Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Техника прохождения ворот в слаломе. Оптимальная траектория поворотов

Слалом-гигант занимает некую середину между скоростным спуском и специальным слаломом. Его обычные параметры - длина трассы 1000-1500 метров, средняя скорость 60-70 км/час, продолжительность одного спуска около 100 сек. Крутизна дуг меньше слаломных примерно в полтора-два раза, продолжительность скольжения в каждом повороте значительно дольше, общая нагрузка также превышает слаломную. Ворота шириной 6-8 метров обозначены спаренными древками, связанными одним флагом (будучи сбитыми, они иногда запутываются в ногах и могут доставить массу неприятностей). Учитывая это, столкновения с древками на трассе слалома-гиганта нежелательны. В отличие от специального слалома их умышленно почти никогда не сбивают, позволяя себе лишь отклонить древко скользящим касанием внутреннего плеча. Все это накладывает отпечаток на технику и тактику слалома-гиганта.

В технике поворотов преобладает стремление к плоскорезаному скольжению с максимальной загрузкой внешней лыжи и врезанием канта в твердый снег или скольжением по контруклонам разбитой трассы. Здесь чаще, чем в слаломе, удается осуществить чисто резаный поворот с плоскорезаным скольжением в сопряжении дуг (рис. 89).

Рис. 89. Резаный поворот с максимальной загрузкой внешней лыжи по всей дуге и энергичным отталкиванием от нее

Подобно тому как опора на верхнюю лыжу в косом спуске считается ошибкой, так и опора на внутреннюю лыжу в повороте также нежелательна, так как внутренняя нога больше согнута и, следовательно, может нести меньшую нагрузку и быстрее утомляется. Однако следует учитывать, что длительная загрузка внутреннего канта внешней лыжи связана иногда с ослаблением сцепления лыж со снегом, для его усиления колено смещают внутрь поворота, осуществляя боковой прогиб, отчего бедро и голень оказываются не в одной плоскости. Вследствие этого снижаются функциональные возможности боковых связок коленного сустава и число травм коленей возрастает.

Если позволяет обстановка на трассе, выгодны коньковые отталкивания с широкой амплитудой бокового шага, что возможно только в глубоком приседании на внутренней ноге. Поэтому спортсмен должен обладать чувством меры во всех своих действиях и отдавать предпочтение наиболее выгодным из них (рис. 90). В слаломе-гиганте не последнюю роль играют силовая подготовка и выносливость, дающие возможность быть активным от старта до самого финиша.


Рис. 90. Чистоты скольжения добиваются уменьшением кривизны поворотов: 1 - обычные повороты с боковым проскальзыванием; 2 - чрезмерное спрямление основной фазы приводит к торможению в сопряжениях; 3 - теоретически возможный путь по прямым отрезкам; 4 - длинные дуги с плоскорезаным скольжением; 5 - резаные повороты с боковым шагом в сопряжениях

Способность к действию на лыжах - это не пассивное сидение в низкой стойке с предельно согнутыми суставами, которые слабее передают давление на ведущую лыжу и способны выдерживать меньшую нагрузку. Сгибание суставов неизбежно, но оно обусловливает и дополнительную нагрузку на мышцы и связки. Слишком сильно согнутой ногой трудно быстро и мощно оттолкнуться. Поэтому, чтобы не оказаться в малоприятной ситуации «расклинивания» в положении ножниц, нужно своевременное и сильное выдавливание вперед-вверх, иначе можно застрять на внутренней лыже в задней стойке.

Молодые лыжники, слабо подготовленные физически и технически, часто оказываются в подобной ситуации и в подседе на внутренней лыже вылетают с трассы. Однако это не должно быть аргументом против «пересадки» с внешней лыжи на внутреннюю, цель которой заключается в том, чтобы перенести тело на более высокую траекторию, а также обеспечить стабильность скорости в процессе отталкивания и скольжения внешней лыжи по более крутому «косому спуску». И чем ближе окончание поворота к траверсу, тем ощутимее преимущество этого приема, которым неоднократно пользовались олимпийские чемпионы 1984 года Дебби Армстронг (рис. 91) и Макс Жулен (рис. 92).


Рис. 91. Олимпийская чемпионка 1984 г. Дебби Армстронг


Рис. 92. Олимпийский чемпион 1984 г. Макс Жулен

Совершенствуя технику конькового отталкивания, надо чутко улавливать его продолжительность, особенно начало и конец. Если спортсмен рано «раскроется» в ножницах, то получится торможение; если же он дольше, чем нужно, задержится на внешней лыже, она окажется повернутой на слишком большой угол, и может появиться боковая вибрация и соскальзывание. Чувство времени и резкости отталкивания вырабатывается в многократных повторениях. Для большей активности и маневренности в гиганте выгоднее совершать повороты на полусогнутых ногах, дольше сохраняющих способность выдерживать большие нагрузки.

Иногда перенос веса тела с внешней лыжи на внутреннюю по продолжительности занимает всю вторую половину поворота. Таким образом, к концу его внешняя лыжа не несет почти никакой нагрузки, что говорит об отсутствии акцента в отталкивании (рис. 93). На рис. 89 и 93 показаны типичные повороты в слаломе-гиганте С использованием конькового шага. Каждый из них имеет свои особенности, зависящие от крутизны склона, кривизны и скорости движения, а также от состояния снега. Коньковый шаг с широким углом расхождения лыж чаще используется на крутых дугах спортсменами, обладающими сильными ногами. Этот прием требует исключительной агрессивности и удвоенного внимания при подтягивании носка внешней лыжи, чтобы не зацепить им за древко ниже стоящего флага. Дуга, по которой скользит внешняя лыжа, может быть постоянной кривизны, уменьшающейся или возрастающей к концу, напоминая подхлест. Последний прием обычно используется в случаях угрозы «ускользания» опоры, а также при необходимости более высокого захода в следующий поворот.

Продолжительность основной фазы скольжения в поворотах слалома-гиганта заставляет относиться с особым вниманием к стойке лыжника. На рис. 94 последовательно показаны пять поз горнолыжника. Поворот налево выполняется им на относительно пологом участке склона с перегибом в середине дуги, что потребовало от него дополнительного сгибания ног (фиг. 2). С выходом на крутой участок спортсмен увеличил наклон вперед, его стойку отличает свободное положение рук, вынос их вперед с легким, маятниковым движением палок, заканчивающимся обычно кратковременным уколом (в данном случае без него). Общий рисунок верхней части тела во всех позах почти одинаков и производит впечатление закрытой стойки. Но это и есть особенность современной техники поворота в слаломе-гиганте - без ярко выраженного бокового сгибания в пояснично-тазовой области, на почти выпрямленной внешней ноге, при резаном скольжении. Это то общее, что сейчас присуще всем сильнейшим горнолыжникам мира. При отталкивании (фиг. 3) он переносит вес тела одновременно с шагом с внешней на выдвинутую вперед левую лыжу. Подтягивание внешней лыжи начинает с отрыва носка, для этого оканчивает толчок через пятку, но без подседа. В результате на фиг. 3 и 4 он оказывается в лучшем положении, вполне контролируя свое тело и лыжи. Продолжая какой-то момент скользить на внешнем канте левой лыжи, постепенно перекантовывает ее на внутреннее ребро - таким образом в сопряжении дуг (фиг. 4 и 5) осуществляет полный цикл плоскорезаного скольжения.


