Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Велосипед тонкими колесами как называется. Типы и виды велосипедов, полный список

Идеальные условия для езды на велосипеде и Россия - вещи редко совместимые. Полгода лежит снег, еще три месяца - грязь и слякоть, а кататься хочется всегда! Именно поэтому в нашей стране все большую популярность приобретают так называемые Фэт-байки, или «толстые велосипеды» (дословно от англ. fat - «толстый» и bike - «велосипед»). Их можно назвать настоящими внедорожниками веломира, обладающими повышенной проходимостью и вызывающими массу вопросов в головах непросвещенных прохожих.

Несмотря на то, что первый Fatbike появился еще в начале 90-х годов прошлого века, его внешний вид пока непривычен и экзотичен. В первую очередь, разумеется, бросаются в глаза широкие покрышки, и самые распространенные вопросы, которые слышат владельцы фатбайков: «Зачем такие колеса?» и «Это мотоцикл или велосипед?». Давайте попробуем вместе разобраться, что такое fatbike и кому он нужен.

Что такое Fatbike?

Фэтбайк - это велосипед с очень толстыми покрышками (отсюда и название) шириной от 3,5 до 4,8 дюймов (у обычного горного велосипеда ширина покрышек максимум 2,5 дюйма) и низким давлением в камерах (от 0,2 до 2 атмосфер). В остальном обвеска практически не отличается от обвески обычного маунтинбайка (за исключением необходимости только жестких вилок и дисковых тормозов). Широкие колеса берут на себя роль амортизатора и делают езду на fatbike максимальной мягкой и комфортной. Вес фэтбайка колеблется в пределах 14-17 килограммов.

Отцом фэт байков считается житель Аляски и основатель фирмы Wildfire Fatbike Марк Грюнвальд. Суровый климат и короткий велосезон заставили его задуматься над повышением проходимости велосипедов по снегу и мягким грунтам. А для этого нужна большая площадь соприкосновения шин и поверхности дороги. В те времена самые широкие 3-дюймовые шины растягивали на 80-миллиметровых ободах до 3,5 дюймов. Со временем разные производители стали выпускать толстые покрышки и толстые велосипеды (сейчас это Surly, Salsa, Fatback, Fatbikes, Sandman).

Зачем нужны такие колеса?

Ответ на этот вопрос до неприличия прост: чтобы кататься. Кататься зимой и летом, по насту и фирну, по замерзшим рекам и озерам, по мягким грунтам и трейлам, по камням и высокой траве, песку на пляже или даже в пустыне. В общем, fatbike нужен для езды по тем местам, где не пройдет обычный горный велосипед.

Широкие покрышки и большой объем воздуха внутри них при низком давлении в камерах максимально увеличивают площадь соприкосновения и уменьшают давление на поверхность, по которой едет фэт-байкер. Колеса фетбайка буквально растекаются по дороге и скрадывают любые неровности. В результате при наборе скорости появляется ощущение, что велосипед не просто едет, а почти летит над рыхлой поверхностью. При этом на обычной ровной дороге фатбайк может вести себя и как обычный байк - достаточно лишь увеличить давление в шинах. Вот такой универсальный веловнедорожник!

Fatbike - машина полезная и интересная. Его непременно стоит купить, если вы хотите испытать новые ощущения и расширить свои возможности, покататься по необычным трассам в необычных условиях.

Велосипед с широкими колёсами — Фэтбайк

На современном велорынке найти можно многое: горные, шоссейные, ―и даже такое чудо, как fatbike. Что это? Если с первыми всё более-менее понятно, то слово «фэтбайк» часто вводит в ступор даже самих велосипедистов. Это транспортное средство во многом напоминает обычную горную модель, но на нём можно устанавливать покрышки шириной в 4 дюйма. Для сравнения: МТБ комплектуется резиной только до 2.4-2.5”. Обычно велосипед с широкими колёсами (фэтбайк) снабжается жёсткой вилкой, однако с такой шириной необходимости в дополнительных амортизаторах нет.

Заглянем в прошлое

Чтобы лучше разобраться в том, что такое фэтбайк и как он выглядит, желательно немного окунуться в историю его происхождения. Первые такие двухколёсные транспортные средства появились, когда один изобретатель из Аляски растянул покрышки в 3 дюйма до размера обода велосипеда. В итоге он стал основателем первой фирмы, специализирующейся на производстве комплектующих для фэтбайков. Такое открытие позволило наслаждаться длительными поездками даже в снежную погоду, поэтому новинка была тепло принята и оценена многими знатоками байков.

Потом конструкции начали использовать даже на Южном полюсе, а управляла фэтбайком» Мария Лейерштам. Впечатляющее открытие взяли на вооружение известные изготовители велосипедов. Они создали идеальную двухколёсную технику, оснастив её качественными комплектующими и усовершенствовав саму конструкцию.

Эволюция фэтбайков

Это транспортное средство стремительно завоёвывало популярность, поэтому возникла необходимость немного «облегчить» его. Изначально велосипед с толстыми шинами много весил, и использовать его в городских условиях было нецелесообразно. Постепенно производители начали выпускать лёгкие модели, экспериментируя с доступными вариантами. Самые простые велосипеды с толстыми покрышками имеют раму из углеродистого волокна и вес меньше 10 кг. Добиться таких показателей позволило улучшение подвески, трансмиссии и тормозной системы.

Какой тип лучше?

Велосипед на толстых колёсах может иметь разные типы подвески. Чтобы определиться с тем, что именно вам нужно (двухподвес, хардтейл или софтейл), необходимо проанализировать некоторые моменты:

  • качество дорог;
  • сумма, которую вы готовы потратить на покупку;
  • желаемый вес конструкции.

Фэтбайк двухподвесного типа идеально подходит для горной местности, однако его масса несколько больше за счёт наличия дополнительных элементов. В городских условиях лучше использовать велосипед с широкими покрышками хардтейл. Он довольно жёсткий при езде, хорошо подходит для ровных дорог.

Если говорить о стоимости, можно отметить, что цена на разные велосипеды часто существенно различается. Чем больше двухколёсное транспортное средство приспособлено к езде в экстремальных условиях, тем дороже оно обойдётся. Это напрямую зависит от комплектации фэтбайка. Для горных местностей нужна усовершенствованная трансмиссия, а также подвеска и остальные элементы.

Вес и размеры фэтбайка тоже можно назвать влияющими на выбор факторами. Рекомендованная ширина покрышек ― 4 дюйма. Этот показатель обеспечивает достаточную проходимость и делает велосипед приспособленным к передвижению в экстремальных условиях. Общая масса фэтбайка ― 14-17 кг, при этом основной вес приходится именно на колёса:

  • обод ― приблизительно 1 кг;
  • шина ― около 1,5 кг;
  • камера ― 250-350 гр.

Велосипед фэтбайк достаточно много весит, но он проявляет себя на ходу примерно так же, как и . Выбор за вами!

Достоинства и недостатки

Стоит ли покупать такую модель? Пересаживаться ли с горного велосипеда на фэтбайк? Плюсы и минусы есть у каждого транспортного средства. Двухколёсная техника с толстыми покрышками ― не исключение. Основные преимущества фэтбайков:

  • преодоление любых препятствий на пути;
  • универсальность (за счёт чего байк подходит для езды по горным местностям и ровным дорогам);
  • стильный дизайн, который подчеркнёт брутальность своего обладателя.

