Автомобильный портал - ZadonskVokzal

Система рулевого управления колесной машины. Рулевого управление и тормозная система БТР» Устройство топливный насос высокого давления бтр 80

Гидрораспределительный аппарат (рис. 4.47) предназначен для подвода жидкости под давлением к магистрали гидроусилителя руля, к гидроцилиндрам приводов волноотражательного щитка, включе­ния водометного движителя, заслонки водометного движителя, клапанов водоотливной системы и отвода от них жидкости на слив.

Гидрораспределительиый аппарат относится к типу аппаратов гидравлических систем и представляет собой тринадцатилинейный десятипозиционный распределитель.

Управление аппаратом осуществляется рукояткой 7 (рис. 4.47). При отпущенной рукоятке золотник 26 удерживается пружиной 24 в выдвинутом положении, поэтому напор жидкости от штуцера 11 передается к штуцеру 13,

Предупреждение. При оттягивании рукоятки на себя отключается подача жидкости в гидроусилитель, что значительно увеличивает усилие, необходимое для поворота и удержания рулевого колеса.

Рис. 4.47. Гидрораспределительный аппарат:

1 -распределительная пробка; 2 - стрелка-указатель рукоятки; 3 -толкатель; 4 - эксцентрик; 5 -чехол рукоятки; 6 - сигнальная лампа; 7 -рукоятка; 8 -штуцер закрытия заднего клапана откачки; 9 -чехол; 10 -штуцер слива; 11 -штуцер напора; 12 -штуцер открытия заднего клапана откачки; 13 -штуцер гидроусилителя руля; 14 -разъем жгута проводов; 15 -штуцер закрытия заслонки; 16 -штуцер открытия заслонки; 17 -штуцер выключения водометного движителя; 18 -штуцер включения водометного движителя; 19 -штуцер поднятия волно-стражателыюго щитка; 20 -штуцер опускания щитка; 21 -штуцер открытия переднего клапана откачки; 22 -штуцер закрытия переднего клапана откачки; 23 -кронштейн; 24 -пружина золотника; 25 -крышка золотника; 26 -золотник; 27 -корпус золотника; 28 -заглушка; 29 -корпус пробки; 30 -регулировочный болт; 31 -контргайка; 32 -панель; 33 -крышка пробки. А -размер между торцом толкателя и осью крепления эксцентрика рукоятки

Для того чтобы подать жидкость к гидроцилиндру какого-либо гидропривода, например к гидроцилиндру переднего клапана откачки водоотливной системы для закрытия клапана, необходимо рукоятку 7 повернуть до установки стрелки 2 в зоне таблички КЛАПАН ПЕРЕДН. напротив надписи ЗАКР. При этом напорное отверстие в распределительной пробке 1 установится напротив штуцера 22. После этого рукоятку 7 необходимо оттянуть на себя до упора, чтобы стрелка 2 вошла в углубление панели 32. При этом эксцентрик 4, закрепленный на рукоятке, нажмет на толкатель 3, который переместит золотник 26 в нижнее положение, сжимая пружину 24. Магистраль к гидроусилителю руля окажется перекрытой золотником, и поток жидкости пойдет по каналу к напорному отверстию распределительной пробки 1 и далее к гидроцилиндру переднего клапана откачки. При опускании рукоятки 7 пружина 24 возвратит золотник 26 итолкатель 3 в верхнее положе­ние. Поток жидкости от штуцера 11 пойдет к штуцеру 13, т. е. в магистраль гидроусилителя руля.

На панели 32 установлены сигнальные лампы, сообщающие об открытии заслонки и включении водометного движителя.

Трубки каждой гидролинии от гидрораспределительного аппарата до гидроцилиндра привода в местах подсоединений окрашены в один цвет.

Гидроцилиндры

Гидроцилиндры (рис.4.48) приводов управления водометным движителем, заслонкой водомета, волноотражательным щитком и клапанами водоотливной системы имеют одинаковую конструкцию и отличаются длиной цилиндров и ходом штоков.

При подводе жидкости под давлением к нижнему штуцеру цилиндра поршень 5 (рис. 4.48) со штоком 7 переместится и дойдет до упорного кольца 8, шарики 6 отожмут поршень с пружиной 4, пройдут через упорное кольцо и будут зафиксированы между упорным кольцом и штоком. Шток цилиндра встанет на шариковый замок. При подводе жидкости к верхнему штуцеру жидкость отожмет поршень и сожмет пружину 4, давая шарикам возможность пройти через упорное кольцо. Шток вдвинется в корпус до упора в крышку 3.