Рис. 93. Резаный поворот с широким отведением внешней лыжи и мягкой пересадкой на внутреннюю


Рис. 94. Типичное исполнение поворотов в слаломе-гиганте


Рис. 95. Криста Кинсхофер отличается хорошим стилем и изяществом прохождения трасс

В заключение разговора о технике слалома-гиганта проанализируем кинограмму сопряжения двух обычных поворотов в исполнении спортсменки Кристины Кинсхофер (ФРГ) (рис. 95). Заканчивая на прогнутой внешней лыже первый резаный поворот (фиг. 1), она плоскорезаным скольжением переходит во второй (2), начинает резаный поворот налево, сохраняя наклон вперед в основной фазе (4). В конце дуги она, сохраняя основную стойку, давлением через каблук усиливает прогибание задника внешней лыжи и, завершая «пересадку» на левую лыжу, с носка подтянет к ней правую. На фиг. 5 ясно видно, что носок правой лыжи уже находится в воздухе, в то время как пятка еще «режет» дугу. Что касается положений туловища и рук с палками, то они соответствуют общей схеме и похожи на ту, какую мы видели на рис. 94: переход из одного поворота в другой происходит без укола палкой, стойка открытая - туловище в основном фронтально движению, ворота проходятся без касания древков. Аналогичные стойки мы видим на рис. 110, а и 110,6 у олимпийских чемпионов 1984 года.

Что касается тактики прохождения трасс слалома-гиганта, то с переходом к укороченным трассам и определению результатов по сумме двух попыток она стала значительно ближе к слаломной. Уплотненная расстановка ворот, возросший риск при двукратном прохождении, почти двойная продолжительность соревнований, проводящихся в один день, - все это дает значительную физическую и, главное, психическую нагрузку. В этой связи особое значение приобретает волевая подготовка спортсмена.

На тактике спуска существенно сказывается крутизна склона, так как на длинных дугах слалома-гиганта очень легко «перебрать» скорость и не вписаться в оптимальную траекторию. Оптимальной мы называем такую траекторию, скольжение по которой дает наилучший результат при данном уровне технического мастерства, спортивной формы, которыми обладает слаломист на сегодняшний день. Таким образом, этот термин носит собирательный характер, учитывающий и стабильность спуска.

Стабильность спуска при двух попытках является немаловажным фактором. Она во многом определяется надежностью технической и психологической подготовки спортсмена и его умением чувствовать оптимальную скорость.

Оптимум скорости, оптимум траектории, оптимум риска, оптимум технической и волевой подготовленности суть слагаемые спортивной формы горнолыжника.

«Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера Гуршман Грег

3.1. Трассы и их постановка (по дисциплинам)

Постановка трасс является важным компонентом работы тренера. По тому, как поставлена та или иная трасса, всегда можно судить о профессиональном уровне тренера-постановщика. Проводя тренерские семинары и бывая на юношеских соревнованиях, я довольно часто сталкиваюсь с очень слабой постановкой трасс. Чем это вызвано? На мой взгляд, неграмотная, нелогичная и откровенно слабая постановка трасс связана с тем, что в правилах ФИС нигде конкретно не сказано, как правильно ставить трассы. Вместо этого ФИС предлагает лишь «сухие» стандарты и весьма расплывчатые рекомендации. При этом трасса, поставленная в соответствии с требованиями ФИС и на основе того, как тренер интерпретирует рекомендации, может быть абсолютно нелогичной и едва проходимой. Парадокс заключается в том, что если стандарты постановки не нарушены и требования по безопасности удовлетворены, то ни технический делегат, ни судьи не могут не принять трассу как «легальную» для проведения соревнований. Поэтому весьма часто, особенно на соревнованиях низкого уровня, можно видеть просто отвратительно поставленные трассы. Страдают от этого, как правило, более техничные спортсмены и, конечно, зрители. Например, автор был свидетелем того, как несколько лет назад на показательной презентации лыж Rossignol в США была поставлена трасса слалома, по которой помимо нескольких молодых спортсменов должен был пройти и Альберто Томба, находящийся тогда на пике своей карьеры. Трассу поставил тренер местного клуба, не имевший опыта постановки трасс для спортсменов уровня Кубка мира. В результате Томба, пытавшийся пройти по трассе, трижды вылетал, потому что набирал такую скорость на выходе из комбинаций, что просто пролетал мимо поставленных слишком близко следующих ворот. Умышленно и явно притормаживать Томба, конечно, не хотел, и после третьей попытки просто отказался от этой затеи. Нужно отметить, что трасса была поставлена в соответствии со стандартами ФИС, но не соответствовала негласным правилам постановки трасс слалома на Кубке мира. Неопытный тренер ставил следующие после комбинации ворота на расстоянии 9-10 метров, в то время как спортсмены на Кубке мира привыкли к постановке ворот с дистанцией в 13-15 метров. Полагаю, что вывод из приведённой ситуации вполне понятен - правила и стандарты таковыми и остаются, а здравый смысл и умение ставить трассу, соответствующую уровню спортсменов, является просто необходимым для любого тренера. Именно о данном умении и пойдёт речь в этом разделе. Я не склонен, как некоторые коллеги, возводить постановку трасс в какой-то чуть ли не вид искусства. По-моему, грамотной постановке трасс можно относительно легко научиться при условии понимания общих практических принципов постановки трасс.

Прежде чем переходить к их описанию, я хотел бы остановится на рекомендациях ФИС по постановке трасс во всех дисциплинах. Не претендуя на абсолютную точность перевода, могу сказать, что в моём понимании рекомендации ФИС сводятся к следующему:

При постановке трассы должны соблюдаться правила безопасности, в частности приниматься во внимание возможные зоны падения;

Трасса должна быть поставлена так, чтобы её можно было плавно пройти без остановок или умышленного снижения скорости;

При постановке трассы должен оптимально использоваться рельеф склона;

Трасса должна быть поставлена так, чтобы для её прохождения спортсмену не нужно было прибегать к акробатическим трюкам.

В качестве шутливого отступления хотел бы отметить, что, наблюдая прохождение трасс слалома в исполнении Боде Миллера, можно подумать, что последняя из рекомендаций ФИС почти всё время не выполняется опытными постановщиками трасс на Кубке мира. На мой взгляд, это ещё раз подчёркивает тот факт, что рекомендации весьма относительны и могут применяться тренерами по-разному. Например, кто-то из тренеров может поставить «змейку» прямо перед крутым перегибом и после этого быть уверенным в том, что он оптимально использует рельеф склона. Кто-то может поставить трассу на относительно узком склоне таким образом, что рельеф склона будет оптимально использоваться, но при этом постановка трассы второй попытки будет предельно осложнена тем, что избежать пересечения ям, образовавшихся во время первой попытки, почти невозможно. Какой-то тренер может поставить трассу второй попытки, «соблюдая» требования безопасности так, что почти все защитные заграждения придется переставлять или менять местами, в результате чего старт будет задержан на час. Я неоднократно видел не слишком грамотных тренеров, осознанно стремящихся поставить «затычку» на одном из сложных участков трассы в надежде на то, что кто-то из соперников в неё попадётся. При этом такой тренер вполне может дать чёткую инструкцию своим подопечным притормозить в этом месте. Всё это говорит о некомпетентности тренера как постановщике трасс.

Итак, как же правильно и грамотно ставить трассу? Приведу здесь несколько чисто практических правил, которыми руководствуются опытные тренеры вне зависимости от того, для какой дисциплины ставится трасса. В первую очередь тренер должен понимать, что трасса - это не натыканные в беспорядке вешки, а совокупность ритмичных коридоров . Под коридором понимается последовательность ворот, поставленных с одинаковым горизонтальным разводом R и на одинаковой дистанции d друг от друга, как показано на рис. 3.1.1.