Велосипед с толстыми колёсами с лёгкостью передвигается по песчаным поверхностям. Обычные модели с ними не справляются.

Плюсы фэтбайка довольно существенные, однако есть и недостатки:

  1. Большой вес. Некоторые модели имеют массу около 20 кг.
  2. Внешний вид колёс. Покрышки большие, и это часто приводит в недоумение окружающих. Особенно удивляются люди, которые вообще не представляют, как выглядит фэтбайк. Если вы не боитесь осуждений со стороны, это не станет проблемой.
  3. Высокая стоимость. При производстве используются очень качественные детали и комплектующие, поэтому такие товары не каждому приходятся по карману. В среднем они обходятся в 500-1000 долларов.
  4. Расходы на экипировку и ремонт. Рано или поздно может понадобиться сервисное обслуживание, поэтому вкладывать средства в фэтбайк придётся в любом случае.

Многие пользователи отмечают, что плюсов значительно больше. Сегодня такие модели стремительно завоёвывают популярность, отодвигая на задний план традиционные транспортные средства.

Какие фэтбайки можно приобрести?

Велосипедов с широкими покрышками сегодня очень много. Ассортимент просто поражает изобилием! В интернете постоянно появляются фото новинок, которые впечатляют дизайном и совершенством. Вот некоторые из фэтбайков, покоривших сердца тысяч велосипедистов:

  1. Huraxdax MAXX. Эта модель привлекает преимущественно юное поколение. Оно замечательно разнообразием ярких цветов и прекрасными ходовыми свойствами.
  2. Jagamoasta MAXX. Характеризуется наличием втулки Rohloff, а также совместимостью с резиной наибольших габаритов.
  3. Surly Moonlander. Такой велосипед удостоился первенства на выставке Eurobike 2014. Конструкция отличается неброскостью и привлекательным дизайном. Она очень понравилась представителям сильного пола.
  4. Zeal 2015. Детская модель с гидравликой и алюминиевой рамой. Идеально подойдёт для тех, кто с малых лет мечтает покорять заснеженные равнины.

Что же это за такие, невиданные на российских просторах большеколёсые велосипеды со странным название "фэтбайк" (Fatbike). По сути - это вполне нормальный горный велосипед с возможностью установки покрышек шириной в 4", для обычного же МТБ велосипеда ограничение - 2.4-2.5". Навеска вполне обычная - переключатели, тормоза, кассеты - всё то же. Существуют сингл-спид варианты фэтбайков. Как правило на эти велосипеды устанавливают жёсткую вилку, с такой шириной колеса ехать очень мягко, поэтому особой нужды в дополнительных амортизаторах нет.

Чтобы не быть голословным и не говорить о том чего не знаю, я обратился к владельцу такого вот фэтбайка - Максиму, использующего его в суровых сибирских условиях. Максим - один из первых людей в России, увлекшихся этим новым видом маунтинбайков и собравший уже несколько подобных велосипедов. И так, всё что вы хотели знать о фэтбайках, рассказывает владелец одного из них.

Судя по ширине колёс, даже самый начинающий велосипедист догадается, что этот велосипед приспособлен не для длительных шоссейных пробегов, его стихия - бездорожье и заснеженные просторы. По опыту знаю, что даже на широких агрессивных покрышках 2.35" ехать по рыхлому снегу весьма затруднительно. Даже на первый взгляд укатанная дорога может быть довольно рыхлой и колёса будут зарываться. Буквально на днях столкнулся с такой ситуацией и если бы дорога всё-таки не улучшилась, то предстояло бы много километров пешки...

RB : Давайте узнаем, насколько в этом плане выигрывает фэтбайк?


Максим
: Итак, я готов рассказать о своем новом приобретении – велосипеде с необычайно мягкими и широкими колесами. Для того чтобы получить представление о том, что он может и для чего мог бы пригодится, надо, прежде всего, вспомнить, что из себя представляет обычный горный велосипед, который в последнее время стал некоторым стандартом для современных любителей велосипеда в России и за рубежом. В России популярность горного велосипеда была определена тем фактом, что горные велосипеды в какой-то период, трудный для российской экономики, стали единственной возможностью приобрести качественную и универсальную машину. Но время шло, и все чаще российские велолюбители стали обращать внимание на то, что помимо велосипеда с колесами диаметром 26 дюймов и шириной 2 дюйма существует немало других разновидностей. Кто-то стал вспоминать, что на своем старом дорожном велосипеде он доезжал до дачи на 10 минут быстрее, чем на приобретенном в последствии американском чуде, у которого стоит включить волшебную комбинацию звездочек 1:1, и езда превращается в сплошное удовольствие, правда сильно растянутое по времени. А кто-то решил идти до конца и озаботился тем, какие же еще возможности может предоставить велосипед без границ.

Так люди впервые обнаружили важную проблему велосипедного катания. Эта проблема заключалась в том, что, несмотря на все прелести, которые предоставляет велосипедисту езда зимой, велосипед все же никак нельзя назвать зимним видом спорта. А как же иначе? Ведь уже пять сантиметров рыхлого переметенного снежка подписывают смертный приговор покатушке на велосипеде любого типа, и если со скользким льдом и снежным накатом еще можно бороться благодаря шипованной резине, то от снега спасения нет. Даже если вы находитесь в отличной физической форме и можете идеально держать равновесие, все равно, после каких-то нескольких километров, прошедший ночью небольшой снежок заставит вас слезть с седла и пойти пешком.

Что прежде всего велосипеду мешает ехать по снегу? Оказалось, что дело не в размере покрышки, а в ее форме. Поэтому, для того, чтобы форма покрышки в месте ее соприкосновения со снегом хоть отдаленно напоминала плоскую поверхность, надо было сделать так, чтобы внутри покрышки давление было минимальным. Законы физики таковы, что уменьшение давления в покрышке могло быть достигнуто только благодаря увеличению ее объема. Таким образом, родился новый тип велосипеда – велосипед с большими объемными колесами на низком давлении или так называемый фэтбайк.

Я являюсь своего рода фанатом зимнего катания на велосипеде, поэтому не мог пропустить такую техническую новинку. Мне нужен был фэтбайк именно для катания по рыхлому снегу. Я уже давно присматривался к таким маршрутам, которые можно было бы соединить воедино участками, проходящими по следу снегохода или прогонами по заснеженному льду больших водохранилищ и озер. И оказалось, что я не прогадал. Здесь фэтбайк полностью оправдал мои ожидания. Я не стану утверждать, что на фэтбайке можно легко летать по снежным завалам, и даже езда по рыхлому снегу требует достаточной физической и технической подготовки. Но меня с первых месяцев зимы потрясла его возможность преодолевать достаточно впечатляющие снежные преграды и сделать многочасовое путешествие в условиях рыхлого покрытия не борьбой с обстоятельствами, а просто целенаправленной работой.

RB : На перспективу я интересуюсь приобретением фэтбайка. Насколько мне известно, в России купить его пока невозможно, поэтому только заказ. Хотелось бы понять во сколько реально обойдётся покупка фреймсета и колёс и насколько сложен процесс заказа? Где можно его заказать?

