Heavy Ind. (HHI), Samsung Heavy Ind. (SHI), Daewoo Shipbuilding&Marine Engineerin (05DSМЕ) строительство судов данного типа ведут верфи STX Offshore & Shipbuilding Co., Hyundai Mipo Dockyard (HMD), Hyundai Samho Heavi Ind. (HSHI), Hyundai-Gunsan, Hanjin.

В 2010 г. судостроительные заводы Ю. Кореи получили заказ на строительство 40 танкеров-газовозов, что составило 70% от общего объема мирового портфеля заказов. Сегодня в портфеле заказов у корейских судостроителей 70 судов данного типа.

Изменившаяся ситуация в мировой энергетике и увеличение использования газа как уникального энергоносителя увеличивают спрос на данный продукт.

По прогнозам аналитиков, спрос на энергоносители в мире до 2020 г. может вырасти не менее чем на 35%. Поставки газа будут расти не только на китайско-японском направлении, но и в отношении таких стран, как Вьетнам, Бразилия, Индия. Нарастающий уровень потребления удержится до 2050 г. Юго-Восточная Азия к 2015 г. увеличит спрос на СПГ до 40 млн тонн в год, что составит 13% от общего объема азиатско-тихоокеанского спроса. Рост произойдет за счет высоких темпов экономического роста в странах региона.

Россия планирует к 2020 г. удвоить свою долю на мировом рынке СПГ за счет введения в эксплуатацию новых мощностей по переработке природного газа, освоения и разработок новых месторождений.

Греческий акцент

Греческие судовладельцы уверены в том, что бум на перевозки СПГ не за горами и к нему необходимо готовиться уже сейчас, чтобы быть конкурентоспособными на рынке морских перевозок газа. На сегодня Греция владеет 17% от всего состава мирового торгового флота. В стране зарегистрировано 750 судоходных компаний с общим капиталом $170 млрд. Греческим компаниям принадлежит около 4150 судов (в списке зарегистрированы суда более 1000 тонн DWT). Суммарный DWT - 202 млн тонн. На конец 2012 г. греческими компаниями заказано 82 танкера для перевозки сжиженного природного газа, общая сумма заказа составила $ 7,4 млрд.

Греческая программа строительства судов нового вида в перспективе может повлиять на работу других судоходных компаний на рынке морских перевозок газа. Судовладельцы Греции вкладывают значительные средства в строительство танкеров-газовозов.

Их роль в международных морских перевозках энергоносителей, инвестиции в данном направлении выглядят весьма значительно. Только первая очередь строительства 25 основных судостроительных контрактов по танкерам-газовозам средней вместимостью 150 000 куб. м составила $5,5 млрд. Это говорит о том, что данный сектор интересен, стабилен, разнообразен и прибылен. Поэтому конкурентная борьба здесь между греческими судоходными компаниями и компаниями Норвегии и Японии будет нарастать. Рассматривая инвестиционную политику судоходных компаний Греции, важно обратить внимание на их стабильную работу на рынке грузоперевозок, устойчивое развитие бизнеса и постоянное обновление флота. Они с уверенностью осваивают международный рынок морских перевозок газа.

Судоходная компания GAS LOG является международной и считается старейшей в Греции. Руководство компании находится в Греции и Монако. В портфеле заказов 6 танкеров-газовозов, контракт подписан с судостроительной компанией Samsung Heavy Ind. (SHI), инвестиции составили $1,6 млрд. Ввод в эксплуатацию вновь строящихся судов будет осуществляться в течение 2013-2015 гг. По окончании строительства компания будет располагать 15 газовозами от 155 000 до 174 000 куб. м, общей вместимостью 2,4 млн куб. м. Также в управлении компании находятся 12 танкеров-газовозов.

Судоходная компания MARAN GAS Maritime - крупнейшая греческая компания, в составе которой работают 7 судов по перевозке СПГ вместимостью от145 000 до 159 800 куб. м. В портфеле заказов компании 17 газовозов вместимостью от 159 800 до 174 000 куб. м, заказанных на судостроительных верфях в Ю. Корее - Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME) и Hyundai Samho Heavy Ind. (HSHI). Общая сумма инвестиций составила $2,0 млрд. Ввод в эксплуатацию судов намечен на 2014-2016 гг.

Судоходная компания CARDIFF MARINE - в составе компании работает 61 судно, общий DWT составляет 8,2 млн тонн. Компания заказала строительство 4 танкеров-газовозов (плюс 2 судна зарезервированы) на судостроительной верфи DSME в Ю. Корее по цене $212 млн каждое судно. Инвестиции в новострой составили более $1,0 млрд. Компания планирует инвестировать в развитие и строительство танкеров-газовозов и довести общее количество газовозов до 21 судна к 2015 г. Это новый продукт для нового рынка.