Гидрозамки

При отсутствии давления в магистралях А (рис. 4.49), Б, В и Г шарик 10 клапана, прижимаемый пружиной 9 к седлу 5, «запирает» жидкость в магистрали В, т. е. не допускает перетекание жидкости из магистрали В в магистраль Г. А-Б под давлением, создающим на поршень 2 усилие, превышающее силу пружины 4, поршень 2 переместится и, нажав через шток 3 на клапан 10, откроет отверстие в седле 5, соединив магистраль В с магистралью Г.

При подводе жидкости по магистрали Г под давлением она, проходя через отверстие а седла 5, отожмет шарик 10 и откроет отверстие в седле, соединив магистрали Г и В.

Уход за гидросистемой

Проверить уровень жидкости в бачке гидросистемы и при необходимости долить при работающем на холостом ходу двигателе (ЕТО, ТО-1, ТО-2)

Проверку уровня масла в бачке гидронасоса выполнять при за­крытой заслонке водомета и опущенном волноотражательном щитке, при закрытых клапанах откачки воды из корпуса и выключенном водомете. При разогретом двигателе уровень масла в бачке должен быть между метками на указателе уровня масла.

Масло заливать в бачок необходимо при работе двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода через воронку с сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка гидронасоса. При применении загрязненного масла быстро изнашиваются детали гидронасоса и гидроусилителя.

Фильтр гидронасоса промывать в бензине, для чего:

Отсоединить резиновый рукав от трубопровода высокого дав­ления и слить масло из гидронасоса в подставленную емкость;

Снять крышку 9 (рис. 4.45) бачка, отвернув болт 4;

Вывернуть из коллектора 12 трубку 6 вместе с фильтром 8;

Удалить из бачка 11 гидронасоса остаток загрязненного мас­ла, не допуская попадания в него волокон используемого обтироч­ного материала;

Очистить и промыть снятые детали, после чего поставить их на место и завернуть фильтр в коллектор;

Промыть насос, залив в бачок 0,5 л чистого масла, и, слив его в подставленную емкость через трубопровод высокого давления

насоса, присоединить резиновый рукав и убрать емкость со сли­тым маслом;

Залить в бачок масло, пустить двигатель и прогреть масло в системе; при работе двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода долить масло в бачок до нормы.

Прокачка гидравлического усилителя рулевого привода. После работ, связанных с устранением негерметичности системы, или после работ, приведших к нарушению герметичности системы, необходимо удалить из системы воздух путем ее прокачки. Для этого открыть пробку бачка и долить масло до нормы, пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения холостого хода, подливая масло в бачок, не допуская попадания воздуха в насос, поворачивать рулевое колесо до упора до тех пор, пока не прекратится процесс вспенивания и убывания масла в бачке.

Если процесс вспенивания масла при прокачке затягивается, то это свидетельствует о попадании в гидросистему воздуха либо через насос при несвоевременной доливке масла, либо через неплотность в месте крепления бачка к насосу, которую необходимо устранить, подтянув болты крепления коллектора и бачка.

Если уровень масла в бачке заметно уменьшился, то это свиде­тельствует о том, что в гидросистеме имеется течь, которую необходимо устранить.

При полностью заполненной гидросистеме при прогретом двигателе уровень масла в бачке гидронасоса должен находиться между метками указателя.

Замену рабочей жидкости в гидросистеме выполнять последова­тельной прокачкой гидроусилителя руля и гидроприводов волно-отражателя, заслонки водомета, клапанов откачки и включения водомета (при прогретом двигателе) со сливом отработавшей жидкости в подставленную емкость и непрерывной доливкой свежей жидкости в бачок, не допуская подсоса воздуха насосом.

Для замены:

Приготовить 10-12 л свежей рабочей жидкости и емкость для слива масла;

Отсоединить верхний конец шланга от трубки бачка и слить из него отработавшую рабочую жидкость в подставленную емкость;

Заглушить свободный конец трубки бачка, а шланг направить в емкость для слива жидкости;

Открыть пробку бачка и залить в него свежую рабочую жидкость;

Пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения холостого хода, подливая свежую рабочую жидкость в бачок, прокачать гидроусилитель двукратным поворотом рулевого колеса вправо и влево до упора. При этом отработавшая жидкость будет вытекать в подставленную емкость.