Максим : На Западе велосипеды с колесами шириной 4 дюйма уже получили достаточно широкое распространение, но до стандартизации этой разновидности велосипеда еще далеко. Тем не менее, помимо нескольких небольших фирм, которые изготавливают необходимые для таких велосипедов компоненты на заказ, существует две крупные велосипедные компании, наладившие серийный выпуск таких компонентов и определившие тем самым некоторые требования по совместимости, которых придерживаются все остальные производители фэтбайков. Такими производителями являются SURLY , VICIOUS CYCLES и INNOVA .


Прежде всего, надо знать, что для сборки фэтбайка понадобится, как минимум, три нестандартные детали
. Это рама и вилка (фреймсет), способные вместить такие широкие колеса, покрышки с камерами шириной 4 дюйма и широкие обода. Если поставить объемные покрышки с низким давлением на узкие обода, то возникнут серьезные проблемы с управлением. Для любого из выпускающихся фреймсетов обязательно надо будет приобрести каретку шириной 100 мм , но эта деталь является стандартной для ДХ велосипедов и ее можно купить даже в местных магазинах. Все остальные детали являются стандартными. Наиболее популярным решением в мире фэтбайка является модель рамы, выпускающаяся фирмой SURLY . Она называется SURLY PUGSLEY . В большинстве крупных американских веломагазинов можно свободно купить велосипед, собранный на этой раме.

Особенностями модели SURLY PUGSLEY являются несимметричные перья рамы и вилки, а также использование задней втулки как на переднем, так и на заднем колесе.

Стоимость фреймсета SURLY PUGSLEY в Интернет магазинах за рубежом колеблется от $500 до $800 и в сезон распродаж может падать до $400 .

Специально для своей рамы фирма SURLY производит обода, имеющие несимметричное расположение отверстий для спиц. Модель ободов называется SURLY LARGE MARGE . Эти обода имеют ширину 65 мм и допускают установку любой стандартной резины шириной больше 2,5 дюймов, соответствующей стандарту 26”. Стоимость одного такого обода около $100. Аналогичные обода, только шириной 80 мм производит фирма VICIOUS CYCLES . Модель называется VICIOUS CYCLES GRASEFUL FAT SHEBA и ее можно так же купить через Интернет по цене от $60 до $90. Дешевизна этих ободов обусловлена простотой их конструкции. Это одностенные штампованные обода с непистонированными отверстиями под головки спиц. Тем не менее, они обеспечивают лучшую устойчивость и, благодаря одностенной конструкции, предоставляют возможность дриллинга с целью снижения веса.

При покупке ободов следует обратить внимание на то, что выпускаются аналоги указанных моделей с симметричным расположением отверстий под спицы. Такие обода подходят только для моделей рам с симметричной конструкцией перьев и не пригодны для фреймсета SURLY PUGSLY.

Покрышки шириной 4 дюйма выпускает фирма INNOVA . На данный момент известно только три модели таких покрышек. INNOVA (SURLY) LARGE MARGE – самая распространенная и самая популярная модель. Ее можно без труда найти на различных сайтах по цене около $100. Эта покрышка является своего рода стандартом для любой модели фэтбайка и выпускается с наклейкой фирмы SURLY. Она присутствует в каталоге SURLY, но на самом деле, так же как и специальная широкая камера, выпускается на INNOVA. Кроме LARGE MARGE, INNOVA выпускает еще два типа покрышек – INNOVA (SURLY) LARRY и INNOVA SPYDER. LARRY – достаточно дорогая (около $120) и редкая покрышка с агрессивным протектором. Она была разработана специально для решения проблемы бокового сноса широких покрышек. SPYDER – наоборот, самая дешевая покрышка шириной ровно 4.0”, которую можно купить, всего за $60.

Кроме стандартных решений, существует много производителей, которые выпускают специфические для фэтбайка компоненты на заказ. Если стоимость стандартного решения на базе SURLY PUGSLY составляет всего около $1500, для России с учетом доставки и таможенных сборов, то кастомные варианты обойдутся гораздо дороже. Стоимость только одного титанового фреймсета, выпускающегося фирмой WILDFIRE FATBIKE , составит больше $1000. Кроме того, большинство таких производителей расположено на родине оригинального фэтбайка (fatbike – это официально зарегистрированная торговая марка фирмы WILDFIRE) – Аляске, и испытывают определенные проблемы с доставкой своего товара в удаленные регионы.

Следует отметить, что теперь, благодаря усилиям моего друга Константина Еремина из г. Ангарска, можно приобрести настоящую фэтбайк-раму в России. Он сам разработал чертежи и добился их согласования и реализации на производственном объединении РАПИД. Теперь качественную раму для фэтбайка можно заказать там.

RB : Существует довольно много моделей фэтбайков, какой всё же лучше выбрать? Хотя, наверное вернее спросить, какой из них наиболее доступен?

Максим : Ситуация на рынке фэтбайков на данный момент такая. Существует только одна фирма, которая выпускает фреймсеты и комплектующие, необходимые для сборки таких велосипедов, серийно. Это американская фирма SURLY. Велосипеды на базе комплектующих от SURLY на данный момент намного опережают другие варианты как по цене, так и по доступности. Помимо SURLY, полный набор комплектующих для велосипедов с колесами шириной 4” выпускают только VICIOUS CYCLES BIKES и SPEEDWAYCYCLES BIKES.
Первая прославилась своими знаменитыми ободами FAT SHEBA шириной 80 мм. У таких ободов есть целый ряд преимуществ: они относительно дешевые, доступны во многих Интернет-магазинах, имеют одностенную конструкцию, которая позволяет легко снизить вес за счет несложной процедуры дриллинга. Вторая фирма известна своими очень дорогостоящими и высококачественными компонентами для фэтбайков. Это и титановые рамы, изготовленные на знаменитом производстве титановых рам Lynskey , и легкие дриллинговые обода шириной 70 мм и весом всего 800 грамм, и даже специальная трехкомпонентная система с полой осью и внешними подшипниками, рассчитанная на кареточный узел шириной 100 мм и весящая легче XTR от Shimano. Самая дорогая модель фэтбайка от SPEEDWAYCYCLES, которая называется FatBack, весит всего 9,5 кг! Таким образом, американский рынок предоставляет широкий выбор вариантов в самом широком диапазоне цен. Этот диапазон простирается от примерно $1200 за самый простой вариант SURLY PUGSLY до $3000 - $4000 за флагманский FаtBack.

По праву изобретателем фэтбайка стоит считать проживающего на Аляске Марка Грюнвальда. Он является основателем самой первой фирмы, выпускающей компоненты для фэтбайков. Эта фирма называется WILDFIRE FATBIKE. Кстати, название «фэтбайк» было впервые придумано им же, и является зарегистрированной торговой маркой WILDFIRE. Марк Грюнвальд начал с выпуска фреймсетов, которые он комплектовал ободами от теперь уже несуществующего производителя REMOLINO и покрышками NOKIAN GAZZALODY 3.0”. Трехдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3.5”, и это впоследствии положило начало развитию особой тенденции под названием «псевдофэтбайк».
Дело в том, что большинство рам для экстремального катания способно вместить в себя покрышки шириной около 3.0”, установленные на широкие обода, заметно увеличивающие объем колес. Такая конструкция может стать гораздо более доступным и бюджетным аналогом фэтбайка, потому что фэтбайк – это на 50% большие колеса и на 50% низкое давление в них. В данный момент WILDFIRE выпускает широчайший спектр рам и вилок высокого качества из стали марки COLUMBUS . Эти рамы выглядят настоящими произведениями искусства и весят меньше 2 кг, что очень неплохо даже для лайтового XC хардтейла.