Судоходная компания THENAMARIS заказала 3 танкера-газовоза на судостроительном заводе SAMSUNG (SHI). Ввод в эксплуатацию судов запланирован на 2014 г. Важно отметить, что суда будут сданы в менеджмент компании Berhard Shutle Shipmanagement в связи с отсутствием подготовленных экипажей и опыта эксплуатации такого флота.

Судоходная компания DYNAGAS эксплуатирует 72 судна общим DWT 10,5 млн тонн. Компанией заказано 7 судов-газовозов на судостроительном заводе Hyundai (HHI) и 1 танкер вместимостью 160 000 куб. м на судостроительном заводе SAMHO (HSHI). Стоимость контрактных судов более $1,6 млрд. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2014-2015 гг.

Судоходная компания ALFA TANKER заказала 1 танкер-газовоз на судостроительном заводе STX Offshore & Shipbuilding Со. (Ю. Корея) по цене $200 млн плюс 1 танкер (опцион) по такой же цене. Ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г.

Судоходная компания ALMI TANKER - эта средняя по современным меркам компания специализируется на перевозках нефти и нефтепродуктов. На счету компании 14 танкеров (Aframax, Suezmax,VLCC), общий DWT около 2,0 млн тонн. В планах компании строительство двух танкеров-газовозов, заказаны на судостроительном заводе DSME в Ю. Корее по цене 200 млн каждый. Новостроящиеся суда начнут работать на рынке морских перевозок СПГ в 2015 г.

Судоходная компания TSAKOS Energy Nav. (TEN) - флот компании 82 судна общим DWT 8,2 млн тонн. В последние 10 лет компания бурно развивается, получая новые суда различного типа и тоннажа. У компании в портфеле заказов 2 танкера-газовоза на верфи DSME. Ведутся переговоры с руководством завода о подписании контракта на строительство еще 6 танкеров-газовозов, которые будут построены в течение 6 лет.

Будущее рынка СПГ

Глобальный рынок СПГ в ближайшее десятилетие ожидают существенные изменения. Они произойдут сразу в нескольких направлениях: во-первых, увеличится потребление газа; во-вторых, увеличатся объемы переработки газа и его поставок на международный рынок; в-третьих, изменится география (направление) грузопотоков и расширятся способы доставки сырья потребителю.

Рынок СПГ в глобальном масштабе вырастет за счет ожидаемого экономического роста (особенно развивающихся стран) и повышенного спроса на энергоносители, которые напрямую связаны с потреблением голубого топлива. Надо отметить, что природный газ является наиболее экологически чистым продуктом при сжигании (чем уголь и нефтепродукты). Поэтому ожидается увеличение количества электростанций, которые будут работать на природном газе. При этом в ряде стран практически отсутствует добыча природного газа, а спрос на его потребление тем не менее растет.

По прогнозам специалистов, объем спроса на природный газ увеличится с 3149 млрд куб. м в 2008 г. до 4535 млрд куб. м в 2035 г. Это на 44% больше, чем среднегодовой рост (1,4%) за все предыдущие годы. Ожидается рост мирового использования природного газа на 84% до 2035 г. Со стороны Китая ожидаемый рост на 5,9% в год. Будет расти спрос в течение прогнозируемого периода и в странах Ближнего Востока, которые не имеют собственных природных запасов, в частности в Индии и в странах Латинской Америки. Северная Америка и Европа (несмотря на гораздо менее быстрый экономический рост) также увеличат потребность СПГ на 12% от мирового потребления к 2035 г.

Ожидается увеличение потребления природного газа и на межрегиональном уровне с 670 млн куб. м в 2008 г. до 1187 млн куб. м к 2035 г. А общий объем торговли СПГ, согласно прогнозам, увеличится с 210 млрд куб. м в 2008 г. до 500 млрд куб. м в 2035 г.

Япония, Ю. Корея, Индия, Китай являются крупнейшими импортерами в Азии. В 2009 г. эти страны импортировали около 55% СПГ от общего объема мирового рынка. Испания, Франция и США являются крупнейшими импортерами СПГ в Атлантическом бассейне, в том числе и Англия.

Крупнейшими производителями и экспортерами СПГ по-прежнему считаются Катар, Малайзия и Индонезия, у них 44% экспорта мирового рынка в 2009 г.