На данном рисунке приведён пример коридора слалома-гиганта. Таким же образом коридоры ставятся в скоростных дисциплинах и в слаломе. Коридоры в скоростном спуске могут быть явно не видны, но принцип постановки трассы как сочетания коридоров тоже сохраняется. Коридор задаёт ритм трассы на данном участке. Как правило, горизонтальный развод ворот трассы может меняться в соответствии с крутизной склона. На протяжении ряда лет на крутых участках ворота выставлялись с максимальным разводом, а на пологих - с минимальным. С появлением лыж современной геометрии и развитием техники постановка трасс изменилась в сторону большего развода ворот по всей трассе. В технических дисциплинах на соревнованиях высокого уровня развод ворот почти не меняется или меняется весьма незначительно при переходе с крутого участка на пологий. Это вызвано тем, что на участках средней крутизны спортсмены могут наиболее эффективно использовать современные лыжи и технику. Именно на пологих и средних участках спортсмены чисто сопрягают дуги и развивают наибольшую скорость. Поэтому вполне логично, так же как и на крутых участках, контролировать скорость лыжников и заставлять их демонстрировать технику, а не подготовку лыж. В связи с этим грамотный постановщик современных трасс слалома и слалома-гиганта будет стремиться поставить трассу, сохраняя одинаковую дистанцию и очень незначительно меняя развод ворот. Такая трасса при прохождении задаст плавный ритм спуска и поможет выявить спортсменов, обладающих лучшей технико-физической подготовкой, а не просто имеющих определённый вес и быстрые лыжи. Кроме того, на такой трассе никогда не будет явных «затычек» или ворот, требующих какого-то «секретного» прохождения.

Вторым весьма важным моментом при постановке трассы является оптимальное использование склона и его рельефа. Для того чтобы трасса соответствовала конфигурации и рельефу склона, используются комбинации ворот. О том, как и какие комбинации ворот ставятся в каждой из дисциплин, речь пойдёт ниже. Здесь же остановлюсь на элементарном правиле, которое, к моему удивлению, довольно часто не соблюдается тренерами при постановке трасс. Заключается оно в том, что при постановке трассы никогда не нужно забывать смотреть вниз. Я не раз видел тренеров, как на соревнованиях, так и на тренировках, уверенно и быстро ставящих трассу, всё время глядя вверх по склону на уже поставленные ворота, и неизбежно «упирающихся» в край склона или заграждение. Как правило, такие уверенные коллеги не лезут вверх по склону, чтобы переставить последние 4-5 ворот, а просто ставят проходные ворота, «банан» в гиганте или шпильку либо «банан» в слаломе. В результате получается нелогичная трасса с «рваным» ритмом, под который трудно подстроиться. Трасса, поставленная тренером, который всё время смотрел вверх, мне лично видна с первого взгляда. Она изобилует многочисленными изменениями ритма и направлениями движения, не вызванными конфигурацией склона. На такой трассе ритмичные коридоры могут быть не видны или их просто может не быть. Связки из 3-4 ворот, на мой взгляд, коридорами не являются. Говоря о подобных трассах, я никак не могу согласиться с утверждением «.. любая трасса хороша, так как она для всех одинаковая». Трасса с «рваным», едва ощутимым ритмом может быть на руку более слабым, хуже подготовленным спортсменам. На крутом и среднем склоне стабильное прохождение коридора, поставленного с адекватным горизонтальным разводом, представляет собой наиболее технически сложную задачу. Именно на этих участках выигрывается или проигрывается гонка. Поставленные вместо коридора связки из 3-4 ворот проходятся гораздо легче. Так, любые проходные ворота или «шпильки» обычно дают спортсмену шанс восстановить равновесие и выйти на правильную траекторию. В результате хорошее время может быть показано относительно слабым спортсменом, в то время как технически сильный спортсмен покажет результат, не соответствующий своему уровню. Последствием этого могут быть ошибки в отборе спортсменов, речь о которых пойдёт в разделе 4.4. Тренерам юниоров, имеющим какие-либо сомнения по поводу постановки трасс, я бы рекомендовал просто обратить внимание на то, как ставятся трассы на Кубке мира. Несмотря на некоторые различия, все трассы на Кубке мира ставятся ритмично и в соответствии со здравым смыслом. Полагаю, что тренерам юниоров просто нужно следовать тем же принципам постановки трасс, которых придерживаются более опытные коллеги, работающие на международном уровне.

Следующим важным аспектом постановки трасс является обеспечение максимально возможной безопасности спортсмена в случае его схода с трассы или падения. Для этого при постановке любой трассы - как тренировочной, так и соревновательной - должны приниматься во внимание так называемые зоны падения . Полагаю, что название говорит само за себя. Зона падения - это то место, куда спортсмена «понесёт» при падении вероятнее всего. Естественно, что чем выше скорость, тем шире и длиннее возможная зона падения. Поэтому в слаломе это полоса шириной примерно в три метра, а в скоростном спуске - около 15-20 метров. Тренер при постановке трассы должен уметь на глаз определять зоны падения. Попытаюсь объяснить, как это делать, на примере ворот слалома-гиганта (рис. 3.1.2).

Чтобы определить возможную зону падения для данных ворот, нужно условно провести восходящую линию от внутреннего флага ворот, как показано на рисунке пунктирной линией. Далее, от поворотного флага, тоже мысленно провести линию под углом 45 градусов к восходящей линии. Это и будет наиболее вероятным направлением падения. Затем, следуя за этой линией, нужно посмотреть, что находится в пределах полосы, серединой которой является данная линия направления падения. Как уже отмечалось выше, ширина полосы зависит от дисциплины. В слаломе-гиганте и супергиганте ширина полосы должна составлять 6-10 метров. При грамотной постановке трасса должна быть поставлена таким образом, чтобы не требовалось дополнительных заграждений или серьёзных перестановок уже существующих. Умение грамотно оценивать зоны падения позволяет тренеру ставить безопасные трассы даже в сложных условиях - например, на узком склоне или на склоне, который не закрыт для тренировки.

Остановимся подробнее на постановке трасс в каждой из дисциплин.

Постановка трасс слалома

Прежде чем говорить о постановке трасс слалома, необходимо остановиться на стандартах ФИС для этой дисциплины. Минимально допустимый перепад высот между стартом и финишем в слаломе составляет 140 м, а максимальный - 220 м у мужчин и 120-200 у женщин. На Кубке и чемпионатах мира перепад высот должен быть больше: 180-220 м у мужчин и 140-200 у женщин.

Таким образом, даже трассы слалома, поставленные в соответствии со стандартами ФИС, могут иметь весьма существенные отличия. Так, минимальное количество ворот в ФИС слаломе составляет 32, а максимальное - 75±3. Это позволяет проводить ФИС соревнования по слалому в самых различных условиях. На Кубке мира у мужчин минимальное количество ворот равно 55, а максимальное - 75. У женщин минимальное число равно 45, а максимальное - 65. Нужно отметить, что при подсчете учитываются только ворота, изменяющие направление движения, то есть проходные ворота не учитываются.

Естественно, что количество ворот должно соответствовать параметрам склона. В этом плане тоже есть весьма полезное правило ФИС. Заключается оно в том, что количество ворот на трассе слалома должно составлять 33-38% от перепада высот между стартом и финишем. Так, например, на трассе с перепадом 120 м можно ставить не менее 40 и не более 46 ворот. Это позволяет постановщику более правильно выбирать дистанцию между воротами. С практической точки зрения могу сказать, что если тренер выдерживает дистанцию между воротами не менее 10 метров, то он всегда попадёт в необходимые 38%.

При постановке трасс Кубка мира с дистанцией 13 м тренер приблизится к границе в 33%. Нужно отметить, что всё это довольно часто не учитывается на юниорских соревнованиях, не являющихся соревнованиями ФИС. На соревнованиях ФИС и длина трассы, и перепад высот, и другие параметры измеряются заранее. Тренеру-постановщику трассы в принципе знать их не обязательно. В его задачу входит лишь правильно поставить трассу. Для этого прежде всего нужно чётко знать правила постановки трасс слалома. Они заключаются в следующем:

Ширина ворот слалома должна составлять 4-6 метров;

Максимальная дистанция между воротами 13 метров (эта дистанция была уменьшена с 15 метров весной 2005 года);

Минимальная дистанция между воротами 0,75 метра.

Поясню, как эти правила применяются на практике. Нужно отметить, что дистанция между воротами и горизонтальный развод выбирается тренером на основе его или её профессиональной интуиции. Никаких правил на этот счёт нет.