Стоит сразу оговориться, что только две фирмы – SURLY и VICIOUS CYCLES BIKES – находятся на основной территории Америки и имеют возможность свободно распространять свою продукцию по всему миру. Такие фирмы, как SPEEDWAYCYCLES BIKES, WILDFIRE FATBIKE и 9:ZERO:7 находятся на Аляске и испытывают серьезные проблемы с отправкой своих компонентов и рам даже в Европу, не говоря уже о России.


RB
: Вот, к примеру такая ситуация. Человек не хочет держать несколько велосипедов, а вместо этого приобретает фэтбайк и несколько комплектов колёс дня него - толстых и обычных. Насколько я понимаю, проблем тут быть не должно? То есть, может ли фэтбайк быть единственным велосипедом или он всё же больше нужен для зимних развлечений и катания в своё удовольствие? 🙂

Максим : Здесь все зависит от предпочтений и требований, которые предъявляются к каждому из используемых стилей катания. Но, тем не менее, фэтбайк в этом отношении предоставляет уникальную возможность совместить в одном велосипеде самых широкий спектр велосипедных направлений и стилей катания. Все, что для этого надо сделать – это собрать две пары колес. Одна пара колес собирается на стандартных ободах шириной 2-2,5 см и диаметром 29”, а другая на широких ободах, рассчитанных для установки привычных для фэтбайка покрышек шириной 4”. В идеале стоит еще приобрести амортизационную вилку для горного велосипеда с колесами стандарта 29”, например – FOX F29er 100 мм. Дело в том, что внешний диаметр колес с покрышками шириной 4” в точности соответствует диаметру колес стандарта 29”, и все рамы и вилки фэтбайков выверены на использование колес этого стандарта.
Таким образом, путем простой перестановки колес и покрышек можно легко получить сразу и собственно фэтбайк, и классический «найнер», и даже шоссейный велосипед, установив на 29-дюймовые обода шоссейный клинчер, шириной 25-27 мм. Можно даже заменять жесткую вилку фэтбайка на амортизационную вилку стандарта 29”, но для этого следует убедиться, что высота ног жесткой вилки вашего фэтбайка соответствует высоте ног амортизационной вилки, которую вы хотите использовать, иначе угол рулевой колонки окажется сильно завален.

RB : Насколько просто приобрести обода, покрышки и камеры для фэтбайка, какова примерная стоимость?

Максим : Все перечисленные комплектующие можно легко приобрести в зарубежных Интернет-магазинах. Стоимость покрышек колеблется от $60 до $120 за одну покрышку. Обода обойдутся по цене от $70 и выше. Кроме того, есть замечательная американская фирма CHOPPER US , которая производит и продает обода для Чопперов и Круизеров. Эти обода имеют одностенную конструкцию, выпускаются шириной от 80 до 100 мм и подходят для использования с фэтбайками. Кроме того, обода CHOPPER US стоят от $30. Существует только один вариант специализированной камеры на размер 4”. Такие камеры производит фирма INNOVA по заказу SURLY. Эти камеры также очень легко найти и купить в Интернете. Их стоимость колеблется около $10. На зарубежных форумах есть описания успешного использования бескамерных вариантов сочетания ободов LARGE MARGE и покрышек ENDOMORPH , например, на основе технологии ghetto tubeless.


RB
: Расскажите про управление фэтбайком. Всё ли так же как на обычном МТБ или есть какие-то особенности в поведении? Наверняка они есть...

Максим : Первое, на что обращаешь внимание, когда садишься на фэтбайк – это потрясающая курсовая устойчивость и плавность хода. Как ни странно, массивные колеса ни в коей мере не влияют на легкость хода, а только придают движениям несколько более тяжелую динамику разгона. Разница между динамикой фэтбайка и обычного МТБ имеет тот же порядок, что и разница между обычным МТБ и шоссейным велосипедом. Хорошая курсовая устойчивость имеет и негативную сторону. Для уверенного управления фэтбайком может потребоваться руль шириной не менее 700 мм. Так или иначе, катаясь на фэтбайке по дорогам общего пользования, всегда следует помнить об этой его особенности, чтобы не помешать движению автомобилей и пешеходов при совершении маневра. Тяжелая динамика разгона также накладывает некоторые ограничения на используемые в комплектации фэтбайка компоненты. Например, в тормозной системе фэтбайка целесообразно использование только качественных дисковых тормозов с диаметром диска не менее 185 мм. Мой опыт езды на стальной раме SURLY PUGSLEY выявил очень приятную особенность фэтбайка, которая заключается в исключительной комфортности езды по гравийным дорогам и курумистым осыпям. Мягкие широкие покрышки хорошо гасят мелкие вибрации, а стальная рама является своего рода одновременно и демпфером и амортизатором, настроенным на обработку препятствий более внушительного размера, чем мелкие камушки.

Самой главной проблемой при управлении фэтбайком является боковой снос. Особенно много неудобств он доставляет на скользких покрытиях. С ним можно относительно успешно бороться установкой покрышек со специальным продольным протектором, например – SURLY LARRY, или выбором оптимального давления, но даже в этих случаях следует всегда помнить об опасности создать помехи окружающим. К слову сказать, все сложности в управлении фэтбайком в меньшей степени представляют опасность для самого райдера в силу его исключительной устойчивости, которая позволяет, например, удерживать при небольшой тренировке равновесие, стоя на месте и вообще не держась при этом руками за руль. Поведение фэтбайка очень сильно зависит от давления в покрышках. Эксперименты с давлением позволили сделать следующие выводы.

При давлении в 20-25 PSI поведение велосипеда почти ничем не отличается от поведения обычного МТБ ригида – он легко преодолевает подъемы, отлично маневрирует, быстро разгоняется и требует значительных усилий рук и ног, чтобы обрабатывать крупные неровности трассы.
При давлении в 10-18 PSI велосипед по своим ходовым качествам максимально приближен к трейловому
короткоходному хардтейлу. Помимо гораздо большего удобства при езде по техничным подготовленным трассам он уже начинает приобретать заметный уклон в сторону своего основного назначения – на нем становится возможной езда по достаточно глубокому снегу, песку и бездорожью, изобилующему многочисленными неожиданными препятствиями в виде болотных кочек или скрытых травой поваленных стволов деревьев. Такое давление является наиболее универсальным вариантом, который можно порекомендовать как для освоения езды на широких покрышках, так и для повседневного использования. Стоит заметить, что на твердых покрытиях при давлении ниже 15 PSI уже начинают возникать проблемы с управлением.

При давлении в 5-7 PSI начинается самое интересное – велосипед приобретает возможность легко передвигаться по глубокому снегу и очень рыхлому сухому песку, обнаруживает удивительную устойчивость при перемещении по жидкой грязи, которая моментально очищается с сильно деформированных почти гладких покрышек. Комфортность езды по пересеченной местности достигает масштабов короткоходного двухподвеса. Например, передвигаться по местности, изобилующей крупными болотными кочками, можно не вставая с седла. Это совсем неудивительно, так как деформация покрышек в данной ситуации может достигать более 50 %, т.е. свыше 4,5 см плюс вышеупомянутые 2 см деформации перьев рамы и вилки – в итоге, до 7 см хода спереди и сзади.
Становится возможной свободная езда по гладкому ровному льду. Занос велосипеда на таком льду напоминает движение стирательной резинки по глянцевому листу бумаги. Но именно при таком давлении начинаются заметные проблемы с управлением на твердых покрытиях. Особенно неприятным это явление становится в случае очень неровных твердых покрытий – велосипед бросает из стороны в сторону, и он настолько перестает слушаться руля, что временами приходится слазить с него и проходить критичные участки пешком. Я неоднократно встречал в различных источниках рекомендации по использованию с предельно низкими давлениями в покрышках ENDOMORTH 3.7 ободов шириной 80 мм (например – VICIOUS CYCLES FAT SHEBA) вместо штатных 65 миллиметровых SURLY LARGE MARGE.