Другие крупнейшие производители - Нигерия, Алжир, Австралия, Тринидад и Тобаго наращивают свои мощности. В 2010 г. мощности сжиженного газа составили около 360 млрд куб. м в год. Дополнительно 77 млрд куб. м находится в стадии разработки. Еще 500 млрд куб. м в настоящее время находится в стадии планирования и начала освоения. На долю Австралии, России, Нигерии и Ирана приходится 77% от общемировой разработки новых мощностей по добыче СПГ.

Россия и СПГ

Россия находится в начале пути по производству СПГ, сегодня это около 5% мирового рынка. Однако есть планы увеличить свое присутствие на мировом рынке СПГ до 10%. Увеличение объемов производства - это строительство новых газоперерабатывающих заводов и танкеров-газовозов для транспортировки готовой продукции.

Сейчас у России в эксплуатации 10 танкеров-газовозов. На верфях Кореи (судостроительные заводы HMD и STX) строятся еще 6 судов LNG. Есть предварительная договоренность с руководством Кореи по строительству еще пяти танкеров-газовозов ледового класса. Кроме того, рассматривается программа строительства судов данного типа на отечественном судостроительном заводе «Звезда». Таким образом, в перспективе в результате наращивания производства СПГ в России будет расти и высокотехнологичный морской флот.

Производство и транспортировка сжиженного природного газа не требует строительства тысячекилометровых трубопроводов. Он перевозится судами нового вида - танкерами-газовозами. Отсюда гибкость поставок и расширение возможностей доставить газ потребителю в любую точку Мирового океана. Предполагается, что к 2030 г. доля потребления СПГ на международном газовом рынке достигнет 50%. Россия развивает как производство, так и транспортировку данного продукта, ориентируясь на азиатские рынки как наиболее динамично развивающиеся. Важно не опоздать и вовремя занять свое место в ряду ведущих участников этого рынка.

Морские вести России №16 (2013)


В ближайшие 20 лет, согласно новому прогнозу BP Energy Outlook 2035 , опубликованному британской энергетической компанией BP, глобальный спрос на энергоносители продолжит серьезный рост и увеличится на 37% , причем спрос на природный газ превысит спрос на нефть и уголь.

"Несмотря на эту перспективу, повода для ликования в московской штаб-квартире "Газпрома" нет", - пишет немецкая газета Die Welt .

Причина в том, отмечают авторы доклада, что "российская сеть трубопроводов будет постепенно терять свое значение в качестве средства транспортировки газа". На смену ей придут танкеры для сжиженного газа, которые произведут революцию на мировом энергетическом рынке и оставят Россию в числе проигравших.

В целом, к 2035 году доля газа в балансе мировой экономики, согласно прогнозу BP, составит 26-28% и большая его часть будет транспортироваться не по трубам, а через терминалы для СПГ (сжиженного природного газа).

"Резкий рост перевозок сжиженного газа произойдет еще до 2020 года и будет составлять примерно 8% в год, что, по сути, означает, что к 2035 году танкеры заменят газопроводы в качестве важнейшего средства транспортировки", - прогнозирует исследование.

С этими утверждениями не согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Расчёт делается на то, что будет много производителей СПГ, они начнут конкурировать между собой, и газ будет дешевле. Но пока мы не видим, чтобы кто-то активно производил дешёвый СПГ, - констатирует Юшков в интервью НСН . - Делается расчёт на то, что Австралия будет огромные объёмы производить, что США будут поставлять большие объёмы. Но себестоимость их газа очень высока, потому что в Австралии, например, его получают из угольных пород, и он стоит 600-700 долларов за тысячу кубометров. Он может продаваться только на рынке Азии, где цены высокие. Американский же газ, если и пойдёт, то в небольших объёмах – они вряд ли смогут превысить 60 миллиардов кубометров газа в год. И то не факт, потому что экономика американских компаний в довольно плачевном состоянии из-за того, что цена на нефть упала, а они компенсировали свои убытки именно за счёт добычи нефти. К тому же, газ из Америки будет дороже, потому что «плечо доставки» очень высокое. Мы сейчас прогнозируем, что российский газ для европейцев будет стоить 220-250 долларов за тысячу «кубов». Он идёт с привязкой к нефти – нефть подешевела, и газ подешевел. Прогнозы на дешёвый СПГ могут оправдаться только в том случае, если сам «Газпром» настроит СПГ-терминалов», - считает эксперт.

«Для нас танкерная доставка газа не может быть выгоднее трубопроводной. Отправлять танкерами СПГ рентабельно только на дальние расстояния. А «Газпром» предполагает поставлять газ в основном на близкие расстояния – в Европу, Китай – сопредельные страны. Здесь вопрос строительства газопроводов, в частности, «Южного потока», заключается в том, чтобы отказаться от стран-транзитёров, прежде всего от Украины. Это – вопрос стратегический и для России, и для Европы», - напомнил Юшков в интервью НСН .