Рассмотрим применение стандартов ФИС при постановке так называемых вертикальных комбинаций в слаломе. Комбинации вертикальных ворот бывают двух видов: «шпильки» и «змейки». Под «шпилькой» понимается комбинация из двух вертикальных ворот (см. рис. 3.1.3).

На этом рисунке я схематично изобразил ворота синего и красного цвета с помощью белых и тёмных флажков. На настоящих трассах слалома флажки уже многие годы не применяются. Итак, «шпилька», как правило, ставится в линии падения склона. Все вешки, образующие «шпильку», должны по возможности находиться на одной линии. Таким образом, лыжник имеет возможность максимально спрямлять траекторию при прохождении «шпильки». При постановке «шпилек» обычно используется максимальная ширина ворот, равная 6 метров. Это одно из «правил хорошего тона» при постановке трасс слалома. На высоком уровне «шпильки», поставленные даже с шириной ворот 5 метров, могут вызывать проблемы у спортсменов, идущих на высокой скорости. На юниорских соревнованиях низкого уровня допустима постановка вертикальных ворот шириной 5 метров. Однако опытные тренеры никогда не отклоняются от минимально возможной дистанции между воротам - 0,75 м. Именно это расстояние является оптимальным, так как оно позволяет эффективно блокировать обе вешки одним движением, при этом не рискуя зацепиться внутренней лыжей за нижнюю из рядом стоящих вешек. Обе величины - 6 м и 0,75 м - не оговорены чётко в правилах ФИС. Иными словами, поставив «шпильку» с шириной ворот 4 и 5 м и дистанцией между ними 2 м, тренер не нарушил бы правила ФИС. Однако такая постановка не имела бы никакого смысла, так как подобная «шпилька» была бы трудно проходимой, при этом она бы существенно не изменяла направления трассы. В любом случае я призываю всех тренеров ставить «шпильки», чётко отмеряя расстояния лыжами. Даже опытные тренеры на Кубке мира не ставят комбинации в слаломе на глаз. Постановщики, использующие слаломные лыжи длиной 155-160 см, могут легко измерить расстояние между вешками лыжей. В идеале оно должно составлять чуть меньше, чем 4 длины лыжи (6 м) между вешками ворот одного цвета, и примерно половину длины лыжи (0,75 м) между воротами.

Ещё одним важным моментом постановки «шпилек» является их постановка, соответствующая контексту трассы. В этом плане применяется весьма чёткое и однозначно трактуемое правило ФИС. Заключается он в том, что шпильки всегда должны проходиться с «заходом сверху». Поясню, что имеется в виду с помощью рисунка.

На рис. 3.1.4 а показаны правильная постановка и соответствующее прохождение «шпильки». Рисунок 3.1.4 b отражает «нелегальный», неправильный вариант постановки «шпилек».

Общаясь с российскими коллегами, я был удивлён тем, что очень многие до сих пор ставят «шпильки» неправильно, несмотря на то что данное правило ФИС вошло в силу более 15 лет назад. Применение этого правила позволяет иметь лишь единственный, простой и логичный вариант прохождения трасс слалома. Времена прямых трасс-головоломок остались далеко в прошлом. Следует отметить, что «шпилька» всегда смещает направление трассы. Это непременно нужно учитывать при постановке.

Другой стандартной комбинацией ворот является «змейка». Под «змейкой» понимается комбинация трёх и более вертикальных ворот, установленных последовательно на одной линии (см рис. 3.1.5).

На данном рисунке показана стандартная «змейка» из трёх ворот. Именно такие «змейки» ставятся на большинстве трасс любого уровня. В крайне редких случаях на предельно пологом участке может быть поставлена «змейка» из четырёх ворот. «Змейка», так же как и «шпилька», должна ставиться в линии падения склона. Косые «змейки», анфилады в современном слаломе не применяются очень давно, просто потому что они слишком сильно сбивают ритм. При постановке «змейки» применяются те же правила, что и при постановке «шпилек»: ширина ворот - 6 м, дистанция между ними - 0,75 м. Вход в «змейку» тоже должен быть только сверху. При этом выход из обычной «змейки», состоящей из трех ворот, всегда возвращает спортсмена в коридор, направленный так же, как и предшествующий «змейке» коридор. Об этом не стоит забывать при постановке трассы.

В современном слаломе также используется комбинация горизонтальных и вертикальных ворот. Эта комбинация называется проходными воротами или «бананом». Второе название используется тренерами почти во всех языках.

Комбинация «банан» показана на рис. 3.1.6.

При постановке «бананов» тренер должен пользоваться лишь собственной интуицией, так как ни взаиморасположение ворот, ни дистанция между ними ни в каких правилах не оговорены. Как правило, «банан» используется для того, чтобы радикально изменить направление трассы. Постановка бананов может быть необходима для того, чтобы следовать за конфигурацией склона или уйти от ям или колеи, оставшихся после трассы первой попытки. Однако я бы не рекомендовал ставить «бананы», не преследующие конкретной цели. Нужно отметить, что в отличие от «змеек» и «шпилек», «банан» не является обязательной комбинацией. В принципе на обычном, относительно прямом склоне можно вполне обойтись без постановки «бананов». В любом случае постановка более двух «бананов» на трассе выходит за рамки правил «хорошего тона».

Говоря о комбинациях ворот, нужно отметить, что по правилам ФИС на трассе должно быть минимум 4 вертикальные комбинации: одна «змейка» и три «шпильки». Этого вполне достаточно для юниорских трасс. На более длинных трассах ФИС комбинаций может быть больше. Обычно ставится минимум две «змейки» и три или четыре «шпильки».

Очень хорошим практическим правилом является постановка комбинации после каждых 5-7 ворот. Таким образом, грамотно поставленная трасса слалома представляет собой совокупность 5-7-воротных коридоров, связанных между собой комбинациями. Пример фрагмента такой трассы приведён на рис. 3.1.7.

Нужно отметить, что «шпильки» и особенно «змейки» всегда рекомендуется ставить на пологих участках. Это продиктовано не правилами, а элементарным здравым смыслом. Учитывая то, что комбинации устанавливаются в линии падения склона, их постановка на крутых участках может сделать невозможным прохождение трассы без умышленного торможения. Это особенно важно при выборе места для «змеек», так как при их прохождении спортсмен направляет лыжи практически вниз по склону на протяжении почти 14 м. Именно поэтому на соревнованиях высокого уровня, проводимых на крутых склонах, довольно часто можно видеть «змейку», поставленную за несколько ворот до финиша. «Шпильки» при необходимости ставятся и на более крутых участках, но при этом всегда предусматривается достаточная дистанция до следующих ворот.

В отношении дистанции между воротами я бы сказал, что на детских и юниорских соревнованиях рекомендуется придерживаться дистанции в 9,5-10 м. На соревнованиях ФИС среднего уровня дистанция выбирается в диапазоне 11-12 м. На соревнованиях Кубка Европы и мира обычно выбирается максимальная дистанция в 13 м вне зависимости от склона.

При постановке трасс слалома не стоит забывать о связи горизонтального развода и дистанции. Эта связь весьма проста и логична - большая дистанция позволяет использовать более широкий развод ворот.

Постановка трасс слалома-гиганта

Говоря о постановке трасс слалома-гиганта, можно сразу отметить, что она принципиально не отличается от постановки трасс слалома. Грамотно поставленная трасса слалома-гиганта представляет собой выровненный симметричный коридор.

Стандарты ФИС для слалома-гиганта следующие: перепад высот между стартом и финишем минимум - 140 м, а максимум - 350 м. На Кубке и чемпионатах мира он больше: 250-450 м - у мужчин и 250-400 м - у женщин.