RB
: Для обычных велосипедных колёс существует неплохой выбор зимних шипованных покрышек. Для фэтбайка, насколько мне известно, их нет. Как себя ведёт фэтбайк на скользкой поверхности? Ведь на обычных 2.1 покрышках на льду очень неудобно...

Максим : Самая распространенная проблема, заставляющая велосипедистов, катающихся зимой, тратить деньги на шиповку – снежный накат. Плотность и степень обледенелости снежного наката могут варьироваться от пористой корочки, на которой остается отчетливый след покрышки, до твердой леденистой поверхности, отшлифованной до блеска колесами автомобилей и подплавленной горячими выхлопами. Смело могу уверить, что Эндоморфы, накачанные до 15 PSI, очень успешно справляются со всеми видами этого зла, но похуже шипованной резины. Разница с шипованной резиной начинает чувствоваться в следующих случаях: когда скорость выше 15 км/час на очень скользком накате; когда надо резко заложить крутой вираж на средне скользком накате; когда поверхность очень неровная на средне скользком накате; когда крутизна подъема превышает 12% при очень скользком накате. Речь здесь идет о сравнении с пятирядной шиповкой типа ISP, но обычная городская двухрядка доставит гораздо больше проблем, чем Эндоморфы,
которые, как ни странно, отлично держатся даже на абсолютно голом льду или льду, слегка присыпанном снегом, если поверхность такого льда достаточно ровная. Кроме того, я уже упоминал о совместимости рам фэтбайков с колесами 29”. Для таких колес выпускается очень много вариантов шипованной резины. Если предполагается на какой-то период времени использовать фэтбайк в условиях твердых и скользких поверхностей, то можно на этот период установить колеса такого стандарта. Я встречал на форумах информацию, что на Аляске нередко, в качестве компромиссного варианта, устанавливают на обода шириной 65 мм пятирядную шипованную резину NOKIAN FREDDY REVENZ 26x2.35”.

RB : Насколько накатист фэтбайк? Понятно что есть разные покрышки, могут быть разными другие комплектующие, но возьмём в среднем. Если сравнивать с обычным МТБ, насколько страдает лёгкость езды? Или может быть не страдает? 🙂

Максим : Накатистость фэтбайка стала для меня самым главным сюрпризом, который во многом определил мою философию его использования. Дело в том, что всегда можно найти такие условия на снежном покрытии, где даже фэтбайк попросту застрянет. Самым главным достоинством фэтбайка, на мой взгляд, является не его возможность проехать там, где не может проехать обычный МТБ, а возможность экономить много сил там, где на обычном МТБ езда быстро превращается в утомительное испытание. Для зимы справедлива истина, что уже 5 см рыхлого снега подписывают классическому МТБ смертный приговор.
Даже если консистенция снега позволяет на двухдюймовых покрышках свободно перемещаться, все равно при использовании агрессивной зимней резины уже после нескольких километров пути начинает накапливаться заметное утомление. Я был сильно поражен, когда обнаружил, что даже при езде по едва прикрытому снежком льду фэтбайк имеет гораздо более легкий накат, чем лайтовый хардтейл с шипованной резиной SCHWALBE ICE SPIKER PRO. Более того, при езде по более глубокому снегу на скоростях порядка 15 км/час фэтбайк может перейти в режим глиссирования. Этот режим характеризуется резким уменьшением сопротивления качению и приятным психологическим состоянием, граничащим с состоянием эйфории. Я испытывал фэтбайк на предмет накатистости на асфальтовом покрытии. Я не обнаружил каких-либо существенных отличий от обычного дорожного велосипеда. В этом нет ничего удивительного, потому что покрышка SURLY ENDOMORPH – это практически полуслик и при давлениях свыше 20 PSI она отличается от обычных покрышек только большей инерцией.

RB : Давайте подведём итог. Для чего вообще нужен фэтбайк? В каких условиях и кому он может быть необходим?

Максим : Мое мнение таково, что фэтбайк прежде всего раскрывает широкие возможности для длительных путешествий в условиях с очень сложным покрытием. Прежде всего это относится к песку, снегу, болоту, курумистым осыпям и любому типу бездорожья, которое встречается в лесах и степях. Ключевым словом для правильного использования фэтбайка является «неторопливость». Это ни в коем случае не обозначает, что фэтбайк едет медленно – просто он не любит суеты.
фэтбайк не любит резких ускорений, его начинает подбрасывать на больших скоростях, на неровностях грунта как футбольный мячик. Но стоит успокоиться и глубоко вздохнуть, как он плавно пронесет вас с огромной скоростью через немыслимые препятствия на гигантские расстояния, как могучий океанский лайнер или космический корабль, обладающий невероятным ресурсом энергии. Только в данном случае энергия заключена в самом велосипедисте, а фэтбайк только позволяет ее правильно высвободить и направить.

RB : Ну и последний вопрос. Зачем Вам фэтбайк? Почему решили купить такой необычный велосипед? Оправдал ли он ожидания?

Макси м: Я впервые увидел фэтбайки на фотографиях форума MTBR в декабре 2009 года. Меня сразу привлек необычный и вместе с тем очень гармоничный вид этих велосипедов. Я всегда был фанатом зимнего трейлрайдинга и не мог пропустить такое явление. Чем больше я узнавал об этой технической новинке, тем больше мне хотелось попробовать на ней прокатиться. Переломным моментом в моем желании приобрести фэтбайк стало открытие того, что рядом со мной живет человек, который тоже бредит толстоколесыми велосипедами, способными легко перемещаться по снегу.
Вместе с этим человеком, профессиональным гонщиком кросскантри, марафонцем, живущим в городе Ангарске, Костей Ереминым мы составили и реализовали план приобретения трех настоящих фэтбайков для него, меня и моей дочери Саши, которая занимается шоссейными велогонками. История приобретения наших велосипедов была очень долгая и насыщенная разнообразными событиями: открытиями, радостями и разочарованиями. Но после приобретения фэтбайка я еще ни разу не пожалел о принятом решении, и каждое новое приключение, которое дарит нам фэтбайк, убеждает нас, что мы сделали правильный выбор.