Как пишет та же Die Welt, уже сейчас во многих арабских государствах, например в Катаре, имеются огромные - величиной с целый завод - терминалы, которые сжижают природный газ для его дальнейшей транспортировки по морю. В Европе, в свою очередь, уже построен целый ряд морских терминалов для приема СПГ.


Смена важнейшего средства доставки газа приведет к далеко идущим последствиям для цен на газ и позиционирования классических поставщиков природного газа, каковым является Россия. "К тому же увеличение доли сжиженного газа позволит потребителям из Европы и Китая диверсифицировать возможных поставщиков". С распространением газовых супертанкеров старые правила газового бизнеса останутся в прошлом, прогнозируют западные аналитики.

В этой части ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков согласен с тем, что Ро ссии, действительно, надо разрабатывать свою технологию по строительству СПГ-терминалов и строить их, прежде всего, в азиатской части.

«Это, в первую очередь, проект на Сахалине – там есть сегодня один действующий завод, и предполагается вводить либо третью очередь этого завода, либо строить новый завод «Роснефти». Плюс – проекты «Владивосток-СПГ», «Ямал-СПГ» - все их нужно реализовывать и поставлять газ на азиатские рынки, где цены выше всего. Это – не самоцель, это не отказ от трубопроводного сегмента. Новых трубопроводов в Европу, кроме «Турецкого потока», строить никто не собирается. Со строительством в Китай тоже не стоит увлекаться – надо построить «Силу Сибири», протянуть её до Владивостока и там построить СПГ-терминал, чтобы лавировать между рынками. Что-то отправлять трубой, а что-то – в Японию, Южную Корею, тот же Китай в виде СПГ. Чтобы был выбор, куда поставлять. Потому что при одной трубе у вас будет монопсония и один покупатель. Здесь надо подходить разумно к каждому конкретному случаю. Говорить о том, что «сегмент трубопроводного газа умер, давайте строить СПГ» - неправильно» - заключил Игорь Юшков в беседе с НСН.

Который предназначен для перевозки сжиженного природного газа и, несомненно, лучшим в техническом оснащении считается газовоз, типа Liquefied Natural Gas Carrier (LNGC ) «British Emerald » . Он стал флагманом серии состоящей из четырех однотипных кораблей британского танкерного флота: «British Ruby», «British Sapphire» и «British Diamond» .

Газовозы принадлежат британской компании «BP Shipping Limited », которая играет ведущую роль на мировом рынке природного газа, предлагая прогрессивные методы в доставке столь ценного ресурса к клиентам.

Все построены в 2008 году на верфи «Hyundai Heavy Industries » в Южной Корее. При разработке проекта судна инженеры руководствовались принципами: экономичность и безопасность.

Первый принцип был реализован благодаря новой концепции DFDE (dual-fuel diesel-electric), что означает два топлива в одной дизель-электрической установке. Технология DFDE позволяет для двигателей использовать в качестве топлива пары перевозимого газа, и кроме этого дизельное топливо как стандартное. Эта технология не нова, но прежде она не использовалась на таких . Такая новация придаёт газовозу уникальность. Новая электромеханическая система при установке обходится дороже, но уже через год окупается за счет высокой эффективности газовоза .

Этот принцип позволяет значительно сократить расходы на дизельное топливо, которое используется на судах такого класса, а также уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу. Безопасность газовоза в первую очередь была достигнута за счет двойного корпуса.

самый большой газовоз в мире

газовоз «British Emerald»


газовоз «British Diamond»

газовоз «British Sapphire»

газовоз «British Ruby»

танк газовоза

газовоз «British Emerald» в терминале

Во-вторых, на газовозе предусмотрена система, которая охлаждает газ в емкостях до температуры - 160 градусов по Цельсию, тем самым, переводя его в жидкое состояние, следовательно, уменьшая объем в пропорции 600:1 и летучесть, что позволяет перевозить газ более выгодно и безопасно. Эта система позволила освободить место, которое в процессе было использовано для увеличения полезного объёма. К тому же корпус показал высокие гидродинамические характеристики, что значительно уменьшило сопротивление воды.

Четыре газовых супертанкера могут беспрепятственно войти в 44 порта и более 50 терминалов по всему миру. Они заменяют восемь предыдущих «сверстников».