Полагаю, вполне понятно, что столь большой диапазон позволяет ставить самые различные трассы слалома-гиганта в рамках правил ФИС. Количество ворот в слаломе-гиганте также определяется перепадом высот между стартом и финишем. Однако в слаломе-гиганте тоже подсчитывается не количество ворот, а количество изменений направления. В слаломе-гиганте оно должно находиться в диапазоне 11%-15% от перепада высот (число округляется до целого). Таким образом, комбинация «банан», состоящая из двух ворот, считается как одно изменение направления, а проходные ворота не учитываются при подсчете.

Правила постановки трасс слалома-гиганта следующие:

Ширина ворот должна находиться в диапазоне 6-8 м;

Минимальная дистанция между воротами - 15 м;

Максимальной дистанции не указано.

Основываясь на этих правилах, устанавливаются проходные ворота, «бананы» в гиганте. Правилом «хорошего тона» является смещение нижнего флага вертикальных ворот в сторону примерно на ширину флага от траектории прохождения, как показано на рис. 3.1.8.

В целях безопасности вертикальные ворота устанавливаются шириной 8 м. Дистанция между горизонтальными и вертикальными воротами по правилам ФИС должна составлять больше 15 м. На детских соревнованиях она может быть уменьшена до 10 м. Постановка проходных ворот в слаломе-гиганте также не является обязательной. Обычно они ставятся в местах, где меняется направление склона или необходимо предоставить лыжникам возможность увеличения скорости. Тем не менее на трассе слалома-гиганта не рекомендуется ставить больше трёх «бананов».

Как и при постановке трасс слалома, в гиганте следует придерживаться постоянной дистанции между воротами по всей трассе. Дистанция выбирается тренером-постановщиком на основании крутизны склона и уровня спортсменов. На Кубке мира дистанция может составлять 30-35 метров. На юниорских соревнованиях эта дистанция меньше, в диапазоне 25-30 метров. Пример трассы гиганта представлен на рис. 3.1.9.

Постановка трасс супергиганта

Говоря о трассах супергиганта нужно отметить, что при их постановке тренер имеет наибольшую свободу. Для обычных ФИС соревнований по супергиганту достаточно перепада высот в диапазоне 350-600 м. На Кубке мира у мужчин перепад высот составляет 500-650 м, а у женщин 400-600 м. Максимальное число ворот не должно превышать 10% от вертикального перепада, а минимальное составляет 35% у мужчин и 30% у женщин. При этом считаются только ворота, изменяющие направления движения. Таким образом, проходные ворота, как и в слаломе-гиганте, не учитываются при подсчете числа ворот.

На одном и том же склоне может быть поставлен супергигант, напоминающий обычную открытую трассу гиганта и супергигант, более похожий на скоростной спуск. На высоком уровне трассы супергиганта ставятся ближе к скоростному спуску, чем к гиганту. Юниорские и детские трассы супергиганта, как правило, ближе именно к слалому-гиганту. В любом случае трасса супергиганта по возможности представляет собой симметричный коридор. Для того чтобы этот коридор мог следовать за конфигурацией склона, используются проходные ворота. В отличие от слалома-гиганта, проходные ворота в супергиганте ставятся с помощью двух горизонтальных ворот, как показано на рис. 3.1.10.

Дистанция между воротами в супергиганте не должна быть меньше 30 м. Ширина ворот 8-10 м. Это единственные ограничения, которым должен следовать тренер. В остальном постановщик трассы супергиганта руководствуется своим опытом и интуицией. Безусловно, тренеры, не ставящие на тренировках трассы супергиганта, вряд ли смогут справиться с постановкой трассы на соревнованиях. Научиться ставить трассы супергиганта в принципе не очень сложно, особенно если с постановкой трасс гиганта проблем нет. Главное, что всегда следует помнить, - это то, что дистанция между воротами должна оставаться постоянной, а развод лишь незначительно меняется, в зависимости от крутизны или ширины склона.

Тренеры, ставящие коридор, не слишком «зацикливаясь» на рельефе склона, зачастую ставят очень неплохие трассы супергиганта. Количество проходных ворот в нем не ограничено, поэтому с их помощью тренер всегда может легко следовать за конфигурацией склона. Зоны падения в супергиганте, безусловно, играют очень важную роль. Однако на соревнованиях среднего и высокого уровня тренер может об этом не слишком беспокоиться, если вся трасса обнесена заградительными сетками. На детских и юниорских соревнованиях, несмотря на более низкие скорости, все возможные зоны падения должны быть учтены при постановке. Рекомендую всем тренерам практиковать постановку трасс супергиганта в ходе тренировок. Если несколько тренеров работают вместе, то каждый должен иметь шанс поставить трассу супергиганта хотя бы пару раз за сезон.

Постановка трасс скоростного спуска

Постановка трасс спуска - это действительно уникальный навык, практиковать который у большинства тренеров просто нет возможности. Относительно регулярную практику получают лишь тренеры, работающие со спусковиками на уровне сборных. На тренерском собрании перед скоростным спуском, как правило, не видно массы поднятых рук тренеров юниоров, желающих поставить трассу. Обычно выручает кто-то из тренеров, кто раньше работал со сборной по спуску. Между тем в большинстве случаев постановка трассы спуска ничего безумно сложного не представляет. Всё, что нужно сделать постановщику, - это поставить коридор, который максимально следует за конфигурацией склона. Безусловно, что тренер должен контролировать скорость спортсменов при заходе на полёты или на крутые участки. Делается это с помощью увеличения развода ворот. Также в спуске широко применяются проходные ворота, поставленные таким же образом, как и в супергиганте. Проходные ворота в спуске могут идти одни за другими. Иными словами, спортсмен может идти из одних проходных ворот в другие. Иногда ставятся и проходные ворота, состоящие из трёх горизонтальных ворот. В случае, когда следующие ворота плохо видны из-за перегиба, используются «наращенные» -более высокие ворота.

Ограничений в скоростном спуске ещё меньше: ширина ворот более 10 м, дистанция не указана. На классических трассах Кубка мира постановка ворот практически не меняется. Ворота ежегодно ставятся по координатам с помощью системы спутниковой навигации. В ряде случаев, когда скорости слишком возрастают из-за «быстрого» снега, развод некоторых ворот может быть увеличен. Безусловно, в последние 20 лет идёт тенденция к более технически сложным трассам спуска, изобилующим массой поворотов. При этом скорости продолжают расти. Так, например, результат победителя в скоростном спуске на трассе Чемпионата мира в Бормио 2005 г. был более чем на 10 секунд лучше времени, показанного победителем на этой же трассе на Чемпионате мира в 1985 году.

На обычных трассах спуска ФИС тренер может использовать своё воображение при постановке трассы. В ряде случаев вполне можно ставить различные интересные трассы спуска на одном и том же склоне. Это позволит спортсменам лишний раз попрактиковаться в выборе траектории. В любом случае на уровне юниоров тренерам не стоит избегать участия в постановке трасс спуска. Как только появляется определённая уверенность и опыт в постановке трасс супергиганта, можно переходить и на спуск. По-настоящему квалифицированный тренер должен уметь одинаково хорошо ставить трассы во всех дисциплинах.

Психологический аспект постановки трасс

О психологическом аспекте постановки трасс почему-то почти нигде не говорится. На самом деле этот аспект играет очень важную роль. Тренер может быть великолепным постановщиком трасс, но при этом не совсем уверенным в себе и своих силах. Такой тренер, ставя трассу соревнований, будет прислушиваться к мнению других тренеров, подающих вешки, или к мнению членов жюри. Я не раз видел неопытных тренеров, которые ставят трассу соревнований под диктовку окружающих. Ничего хорошего из этого, как правило, не получается. При постановке трассы тренер не должен обращать внимание ни на коллег, ни на членов судейского жюри. Тренер должен иметь в голове определённый план того, что и как он или она будет ставить, принимая во внимание уровень спортсменов, а вовсе не желания других тренеров. Иными словами, постановщику трассы нужно быть психологически готовым к определённому давлению. В связи с этим приведу пример из личного опыта.