Мероприятия (эвенты) с участием фэтбайков

http://www.susitna100.com - зимний марафон в котором на равных соревнуются бегуны, лыжники и велосипедисты
http://www.freespiritwear.com/akadventures.htm - классические примеры того, как можно использовать фэтбайк
http://www.wildfirecycles.com/links.html - очень полный список ссылок на соревнования и другие мероприятия с участием фэтбайков

Техническая и общая информация о фэтбайках

http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=65300 – ссылка на тему на форуме Веломания, где обсуждается велосипед Максима, собранный на раме SURLY PUGSLEY

http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=72887 - ссылка на тему на форуме Веломания, где обсуждается велосипед Константина, изготовленный на базе титановой рамы производства РАПИД

http://angara.net/text/10/0127/ - популярная статья на иркутском спортивном портале, посвященная тому, как были собраны и испытаны первые в нашем регионе фэтбайки

– подборка материалов из ЖЖ Максима, посвященных фэтбайком (по тегу – «фэтбайк»)

PS. Выражаю огромную благодарность Максиму за подробнейшую статью по этим замечательным велосипедам! Если у Вас будут вопросы, то можете оставить их в комментариях.

Андрей Григорьев

Ниже изложена довольно подробная классификация велосипедов по их типам и назначению, которая будет полезна всем тем, кто хочет выбрать велосипед в соответствие со своими потребностями. В последние годы появилось множество новых подтипов велосипедов, поэтому классификация постепенно изменяется. Данная версия статьи актуальна на 2019 год. Начнем с наиболее характерных видов.

Горный велосипед (он же MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike)

Это наиболее распространенный и популярный на настоящий момент в России тип велосипедов. Маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества (или вне дорог), по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.

По назначению горные велосипеды делятся на байки для таких дисциплин, как даунхил, фрирайд или эндуро, бэккантри, кросскантри, фристайл, дёрт и стрит, а также горные велосипеды, без ярко выраженной направленности.

Большую часть недорогих и средних по цене MTB как раз и составляют «обычные» неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам различного качества. Это именно то, что подойдет большинству просто катающихся людей.

Чаще всего, это алюминиевые хардтейлы – велосипеды с амортизационной вилкой, но без заднего амортизатора, сильно усложняющего конструкцию. Геометрия рамы обуславливает среднюю по высоте посадку, которая соответствует умеренной интенсивности движения и не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки используются недорогие. Большинство горных велосипедов комплектуются дисковыми тормозами. Обычно есть возможность легко установить дополнительное оборудование: крылья, багажник, подножку и прочее. Примером могут служить такие MTB как Author Solution , Pegas или Traction . Существуют модели с низкими «женскими» рамами, такие, как Author Quanta или полувысокими женскими, как Author Solution ASL . Самые дешевые горные велосипеды, например, Horst Tempo или Author Outset , можно рассматривать исключительно как прогулочные.


По мере увеличения стоимости, горные велосипеды приобретают ту или иную специализацию.

Ближе всего к горным велосипедам общего назначения стоят велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing ). Этот тип велосипедов помогает спортсмену максимально быстро передвигаться по трассе с умеренно пересеченным рельефом, как с горы, так и в гору. Обычно это хардтейлы с карбоновыми, и, все реже, алюминиевыми рамами с удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для активной езды. XC-байки комплектуются блокируемой амортизационной вилкой с ходом около 100 мм и трансмиссией высокого уровня: Shimano SLX и выше. Дисковые тормоза стали стандартом. Примером таких велосипедов могут служить велосипеды Scott из серии Scale или Author , начиная с модели Instinct и выше.

Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не так часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании, они актуальнее в XC-марафонах. Пример двухподвесов для кросскантри – Scott Spark . С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.

У некоторых производителей можно встретить такой подтип маунтин-байка, как бэккантри (backcountry ), олмаунтин (all mountain ) или трэйл (trail ) – это несколько усиленные байки, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Могут быть хардтейлами или двухподвесами. Сюда же можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов, например, Scott Genius – относительно легкие двухподвесочные байки с ходом подвесок около 120 мм, Author A-Ray .

Велосипеды для фрирайда (freeride, FR ) или эндуро (enduro ) являются еще более усиленным вариантом. Комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог на высокой скорости. В целом, фрирайдные велосипеды похожи на даунхильные, но приспособлены для езды не только вниз с горы.


Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH ) – это двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними амортизаторами с ходом 200-240 мм. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам исключительно под гору. Вес велосипеда достигает 20 килограмм. Спереди лишь одна звезда с успокоителем цепи, а сзади кассета с узким набором передаточных чисел. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору относительно тяжело. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость. Пример – Scott Gambler . В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.

Фэт-байки (fatbike, fat-bike ) – велосипеды с покрышками шириной порядка 4", позволяющими за счет низкого давления двигаться по рыхлому грунту: песку или снегу. На фатбайках я регулярно вижу людей на пляжах, в парках и даже на лыжне для конькового хода. Но и по твердому грунту фатбайки идут вполне приемлемо. Рама и жесткая вилка таких велосипедов, естественно, шире обычных. Примером может служить Fuji Wendigo .


Любители фристайла, стрита и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды – сток. Мощная рама очень малой ростовки, прочное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Руль широкий, седло установлено предельно низко. Спереди всего одна звезда и рокринг для ее защиты. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету или вообще всего одну передачу. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы, парапеты и лестницы – стрите.

Еще существуют такие стили катания, как дёрт-джампинг (dirt jumping ) и норт-шор (north shore ), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными, к примеру с 24-дюймовыми колесами для дёрт-джампинга. Пример – Scott Voltage YZ .

До 2009 года почти все горные велосипеды комплектовались колесами диаметром 26 дюймов. Но в 2019 году 26-дюймовые велосипеды остались лишь в бюджетном сегменте. Их вытеснили горные велосипеды на 27.5-дюймовых колесах и, твентинайнеры (29er ) – горные велосипеды с колесами 29 дюймов, например Author Instinct 29 .

Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Прочные колеса с широкой и «зубастой» резиной. Тормоза почти всегда дисковые.

В настоящее время горные велосипеды оборудуются 11-30 скоростями, которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Конструкция трансмиссии позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.

Обычный горный велосипед – самый универсальный тип велосипедов, хотя, лучше всего он приспособлен для движения по грунтовым дорогам и лесным тропам с сильно пересеченным рельефом. Прочие подтипы MTB ориентированы на конкретные дисциплины.

Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)


Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Это, скорее, спортивный снаряд.

Визитная карточка – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама шоссейного велосипеда довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или карбон. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда составляет порядка 7-10 кг.

Колеса с очень узкими (18-28 мм) и гладкими покрышками высокого давления. Две или три ведущих звезды и 9-11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. До недавнего времени, тормоза только клещевого типа, но теперь иногда и дисковые.

Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для триатлона и разделочные велосипеды, но это уже исключительно для спорта.

На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость заметно выше, чем на гибридном или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на зернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден снизить скорость.

Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность, что плохо для движения по городу. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта или по битому асфальту. На большинство шоссейных велосипедов достаточно сложно установить дополнительное оборудование.

Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)


Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.

Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, обычно большие колеса 28"" с шинами средней ширины и мелким протектором. Практически всегда установлены несъемные щитки на колесах, защита цепи и багажник. Иногда – подножка, зеркала заднего вида, корзина, электрооборудование и прочее.

Очень высокая посадка на городском велосипеде и широкое подпружиненное седло обуславливают комфорт при неспешной езде.


К классу городских относятся и так называемые круизеры (cruiser ) и чопперы – велосипеды с характерной вытянутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка вертикальная или даже с наклоном назад. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под соответствующие мотоциклы.