Технические данные газовоза «British Emerald» :
Длина - 288 м;
Ширина - 44 м;
Осадка - 11 м;
Дедвейт - 102064 тонн;
Судовая силовая установка - четыре дизель-электрических двигателя «Wartsila »;
Скорость - 20 узлов;
Дальность плавания - 26000 миль;
Экипаж - 29 человек;

Типовой СПГ-танкер (метановоз ) может перевозить 145-155 тыс. м 3 сжиженного газа, из чего может быть получено порядка 89-95 млн. м 3 природного газа в результате регазификации. По своему размеру суда-газовозы аналогичны авианосцам, но значительно меньше сверхкрупнотоннажных нефтеналивных судов. Ввиду того, что метановозы отличаются чрезвычайной капиталоемкостью, их простой недопустим. Они быстроходны, скорость морского судна, перевозящего , достигает 18-20 узлов по сравнению с 14 узлами для стандартного нефтетанкера. Кроме того, операции по наливу и разгрузке СПГ не занимают много времени (в среднем 12-18 часов).

На случай аварии СПГ-танкеры имеют двухкорпусную структуру, специально предназначенную для недопущения утечек и разрывов. Груз (СПГ) перевозится при атмосферном давлении и температуре –162°C в специальных термоизолированных резервуарах (именуется «система хранения груза ») внутри внутреннего корпуса судна-газовоза. Система хранения груза состоит из первичного контейнера или резервуара для хранения жидкости, слоя изоляции, вторичной оболочки, предназначенной для недопущения утечек, и еще одного слоя изоляции. В случае повреждения первичного резервуара вторичная оболочка не допустит . Все поверхности, контактирующие с СПГ, изготавливаются из материалов, стойких к чрезвычайно низким температурам. Поэтому в качестве таких материалов, как правило, используются нержавеющая сталь , алюминий или инвар (сплав на основе железа с содержанием никеля 36%).

СПГ-танкер типа Moss (сферические резервуары)

Отличительной особенностью судов-газовозов типа Moss , составляющих на сегодняшний день 41% мирового флота метановозов, являются самонесущие резервуары сферической формы , которые, как правило, изготавливаются из алюминия и крепятся к корпусу судна при помощи манжета по линии экватора резервуара. На 57% танкеров-газовозов применяются системы трехмембранных резервуаров (система GazTransport , система Technigaz и система CS1 ). В мембранных конструкциях используется гораздо более тонкая мембрана, которая поддерживается стенками корпуса. Система GazTransport включает в себя первичную и вторичную мембраны в виде плоских панелей из инвара, а в системе Technigaz первичная мембрана изготовлена из гофрированной нержавеющей стали. В системе CS1 инварные панели из системы GazTransport , выполняющие роль первичной мембраны, сочетаются с трехслойными мембранами Technigaz (листовой алюминий, помещенный между двумя слоями стеклопластика) в качестве вторичной изоляции.

СПГ-танкер GazTransport & Technigaz (мембранные конструкции)

В отличие от судов для перевозки СНГ (сжиженный нефтяной газ ), газовозы не оборудуются палубной установкой для сжижения, а их двигатели работают на газе из кипящего слоя. С учетом того, что часть груза (сжиженный природный газ ) дополняет мазут в качестве топлива, СПГ-танкеры прибывают в порт назначения не с таким же количеством СПГ, которое было погружено на них на заводе по сжижению. Предельно допустимое значение показателя испарения в кипящем слое составляет порядка 0,15% от объема груза в сутки. В качестве движительной установки на метановозах применяются в основном паровые турбины. Несмотря на низкую топливную эффективность, паровые турбины могут легко приспосабливаться к работе на газе из кипящего слоя. Еще одна уникальная особенность танкеров-газовозов заключается в том, что в них, как правило, оставляется небольшая часть груза для охлаждения резервуаров до требуемой температуры до погрузки.

Следующее поколение СПГ-танкеров характеризуется новыми особенностями. Несмотря на более высокую грузовместимость (200-250 тыс. м 3), суда имеют такую же осадку – на сегодняшний день для судна грузовместимостью в 140 тыс. м 3 типична осадка в 12 метров ввиду ограничений, применяемых в Суэцком канале и на большинстве СПГ-терминалов. Однако их корпус будет более широким и длинным. Мощность паровых турбин не позволит таким более крупным судам развивать достаточную скорость, поэтому на них будет применяться двухтопливный газомазутный дизельный двигатель, разработанный в 1980-е годы. Кроме того, многие суда-газовозы, на которых сегодня размещены заказы, будут оснащаться судовой регазификационной установкой . Испарение газа на метановозах такого типа будет контролироваться таким же образом, как и на судах для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ), что позволит избегать потерь груза в рейсе.

Загрузка...