Работая с командой спусковиков в США, я был выдвинут постановщиком трассы скоростного спуска Северо-Американского Кубка, проходившего в живописном местечке Джексон Хол. Я весьма спокойно, буквально за полтора часа поставил трассу. В одном месте трасса имела довольно интересный полёт. Был нарыт специальный трамплин таким образом, чтобы спортсмены перелетали через дорогу, по которой обычно поднимаются ратраки. Чтобы сделать этот участок более интересным и в то же время уменьшить длину возможного полёта, я поставил трассу так, что заход на трамплин происходил не по прямой, а с небольшим изменением направления. Необходимое направление захода не было очевидным, но я не придал этому большого значения, будучи уверенным в том, что тренеры и спортсмены легко разберутся в том, как нужно заходить на данный прыжок. Естественно, при просмотре я проинструктировал своих подопечных, наглядно показав им то место, где нужно было находиться при отрыве.

Мне показалось, что многие тренеры тоже видели и слышали мои инструкции. Однако на практике все оказалось не так. Видимо, некоторые из моих коллег решили сразу дать установку на более агрессивное прохождение. В результате в первом тренировочном заезде с прыжка все четыре открывающих влетели в сетку. Доехал лишь один, просто затормозивший перед полётом. Далее начался старт участников. После пяти первых спортсменов сборной Канады, также влетевших в сетку с полёта над дорогой, старт был приостановлен, а ко мне по рации официально обратились судьи и технический делегат соревнований с требованием переставить ворота, так как трасса является непроходимой. Ропот прошёл и по всему тренерскому лагерю. Давление, под которым я оказался, трудно передать словами. Под угрозой был срыв старта почти 200 участников! Тем не менее я очень твёрдо заявил, что трасса идётся великолепно и более того - вполне безопасна при правильном прочтении траектории. Я также обвинил коллег-тренеров и судей в некомпетентности. Каким-то чудом, благодаря уверенному тону, мне удалось убедить судей дать старт следующему участнику, которым являлся один из моих подопечных. Я сказал, что он сейчас всем покажет, как правильно проходить данный участок трассы. Затаив дыхание, я смотрел на то, как мой ученик приближается к злополучному прыжку. Парень меня не подвёл, он верно зашёл на прыжок и мягко приземлился, сразу уйдя в дугу поворота как минимум в 30 метрах от сетки, в которую влетели предыдущие пять спортсменов. После этого корректировка траектории была передана тренерами на старт своим подопечным и тренировочный заезд прошёл практически без серьёзных падений. За три дня соревнований на моей «непроходимой» трассе никто не получил даже небольшой травмы.

В заключение хочу сказать, что определённая уверенность в себе в сочетании с психологической устойчивостью необходима тренеру, ставящему трассу даже на юниорских соревнованиях. В противном случае за постановку трассы не стоит и браться. Надеюсь, что приведённые здесь практические рекомендации будут полезны при постановке трасс.

Из книги "Прыгающая газель" - тавро расизма автора Маринов Игорь Абрамович

С ТРАССЫ - В ТЮРЬМУ Езда на велосипеде, казалось бы, занятие не только полезное и приятное, но и в общем-то совершенно безопасное в плане общественного порядка. Оказывается, не для всех, не всегда, не везде. В Южной Африке, например, небелый житель этой страны, выйдя на трассу

Из книги Уроки верховой езды автора Пчелина М Л

Постановка конечностей Широкая постановка Узкая постановка Нормальная постановка О-образная постановка Саблистая постановка Х-образная

Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

1. Постановка удара Главное в бою – это удар. Только удар принесет тебе победу над врагом. Школы единоборств могут сколько угодно доказывать преимущества захватов, болевых приемов и прочих хитрых действий, но ни одно ухищрение не может конкурировать с ударом. Он проще и

автора Махов Станислав Юрьевич

Из книги Идеальная осанка автора Димитров Олег

Постановка и уборка парусов При постановке парусов яхта должна стоять носом против ветра (или почти против ветра), для чего лучше всего поставить ее на бочку или на якорь. Предварительно паруса разносят по местам и вытаскивают из мешков, если они не были приготовлены

Из книги автора

Съемка с якоря и постановка на якорь Рис. 127. Схема съемки с якоря: 1- «панер»; 2- «якорь встал»: 3 - «якорь чист»Съемка с якоря получается хорошо в том случае, если взаимодействие между членами экипажа отработано.Прежде чем ставить паруса на яхте, стоящей на якоре, подбирают

4.3. Просмотр трассы и его особенности в различных дисциплинах Как уже отмечалось в предыдущих разделах книги, траектория прохождения трассы играет очень важную, если не решающую роль в выступлении спортсмена на соревнованиях. В современных горных лыжах невозможно

Из книги автора

1.8 Постановка боевых рефлексов тела Наше тело способно само, без какого-либо участия разума и сознания, адекватно реагировать на любые попытки механического воздействия на него, ибо – еще раз напомню эту истину – тело умнее и сильнее нас. В экстремальных ситуациях оно

Из книги автора

Постановка осанки Этот раздел поставлен в конец книги, так как без физически развитого тела никто не в состоянии сколь-нибудь долго держать осанку. Поэтому начинайте тренироваться и уже в процессе обращайте внимание на вашу позу в повседневной жизни.На осанку человека

Оптимальная траектория поворотов. Очевидно, кратчайшая траектория на слаломной трассе - это изломанная линия, соединяющая внутренние флаги ворот. Однако скоростное преодоление дистанции слалома по такому пути практически неосуществимо, ибо лыжник не в состоянии создать при закантовке огромную реакцию опоры для образования должной центростремительной силы. Следовательно, наибыстрейшая траектория в слаломе - движение по оптимальной волнообразной кривой, проходящей вблизи внутренних флагов у каждых ворот. Оптимальный спуск требует плавного чередования поворотов с допустимыми нагрузками в моменты закантовок.

Наиболее плотное к флагу скольжение выполняют с помощью специальных приемов: убирание плеча и сбивание флага. Сбивание флага может сочетаться с приемом убирания плеча и выполняется «открывающим» движением плеча (реже предплечья или спиной).

Сбивание флага, вызывая чувствительный удар, сильно тормозит движение и может нарушить скольжение лыж и равновесие слаломиста. Здесь необходима полная уверенность в тактической целесообразности такого сокращения дуги поворота с точным учетом возможности риска от столкновения с прочно установленным древком.

При выборе того или иного приема на конкретном участке трассы необходимо учитывать следующие факторы: траектория спуска (для поворота это означает величины его радиуса и кругового угла), крутизна и рельеф склона, состояние снежного покрова, скорость движения и характер последующего спуска.

Так, в незаконченных (с круговым углом до 120°) средних и отлогих виражах слалома наиболее эффективны техника основного и броскового поворотов, использование короткого бокового жима. В средних поворотах наиболее часто применяют боковой наклон коленей, вращательный бросок таза, разворот лыж стопами, опережающий нырок, авальман. На крутых склонах, особенно в поворотах малого радиуса, самыми эффективными приемами являются толчковый и авальман-повороты. Здесь используются также в разных сочетаниях опережающий нырок, боковой наклон коленей и бракаж. Для торможения могут быть использованы жим из упора и винтовое движение.
В крутых и средних поворотах с большим круговым углом (120-180°), а также в поворотах с крутыми выходами, заканчиваю­щихся крутыми траверсами вплоть до горизонтального направления (см. рис., ворота № 14-15), применяют коньковый поворот. Типичные фрагменты трасс для этого тактического решения (отнесенные в сторону горизонтальные ворота № 3, 4,11, смещенные по горизонтали змейки) - характерный элемент конфигураций современных трасс слалома (№ 12-14, 15-17).