Тяжелые односкоростные городские велосипеды (которые назывались в нашей стране дорожными , а за границей coaster brake ) почти вышли из употребления. Зато легкие минималистичные односкоростные фиксы (fix , fixed-gear ) или сингл-спиды (single speed ) наоборот приобретают все большую популярность. Обычно они сделаны в формате трекового велосипеда или подобного велосипеда с прямым рулем. Например, Fuji Declaration , на фото слева. Главное отличие – вес в 9-11 кг против 15-18.

Кроме того, сейчас выпускаются и псевдо-горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Scott Sub прошлых лет на 26-дюймовых колесах.

Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые узлы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи или попросту отсутствуют. Планетарная втулка позволяет переключать передачи стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но классические сити-байки достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг – и не предназначены для высоких нагрузок. В то же самое время, на фиксах гоняет спортивная молодежь.

Гибрид (hybrid, cross bike, trekking bike)

Горные, шоссейные и городские велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.


Один из них – гибридный велосипед . Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.

Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме. Большинство гибридных велосипедов оборудуется амортизационными вилками с ходом всего 50-60 мм, все чаще появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно легко устанавливать практически любые аксессуары.

Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28"", 622 мм). Они комплектуются шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специализированным.


Багажник, щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать, обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда. Некоторые компании, например Scott и Marin , выпускают также серию шоссейных гибридов, полностью оборудованных шоссейными трансмиссиями, жесткими вилками и узкими покрышками – например, Scott Roadster или AGang Sincity . Фактически это почти шоссейные велосипеды, но с прямым рулем.

Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет несколько лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме бездорожья и совсем плохих дорог. Например, у компании Author сейчас представлена очень широкая линейка гибридов, включая модели с дисковыми тормозами и карбоновыми рамами.

Туринг (touring, туристический велосипед)


Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.

Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама из высококачественной хромомолибденовой стали обычно длиннее, что повышает плавность хода и гасит вибрации, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.

Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами и резиной пошире. Другое отличие – увеличенный диапазон передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного или гибридного.

Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньше зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.

Но из крупных производителей их всего по 1-2 модели собирают только Fuji , Trek, Kona и Cannondale .

Циклокроссовый велосипед (CX) и грэвел-байк (gravel bike)


Если же вам нужен внедорожный шоссейник, то альтернативой турингу для более активного передвижения могут стать такие велосипеды, как циклокроссовый велосипед и грэвел байк . Принципиальная разница состоит лишь в том, что циклокроссовый велосипед, например, Scott Speedster CX , обязан соответствовать требованиям UCI и является чисто спортивным байком для велокросса, а грэвел-байк, например, Author Ronin или Author Aura XR , свободен от ограничений и по сути ближе к туристическим велосипедам. Ронин, например, отличается мягкой хромомолибденовой рамой, дисковыми тормозами и относительно широкой резиной 40-622 мм. На него можно поставить задний и передний багажники, а можно ездить в быстром темпе без груза. По прочности оба типа велосипедов ощутимо превосходят классические шоссейные велосипеды.

Складной велосипед (folding bike)


Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния.

Складные велосипеды бывают и многоскоростными. Колеса, как правило, 20" или 24", но есть и 16", и 26". Примером могут служить Author Simplex или почти все велосипеды Dahon . Совсем экзотические конструкции типа Strida мало превосходят по размерам сложенную детскую коляску, но существенно уступают прочим в ходовых качествах.

Недостатки подавляющего большинства складных велосипедов – плохая накатистость и эффективность, обусловленная маленьким размером колес и высокой посадкой.

Велосипед для триала и фристайла (BMX, мод)


Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20" с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.

Трековый велосипед (track bicycle)

Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Переднее и заднее колеса нередко имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.


Детский велосипед (kids bike)

Электровелосипед

В последнее время, благодаря появлению легких и энергоемких аккумуляторов, бурное развитие получили электровелосипеды : велосипеды, оборудованные мотор-втулкой переднего или заднего колеса мощностью до 250 Вт. Основное назначение электродвигателя – помощь при движении на педалях, хотя, многие пользуются электровелосипедами, как мопедами. Бывают в самых различных форматах: городские, складные и даже горные. Например, Author Electra . Все что выглядит как велосипед, но имеет мощность более 250 Вт или не имеет встроенного ограничения в 25 км/ч формально относится к категории мопедов.

Другие типы велосипедов

Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы (велосипеды на двух человек) не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные и т. д. по используемым комплектующим и назначению.

Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с лежачей на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike ). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это наличие лишь двух колес и необходимости держать равновесие.

Также существуют грузовые велосипеды с кузовом, трехколесные и четырехколесные велосипеды, велорикши и т. д.

Резюме

Так какой же велосипед нужен именно вам? Прежде чем покупать велосипед, подумайте, где и как вы будете его использовать: ездить на работу или на дачу, кататься вечером в парке, гонять с крутых гор, прыгать по бордюрам. Пофантазируйте... Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или три велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует. Главное – определиться, где и как вы собираетесь ездить.

Принципиальные критерии для подбора велосипеда, которые следует учитывать, следующие: дорожный – внедорожный (со всеми промежуточными градациями), спортивный – утилитарный (то же самое), мужской – женский (требуется ли низкая рама), полноразмерный – складной (хранение, перевозка). И, само собой, приобретать велосипед следует с учетом вашего роста (или возраста для ребенка).

  • Выбор детского велосипеда в зависимости от возраста и роста ребёнка

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 18 человек(а).

Существует множество типов велосипедов и множество разных людей с разными требованиями к велосипеду. Некоторые любят выполнять на велосипеде трюки, другим нравятся велосипедные гонки, а третьи предпочтут хороший контроль скоростей. Вам нужно будет следовать своим собственным предпочтениям при выборе велосипеда.

Шаги

    Научитесь ездить на велосипеде, если вы еще этого не умеете. Это первый и самый важный шаг. Вы можете сделать это на любом подходящем вам по размеру велосипеде, но лучше всего начинать на односкоростном велосипеде с ножным тормозом, так как вам не придется заботиться о переключении скоростей и переднем тормозе.

    Узнайте о разных типах велосипедов. Вот несколько примеров с кратким описанием.