Сложность преодоления смещенных вертикальных змеек состоит в том, что в верхней змейке лыжник использует узкую траекторию поворотов на параллельных лыжах с активной работой коленей (верхняя часть тела обеспечивает только правильность прохождения фигуры путем убирания плеч или сбивания флагов), после чего ему предстоит сделать крутой поворот с заходом в следующую змейку. В данном случае наибольший выигрыш во времени дает резаное скольжение в коньковом повороте с характерным для него небольшим сносом задников лыж. На рис. на точечном фоне обычного поворота на параллельных лыжах с сильным соскальзыванием задников в конечной части дуги показано преимущество резаного скольжения конькового хода, здесь практически устранено торможение, а опора на верхний кант внутренней лыжи способствует высокому заходу в следующую змейку.
В отлогих виражах большого кругового угла (законченные повороты) используется шаг-поворот, который позволяет извлечь максимальный эффект из резаного скольжения на леденистых трассах.

В этой заметке хочу привести несколько советов про прохождению слаломной трассы. Конечно есть более общие рассуждения, теория, упражнения. Но есть и конкретные советы, которые могут помочь сразу. Приведу те, которые реально помогли, или хотя бы «задали правильный вектор» куда стремиться. В этом сезоне (2017) таких конкретных советов получилось немного, всего три. Два получены не извне, а как советы самому себе:). Третий совет услышал от Александра Митякова.

Конечно такие советы очень субъективны. То, что «сработало» для меня нынешнего, не факт, что было бы донесено до меня же «прошлого» и тем более для «стороннего наблюдателя» 🙂

Интернет пишет, что все должно быть просто. Нужно вести резаный поворот на кантах и, меняя угол закантовки, корректировать траекторию. Это звучит для меня как «Волга впадает в Каспийское море» вроде все понятно, но толку никакого.

Перехожу к совету. Схватил его на «неделе гиганта». Мы тренировали московский гигант, расстояние между воротами 24 метра, развод небольшой, под лыжи R27 м, скорость набиралась приличная, вешки мелькали быстро. Крайние случаи, что хорошо, не работали. Если идешь слишком прямо, то на третьих воротах (из всего восьми) уже не вписываешься, уходишь в снос, скорость безвозвратно теряется. Трассу конечно проходишь, но хреново. Если наоборот слишком отъезжаешь от трассы, это приводит к слишком крутому повороту, который лыжи не выписывают в этих условиях. Опять-таки дуга теряется.

В конце концов была найдена оптимальная траектория, по которой лыжи по максимуму шли по дуге. И вот тут как раз и открылось, что можно и наоборот. Можно хорошо знать «любимую» дугу, по которой пойдут лыжи при привычном для тебя соотношении угла закантовки и давления на лыжу. Далее нужно просто-напросто строить траекторию так, чтобы эта дуга была рабочей, начиналась с захода на вешку и заканчивалась перед вешкой. Потом нужно удержаться, естественным (наконец-то) образом снимая давление, чтобы в начале следующей «любимой» дуги снова загрузить.

В слалом пока этот опыт не перенес, а следующей «недели гиганта» жду с нетерпением 🙂

Нырок вперед (на двойную вешку) на выходе из шпильки (или змейки)

Совет услышал от Александра Митякова. На выходе из шпильки нужно сделать нырок, на двойную вешку. По внутренним ощущениям получается чуть ли не бодание головой, но главное конечно резко загрузить носки лыж, с запасом. Тогда лыжи очень хорошо выходят из шпильки с крутым заворотом. Даже если выход из шпильки пологий (что сейчас бывает довольно редко), все равно не вредно иметь запас в верхнем заходе на следующую вешку. Ничего непонятного тут нет. В шпильке лыжи едут практически точно вниз, с минимальным разводом. Набирается скорость. На а выходе нужно завернуть без захода на двойную последнюю вешку фигуры. Нырок вперед быстро загружает переднюю половину лыжи за счет разгрузки задней половины. Если бы лыжа шла поперек, то это привело бы к срыву пяток, пошел бы поворот по воздуху вокруг носков. Но лыжа едет точно вниз, поэтому срыва пяток быть не может. А закантованный носок сгибается больше обычного и вывозит в поворот. Работает здОрово. Накатал за сезон до автоматизма. Александр, спасибо!

Повышение «прожжённой» максимальной скорости

Совета пока нет, но есть наблюдения. Вообще по другим замечал, что техника и время прохождения трассы это как количество и качество. Техника нарастает постепенно, а показатели на соревнованиях или «гонках-тренировках» относительно других особо не изменяются.
А потом вдруг наступает скачок на секунду-полторы на 20-сек трассе. Похоже, что количество переросло в качество. Но далее обладатель этого нового качества может ехать коряво и совсем уж не технично, а время все равно останется «новое» 🙂 То есть больше похоже, что он просто начал быстрее ехать, привык к тому, что вешки «мелькают» с такой частотой 🙂 Про себя пока, к сожалению сказать нечего, жду этот скачок сезона три…
В общем, как поднять барьер скорости, когда техника явно уже позволяет это сделать, не знаю. Но есть пара наблюдений.

Первое — в трассе барьер не повышается. Проверяется очень просто. Мы часто ходим трассу на время (подробнее здесь: ). Конечно, когда «стучит» секундомер, то идешь сначала на максимальной скорости, а в последующих проездах стараешься «прыгнуть выше головы». Так вот, на времени прохождения трассы это не сказывается 🙂

Второе наблюдение. Вне трассы те коллеги, которые существенно быстрее идут по трассе, тоже едут заметно быстрее. Значит, можно работать над увеличением скорости в свободном катании (подробнее про соотношение трассы и свободного катания здесь: ). Конечно не идет речь о спуске по прямой, скорость увеличивать нужно в дугах, а дуги как можно больше «закрывать». В общем, увеличивать нужно ускорения в первую очередь, а скорость как следствие 🙂
Тогда порог «проженной» максимальной скорости может и повысится. А может и нет, пока не знаю 🙂 Александр Митяков считает, что нужно просто смотреть дальше, но мне не помогло.

Как пройти слаломную трассу по оптимальной траектории не знаю. Но хорошо знаю про неправильные траектории: слишком прямая и слишком круглая. Поэтому методом «от противного» можно нащупать свою траекторию. Нужно предупредить, что рассуждения спорные и очень субъективные.

Траектория в трассе слалома

Как уже отмечал во , прохождение трассы подразумевает повороты именно там где нужно, а не где получится. В этом очевидное отличие от свободного спуска, где можно вписывать дуги в особенности рельефа, легко и непринужденно контролировать скорость. Но главное даже не в этом. В свободном спуске гораздо легче использовать на все 100 свой уровень техники, давить на лыжи со всей силы, кантовать до предела. Даже больше. Если в технике есть пробел, то соответствующую ему часть дуги можно просто проскочить, не заметив этого пробела. При переходе в трассу все с точностью до наоборот. Пробелы в технике разрастаются захватывая существенную часть дуги, сила и закантовка уменьшаются, а сами движение становятся более сжатыми, что ухудшает ведение дуги. К сожалению нормальное явление, когда визуально по трассе и в свободном катании едут как бы два разных человека. Даже хуже. Думаю, при любом уровне лыжника можно поставить такую трассу, что его будет не узнать.

Форма траектории

По моим наблюдениям траектория в трассе сильно зависит от конкретного горнолыжника, не только от класса, а и от привычки и физических данных.

Слишком прямая траектория. Когда начал ходить по трассе, моя траектория состояла из отрезков прямых. Фаза косого спуска до вешки, около вешки поворот, далее опять фаза косого спуска. В гиганте это конечно не работало, большие скорости не позволяли удержаться в таком резком повороте. Поэтому для гиганта работало правило: направление косого спуска от вешки на внешний флаг, то есть метров на 10 в сторону от трассы. Точка начала поворота — когда следующий флаг под тобой. Потом этот же подход перенес в слалом, но в меньшей мере, целился при выходе из поворота на 1-2 метра в сторону от флага. Так и проездил до начала эпохи карвов. В общем-то вопрос траектории тогда для меня не стоял совсем, лыжи хоть и шли по небольшой дуге, но по внутренним ощущениям это были косые спуски, поэтому можно было давить в лыжу не опасаясь, что она вдруг резко завернет не туда.

Слишком круглая траектория. Сына учил сразу ездить круглыми поворотами на карвах (подробнее ), поэтому когда он стал ходить трассу, то сопряжение дуги поворота с вешкой было довольно сложным, его все время выносило далеко от трассы. Но при этом он классно давил в лыжу на всей дуге, а лыжи шли без проскальзывания.

Это и есть два крайних случая траектории. Разумеется в силу привычки тяготею к слишком прямой траектории, что не правильно. Но могу и поставить задачу пройти совсем круглыми поворотами так, чтобы около вешки ехать поперек склона.
И хотя это тоже неправильно, старался ездить в сезоне 2016 именно так, поскольку в моем случае нужно поработать с настройками «головы», отучиться от прямых прострелов.

Работа над траекторией

На тренировках, когда утюжишь одну и ту же трассу есть возможность прощупать разные дуги. Критерий правильных дуг, это когда можешь идти не только без проскальзывания, а еще и выжимать ускорение из дуги. К сожалению это зависит не только от траектории, а и от постановки трассы. Далеко не все повороты (в моем случае) можно так пройти. Приведу пару индикаторов, по которым можно узнать неправильную траекторию.

Траектория слишком прямая , если при выходе на вешку появляется статичная поза. Даже скорее зажатая. Это значит, что не можешь ни задавить лыжу больше, ни закантовать, ни опуститься ниже, потому что иначе «схватишь» вешку. Правда, то, что «схватишь вешку» я не чувствую, это остается в подсознании. А в голове «хорошо», поскольку классно вышел на вешку и спокойно (ведь все уже сделал) ждешь, когда можно сделать следующее движение. Статичная поза часто сопровождается еще неприятным соскребанием, и еще может «гулять» внешняя лыжа, поскольку ей не хватает загрузки. Это хороший критерий, поскольку легко замечается. В следующем спуске нужно заставить себя «подальше» отъехать от трассы и потом как бы возвращаться. Для начала сантиметров на 10 (по внутренним меркам), а потом еще на 10. Главное, чтобы полностью ушла «заморозка», то есть к вешке подошел с естественным окончанием движения корпуса вниз, но не до предела.

Траектория слишком круглая , если корпус слишком выносит из «коридора» трассы, то есть за вешки. Имеется в виду скорее ощущения в начале поворота. Обычно стараюсь направить корпус вниз-вперед, к следующей вешке, когда прохожу середину коридора, то есть, чтобы дальше наружу ехали только ноги. Это часто приводит к слишком прямой траектории, но если «зазеваться», то сразу выносит за коридор. В целом этот критерий не настолько четкий. Вполне возможно, что еще предстоят откровения в следующем сезоне 🙂

Еще два наблюдения, которые могут противоречить друг другу. Первое — это совет от Александра Гераськина (он дал его лет 10 назад), в траекторию крайне желательно вставить прямой участок вниз (когда вышел на вешку). Нашел картинку в интернете с одной из многочисленных трактовок фаз поворота. На картинку поставил вешки (красные кружочки), а траектория, как считаю соответствует движению лыж, то есть следу. В терминологии этой картинки «1-я треть поворота» относится к теме « «, а вот «2-я треть» это как раз этот «прямой участок от Гераськина». Второй совет слышал от нескольких тренеров, но в этом сезоне наиболее четко его сформулировал Борис Прошляков. Непосредственно перед вешкой нужно вставить прямой участок поперек склона, а поворот должен быть сделан до этого участка (на картинке отрезок от середины «3-я треть поворота» до середины «Косой спуск») . А на этом участке нужно просто давить в лыжи в самой низкой стойке и спокойно ехать к вешке, потом также спокойно ее пройти и только после этого готовиться ко входу в следующий поворот. Привел здесь эти два момента, поскольку излишний акцент на первый из них приведет к слишком прямой траектории, а излишний акцент на второй — к слишком круглой. Так все запутано 🙂

Предсказуемость траектории

Все рассуждения выше отлично бы работали, если бы катался на коньках по катку. В реальной трассе, даже в тренировочной по которой идешь 5-й раз, я не могу быть уверен, как поведут себя лыжи, ноги, корпус и руки. Даже хуже. В свободном спуске я вижу как лыжи идут по дуге, а в трассе все внимание уходит на вешки и траекторию корпуса, поэтому траектория по которой идут лыжи выпадает из поля зрения. Как оказалось, с этим можно работать. Как-то в день свободного катания часть склона оказалось прокопанной до льда в виде слаломных дуг, а в остальной части кататься было неприятно, из-за «сыпухи» лыжи закапывались при закантовке. Решил походить по этой стихийной, неразмеченной слаломной трассе и обнаружил, что ощущения довольно похожи на «настоящую» трассу, движения сразу стали скованными, а повороты более рваными, но аккуратными по следу. Ввел это в комплекс упражнений для свободного катания. Не просто едешь, а как бы рисуешь взглядом дугу перед собой и едешь по ней. Ощущения нравятся, нужно будет накатать в следующем сезоне. А если представить, что может быть через несколько сезонов, то воображаю горнолыжные очки (маска по современному) с дополненной реальностью, с проецированием в зрение начерченной на снегу траектории и поставленных вешек, которых в реальности нет 🙂

Верить лыжам

Нужно не просто соблюдать траекторию, а выжимать из нее «рельсовость». То есть не бояться (причем на уровне инстинктов) задавить лыжу. Для этого нужно быть уверенным в поведении лыж. У меня такая уверенность бывает, к сожалению, не часто. Без этого лучше в лыжу и не пытаться давить, инстинкты переведут усилие в сброс пяток или в равномерное соскребание. За этот сезон уверенности в лыжах прибавилось. Вообще, по пониманию на сейчас, уверенность в лыжах лучше нарабатывать в свободном катании, спускаясь разнообразными по крутизне и перегрузкам поворотами в разных стойках, но с обязательными чистыми дугами.

Слитность траектории

Иногда ловлю прекрасные ощущение от слитности поворотов трассе. Особенно это заметно в фигурах. Например, закрытый поворот, за ним шпилька, в которую едва успеваешь вписаться (поэтому корпус не поднимается, как обычно в шпильке), и снова закрытый поворот. То есть, получается как бы большая «гигантская» дуга с «перекладкой» кантов посередине. Так вот, если при этом остается ощущение только «большой дуги», то, как мне кажется, это и есть идеальная траектория с идеальным «рельсовым» проходом. На «Огасаках» стал ловить такие ощущения гораздо чаще, видимо сказывается то, что у меня с Атомиками некоторая несовместимость в виде прерывистости ведения дуги на входе в поворот.

Корректировка траектории на лету

Допустим, что все изложенное выше получается. Но в трассе что-то может пойти не так. Как минимум по двум причинам. Первая, это всякие неровности склона, канавки, бугорки, которые могут кинуть лыжи несколько не туда. Вторая, это необходимый дрифт, т.е. заблаговременное соскребание. Связано это с тем, что траектории резаного поворота в данном случае может просто не существовать. Как выходить из таких ситуаций знаю пока только в теории. В тректории есть специальное место для корректировки. Видимо это «прямой участок» на входе, о котором говорил Александр Гераськин. На входе в поворот нужно поставить лыжи на канты, но проявить выдержку и давить не сразу, постепенно увеличивая и давление и угол закантовки. Это дает возможность хорошо «прицелиться» к основному давлению на подходе к вешке. При этом можно корректировать траекторию, сдерживая или увеличивая давление в лыжи и закантовку. К сожалению, кроме этого пока сказать нечего. Надеюсь, в следующем сезоне поймаю именно «мои» ощущения.

Вадим Никитин

Загрузка...