    • Стандартный велосипед. Это старомодные, односкоростные велосипеды с ножным тормозом (нажатие педали назад для торможения). Они хороши для езды по городу, если на пути нет возвышенностей или других препятствий.
    • Велосипед типа BMX. Велосипеды низкого профиля с 20-дюймовыми обычно шипованными шинами. Такие велосипеды предназначены для соревнований на трассе. У них имеется, управляемый путем кабеля, ручной клещевой тормоз, как передний, так и задний. Эти велосипеды оснащены одной зубчатой передачей.
    • Шоссейный велосипед. Это общий термин для традиционных велосипедов, спроектированных для удобной езды по асфальту. Существует широкий выбор внутри данной категории; часто они подразделяются на две большие группы: гоночные или прогулочные. Гоночные велосипеды спроектированы для достижения лучшей скорости, при этом акцент ставится на их легком весе. Прогулочные велосипеды созданы для поддержания комфорта и рассчитаны на грузоподъемность. Они обладают более тяжелыми элементами, рассчитанными на долгопрочность, металлическими каркасами для седла, а также более прямой посадкой во время езды. Шоссейные велосипеды обычно оснащены гоночным рулем с опущенными вниз ручками, который позволяет велосипедисту располагать руки в разных позициях для большего комфорта, а также для занятия велосипедистов аэродинамически эффективной позиции.
    • Горные велосипеды. Велосипеды, предназначенные для внедорожной езды, компактных размеров, с устойчивым седлом, широкими шипованными шинами и высоким рулем для более прямой посадки. Обычно такие велосипеды оснащены низким диапазоном скоростей. Существует много подвидов этих велосипедов, например, велосипеды для скоростного спуска или велосипеды для передвижения по пересеченной местности. Они могут быть экипированы внушительной подвеской и системой дисковых тормозов. Горные велосипеды также используются повседневно благодаря их универсальности. Имея шины без протекторов, они могут быть очень эффективны на дорогах.
    • Велосипед-тандем. На этих велосипедах предусмотрено второе седло и педали для двоих людей - подойдет для совместных поездок.
    • Лежачий велосипед. У этих велосипедов педали расположены чуть впереди, что позволяет сидеть на велосипеде в более естественной позиции. Для большей аэродинамичности эти велосипеды оборудуют козырьками от ветра. Однако, они обычно тяжелее и не могут выполнять скоростных показателей гоночных велосипедов.
  1. Выбирайте горный велосипед, если вам нравится ездить по кочкам и грязи. Многие из этих велосипедов оснащены, по крайней мере, передней подвеской для улучшения комфорта и рулевого управления при езде по неровным поверхностям. Горные велосипеды также могут быть хороши для обычной езды по городу, так как они обладают особой устойчивостью и хорошо справляются с преодолением бордюров и подобными препятствиями. Новичкам также может показаться, что рулевое управление горного велосипеда проще в использовании.

    Подумайте о том, как вы будете использовать велосипед. Если вы не планируете выезжать за пространство асфальта, лучше будет взять шоссейный велосипед. Однако, гоночные шоссейные велосипеды будут не очень удобными или практичными в ежедневном пользовании. Шоссейный велосипед более комфортабельного типа будет непросто найти в магазинах. В них обычно продаются либо гоночные, либо горные велосипеды. Популярный компромисс- это велосипед-гибрид.

    Если вы планируете прикрепить к велосипеду корзину, седловую сумку или кресло для ребенка, вам нужно убедиться, что каркас велосипеда будет совместим с этими дополнениями. Во многих магазинах имеются уже собранные варианты велосипедов с данными дополнениями, так что вам не придется думать, подойдет ли каркас или нет.

    Шоссейные и горные велосипеды обычно оснащены передачей или переводным механизмом, который управляется при помощи рычага. Это очень полезно для велосипедистов, особенно, в гористой местности или при необходимости развития высокой скорости. Они обычно позволяют вам подстроить работу педалями для езды по холмам, при ветре или, если вы просто устали. Однако, подобные встроенные системы повышают стоимость велосипеда также, как и его вес. Поэтому многие велосипедисты выбирают велосипед только с одной передачей. Любой велосипед можно переделать в односкоростной, однако, для этого потребуется натяжение цепи.

    Велосипед должен подходить вам по физическим параметрам. Разные типы велосипедов обладают разными размерами для разных типов тела. Убедитесь, что седло не слишком высоко для вас, что садиться и слазить с велосипеда будет удобно. Велосипеды обычно выпускаются, начиная от 12-дюймового размера шин для детей, и заканчивая нормальными 26-28-дюймовыми шинами для взрослых, и даже большим размером шин для некоторых специализированных велосипедов.

    Проведите тест-драйв велосипеда перед тем, как покупать его. Если в одном магазине нельзя провести тест-драйв понравившегося вам велосипеда, идите в другой или одолжите велосипед у друга. Лучше покупать велосипед, который хорошо вам подходит, чем потом постоянно его регулировать и подстраивать, если он вам не подходит.

  2. Приобретайте только профессионально собранный велосипед. На это особенно стоит обращать внимание в случае, если велосипед экипирован системой передач. Профессиональная сборка дает вам гарантию, что все детали, также как и аксессуары велосипеда прикручены и держатся крепко.

    • Лучше покупать велосипед в специализированном магазине, а не в лавочке, где торгуют всем подряд. Так вы всегда сможете проконсультироваться со специалистами и сделать правильный выбор.
    • Помните о разных видах велосипедов, которые включают в том числе горный, шоссейный, мопед, велосипед для прыжков, BMX и велосипед-внедорожник.
      • Если вы хотите ездить по грязи и траве, при этом исполняя кое-какие трюки и прыжки, вам понадобится горный велосипед или велосипед для прыжков. Эти велосипеды лучше всего подойдут для прыжков и трюков.
      • Если вы хотите водить велосипед также по-мастерски как чемпион Тур де Франс или планируете ездить от дома на работу и обратно, вам, скорее всего, понадобится шоссейный велосипед. У него очень тонкие покрышки, так что вы сможете развивать высокую скорость. Шоссейные велосипеды не используются для трюков и прыжков.
      • Также если вы хотите высокие прыжки, приобретите специальный велосипед для прыжков, так как они лучшие в этом деле.
      • Если вам хочется пойти на скейт-площадку или вело-площадку и выполнить там несколько трюков, вам, скорее всего, захочется приобрести BMX. Эти велосипеды сделаны для трюков, так как они маленькие и легкие.
      • Если вы хотите развивать большую скорость и вам позволяют средства, вам нужен мопед. У мопедов внутри встроен мотор, и вы сможете развить на нем скорость, превышающую скорость всех обычных велосипедов.
    • Горные велосипеды часто покупают для перемещения по обычной дороге. Хоть они легки в эксплуатации и хороши на дороге, при покупке горного велосипеда, который вы хотите использовать просто для езды по городу, нужно обращать внимание на 2 вещи:
      • Поставьте на велосипед брызговики. Проблема с горными велосипедами в том, что они изначально спроектированы для внедорожной езды, при которой грязь, листья и ветки могут легко зацепиться за брызговики, поэтому брызговики на них не предусмотрены совсем. Однако, для ваших ежедневных поездок брызговики необходимы (иначе у вас вся спина будет в грязи, и велосипедисты позади вас тоже). Так что если вы берете горный велосипед не для экстремальных поездок, убедитесь в том, что вам поставят качественные брызговики, покрывающие колеса полностью (а не те, которые устанавливаются позади седла - приберегите их для внедорожной езды).
      • Избегайте шипованных шин. У горных велосипедов обычно бывают хорошо прошипованные шины с глубоким протектором. Такой тип шин хорошо подходит для перемещения по грязи, но на дороге (даже мокрой) такие шины будут крайне неэффективными. Потребуется больше энергии для кручения педалей с такими шинами. Вы даже можете слышать гудение, которое они издают! Так что, если вы не рассчитываете ездить в тяжелых условиях, не покупайте велосипед с шипованными шинами. Гладкие голые шины отлично подходят для асфальта, но особенно для гонок. Они могут скользить, если на дороге влажно, и они достаточно дороги. Однако, существует целый ряд шипованных шин, предназначенных для общих целей, но которые также смогут отлично преобразить горный велосипед.
      • Руль горного велосипеда может вызвать дискомфорт, когда вы проводите долгое время в одном положении. Существует несколько способов, как это можно исправить. Первое, это рулевые наконечник. Это экстра рога руля, за которые можно держаться. Они также могут вам помочь передвинуть тело вперед для езды в сильный ветер. Другой способ, это сами ручки. Одна компания стала изготавливать ручки велосипеда по анатомической форме руки. Это поможет чувствовать себя более комфортно во время езды.
Загрузка...