Прокачку гидроусилителя руля выполнять до израсходования примерно 6-7 л свежей рабочей жидкости.

Для этого необходимо:

Перевести рукоятку гидрораспределительного аппарата в зону таблички ЩИТОК в положение ПОДН;

Оттянуть на себя рукоятку гидрораспределительного аппарата и удерживать ее в этом положении до поднятия щитка, после чего опустить рукоятку;

Перевести рукоятку гидрораспределительного аппарата в зону таблички ЩИТОК в положение ОПУЩ;

Оттянуть на себя рукоятку и удерживать ее в этом положении до опускания щитка, после чего опустить рукоятку.

При поднятии и опускании щитка отработавшая жидкость бу­дет вытекать в подставленную емкость, а в бачок необходимо до­ливать свежую рабочую жидкость, не допуская подсоса воздуха насосом.

Аналогичным способом выполнить замену рабочей жидкости в гидроприводах заслонки водомета, клапанов откачки воды из кор­пуса машины и включения водомета.

После окончания замены рабочей жидкости во всех гидропри­водах необходимо снять заглушку с трубки бачка гидронасоса, слить жидкость из бачка в чистую емкость, подсоединить к трубке шланг и залить эту жидкость обратно в бачок и провести прокачку гидроусилителя рулевого привода.

Тормозные системы БТР-80

Тормозные системы предназначены для уменьшения скорости движения и для полной остановки машины, а также для удержания машины от скатывания. На машине имеются рабочая тормозная система (рис. 4.50), действующая на все восемь колес, стояночная тормозная система, действующая на трансмиссию, и противоскатное устройство, стопорящее трансмиссию и предотвращающее скатывание машины, остановленной на подъеме.

Рабочая тормозная система

Рис. 4.50. Схема рабочей тормозной системы:

1 -главные цилиндры с пневмоусилителями; 2 -колесный тормозной механизм; 3 -педаль; 4 -тормозной кран; 5 -клапан отграничения падения воздуха; 6 -воздушный баллон; 7 -лампа стоп-сигнала; 8 -контрольная лампа сигнализатора; 9 -урав­нитель гидравлического привода; 10 -манометр давления в баллоне; 11 -гидравлические включатели стоп-сигнала; А -трубопровод выпуска воздуха в атмосферу; Б -трубопровод к воздушному редуктору

Тормозные механизмы

Тормозные механизмы 2 (рис. 4.50) двухколодочные, закрытого типа, установлены на цапфах колесных редукторов. Детали тормоза смонтированы на кронштейне 7 (рис. 4.51).

Тормозные колодки 6 и 12 прижимаются пружинами 1 и 5 к опорному пальцу 3. Нижние концы колодок пружиной прижимаются к регулировочному механизму, состоящему из корпуса 11, в который ввернут регулировочный винт 8 со звездочкой и опорной втулкой 10. К опорному пальцу 3 крепится колесный цилиндр.

Рис. 4.51. Тормозной механизм правого колеса:

1 , 5 и 9 -стяжные пружины; 2 -поршни цилиндра; 3 -опорный палец; 4 - колесный цилиндр; 6 -задняя колодка; 7 - кронштейн; 8 -регулировочный винт; 10 -опорная втулка; 11 -корпус регулировочного механизма; 12 -передняя колодка; 13 -толкатели

Поршни колесного цилиндра толкателями 13 соединены с колодками. Уплотнение каждого поршня осуществляется двумя кольцами.

Все восемь тормозных механизмов собраны из одинаковых деталей. Тормозные механизмы правых колес отличаются от тормозных механизмов левых колес расположением тормозных колодок.

Задние колодки 6 тормозных механизмов имеют накладки большей длины. Поэтому без изменения положения колодок нельзя переставлять тормозные механизмы с колес одной стороны машины на колеса другой стороны.

На рис. 4.51 показан тормозной механизм правого колеса.

При торможении под действием давления жидкости поршни 2 раздвигаются в сторону колодок. Толкатели 13, действуя на колодки 6 и 12, прижимают их к тормозному барабану и тормозят его вращение.

Для контроля за состоянием тормозного механизма, его регулировки и прокачки гидравлического тормозного привода в крышке имеется лючок, закрываемый крышкой с резиновой прокладкой.

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 - 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 - 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 - 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

В начале 1980-х годов после успешных заводских и государственных испытаний на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-80, разработанный в КБ ГАЗа под руководством И.С.Мухина и Е.М.Мурашкина. Предприятием-производителем был определен АМЗ - Арзамасский машиностроительный завод. Первый серийный БТР-80 покинул заводские цеха 24 февраля 1984 года.

БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант своего предшественника - бронетранспортера БТР-70. Компоновка машины, конструкция корпуса, вооружение, ходовая часть - серьезных изменений не претерпели. Практически прежними остались и габариты машины. Кстати, при их оценке необходима корректность сравнения. Так, в некоторых справочниках высота БТР-70 указывается 2235 мм, а БТР-80 - 2460 мм. В первом случае - это высота машины при полной массе по крыше башни, во втором - высота пустой машины по прибору ТНПТ-1. Высота же бронетранспортеров при полной массе по указанному прибору наблюдения, - соответственно, 2320 и 2350 мм. К заметным внешним отличиям БТР-80 можно отнести двухстворчатые двери для посадки и высадки десанта в бортах корпуса и семь лючков с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия в лобовом и бортовых его листах. По-иному расположены и люки над десантным отделением, в крышках которых имеются лючки для стрельбы из автоматов по высоко расположенным целям.


Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В БПУ-1 установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям - 2000 м, из ПКТ - 1500 м, по воздушным из КПВТ - 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патронов в лентах в 10 коробках, а ПКТ - из 2000 патронов в лентах в 8 коробках. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали - 360°. Механизмы наведения - ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Слева от прицела в стенке башенной пулеметной установки размещен прибор наблюдения ТНП-205, а в крыше - прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок ЗД6 системы 902В «Туча» для запуска 81-мм дымовых гранат. Масса БПУ-1 в снаряженном состоянии составляет 540 кг.

Наиболее важные и принципиальные изменения в конструкции БТР-80 остались незаметны глазу. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин, рабочим объемом 10 850 см 3 .



1 - волноотражательный щиток; 2,11 и 12 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 3 - смотровые люки командира и механика-водителя; 4 - крышки смотровых люков; 5 - гнездо прибора наблюдения ТКН-3; 6 - гнезда прибора наблюдения ТНПО-115; 7 - люк башенной установки; 8 и 9 - поручни; 10 - амбразура для стрельбы из пулемета; 13 - верхняя створка двери бокового люка; 14 - крышка люка фильтра ФВУ; 15 и 20 - буксирные крюки; 16 и 18 - подножки; 17 - нижняя створка двери бокового люка; 19 - ограждение фары; 21 - крышка люка выдачи троса лебедки; 22 - передние буфера



1 - гнездо заднего фонаря; 2 - защитные щитки воздухоотвода; 3 - люк башенной установки; 4 - амбразура для стрельбы из пулемета: 5 и 6 - поручни; 7,9 и 11 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 8 и 14 - подножки; 10 - верхняя створка двери бокового люка; 12 - нижняя створка двери бокового люка; 13 - крышка ниши для аккумуляторных батарей; 15 - выходной канал заднего хода на плаву; 16 - штырь буксирного приспособления; 17 - заслонка водометного движителя: 18 - козырек отводящего патрубка водооткачивающего электронасоса; 19 - крышка заправочной горловины топливного бака; 20 - задний буфер



Размещение одного двигателя вместо двух повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами на 2, 3, 4-й и 5-й передачах, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й - 3-й и на 2-й - 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. Блокировочные устройства обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, Главные передачи ведущих мостов - с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы - одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см 2 .



1 - хомут консоли; 2 - консоль; 3 - крышка входного окна; 4 - прицел; 5 - оттяжная пружина механизма перезаряжания КПВТ; 6 - прибор наблюдения ТНПТ-1; 7 - ролик; 8 - трос; 9 - пусковая установка системы 902В; 10 - кронштейн стопора люльки по-походному; 11 - пружина; 12 - стопор люльки; 13 - гильзозвеньесборник; 14 - буфер рукоятки; 15 - рукоятка механизма перезаряжания КПВТ; 16 - звеньесборник; 17 - пробка уплотнителя маски; 18 - уравновешивающий механизм; 19 - механизм поворота; 20 - пламегаситель; 21 - планка стопора люльки









КО-командир отделения; МВ - механик- водитель: СН- стрелок-наводчик БПУ-1; СП - стрелки-пулеметчики с пулеметами ПК; СА - стрелки-автоматчики с автоматами АКМС (АКС-74); СГ - стрелок- гранатометчик; ПГ - стрелок-помощник гранатометчика; АА - амбразуры для стрельбы из автомата АКМС (ЛКС-74); АП - амбразуры для стрельбы из пулемета ПК

Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному - у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей - управляемые.

Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425 мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву - не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 - 2200 об/мин) - 12 ч.

После пожара на заводе двигателей КамАЗа в апреле 1993 года была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., что почти не сказалось на подвижности машины.

На машинах ранних выпусков устанавливались радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124, в дальнейшем замененные на Р-163-50У и Р-174.

В 1994 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ под руководством А.Масягина. Основное отличие новой модификации от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка, предназначенная для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект - 300 снарядов и 2000 патронов. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения, что уменьшает его загазованность при стрельбе. На БТР-80А установлены дневной прицел 1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м. Боевая масса машины возросла до 14,5 т.

Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. Правда, в связи с отсутствием фотографий этой боевой машины, трудно сказать, производится ли она серийно.

С 1990 года в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 «Нона-СВК».















В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность - 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54 - 8700 м, осколочно-фугасной миной - 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-ЗА, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В «Туча».

Что касается других модификаций БТР-80, то в первую очередь стоит упомянуть командирский бронетранспортер БТР-80К, предназначенный для командира мотострелкового батальона. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.





Заслуживает упоминания бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) «Симфония». Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 - на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).

Кроме того, на шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП «Кушетка-Б», станция спутниковой связи и звуковещательная станция.

Бронетранспортеры БТР-80 начали поступать на вооружение мотострелковых частей Советской Армии, морской пехоты ВМФ, пограничных и внутренних войск в середине 1980-х годов. Впервые на военном параде в Москве они были показаны 7 ноября 1987 года.





БТР-80 применялись советскими войсками в Афганистане, использовались практически во всех «горячих» точках на территории и СНГ. Бронетранспортеры БТР-80 различных модификаций используются Российской Армией в Чечне и Таджикистане. Они состояли на вооружении российских контингентов сил ООН в Боснии и Косове.

БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии (20 единиц), Венгрии (245), Турции (100), Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш (78) и Сьерра-Леоне. По непроверенным данным, 60 машин поставлено в Алжир и 10 - в КНДР.

Шаги по модернизации БТР-80 предпринимаются и за рубежом. В частности, на Украине серийно выпускается (или переделывается из БТР-80) бронетранспортер БТР-94, вооруженный двумя 23-мм пушками (по другим данным, - 14,5-мм пулеметами КПВТ) в оригинальной башенной установке. В вооруженные силы Украины поступило 90 таких машин, еще 50 в 2003 году было продано Иордании. Правда, недавно Иордания передала все эти БТРы Ираку, возможно, по причине их низкого качества, о котором сообщалось в печати.

Более удачной конструкцией оказался бронетранспортер Guardian - версия БТР-80, оснащенная дизельным двигателем Deutz BF6M1015 мощностью 326 л.с. и автоматической трансмиссией Allison MD3066.









На машине размещен боевой модуль «Шквал» с 30-мм автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя» и двумя ПТУР. На вооружение морской пехоты Объединенных Арабских Эмиратов поступило 90 таких машин.

БТР-80 - последний серийный вариант обширного семейства отечественных бронетранспортеров. С сожалением нужно признать, что за прошедшие с момента создания БТР-60 годы в его конструкции мало что изменилось. Спустя 40 с лишним лет на вооружение Российской Армии поступает машина, мало чем отличающаяся от БТР-60ПБ. Кардинальные изменения затронули только моторно-трансмиссионный блок, все остальное модернизировано, конечно, но, по большому счету, осталось прежним. Машина, безусловно, надежная, маневренная, с отличной проходимостью, к тому же плавающая.

А вот то, что больше всего, по мнению автора, нуждалось в пересмотре - компоновка, - так и осталось без изменений. У так называемого «активного размещения десанта», конечно, много достоинств, но такая компоновка больше подходит для боевой машины пехоты, имеющей несколько иной круг задач.





Как это следует из договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), подписанного в Вене в 1990 году, термин «бронетранспортер» означает «боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную для транспортировки боевого пехотного отделения, которая, как правило, вооружена встроенным или штатно устанавливаемым оружием калибра менее 20 мм». Вот так - для транспортировки, а не для ведения боя не спешиваясь. Последнее относится уже к термину «боевая машина пехоты», которая «обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под прикрытием брони». Но именно желание обеспечить эту возможность ярко прослеживается в конструкции рассматриваемых советских бронетранспортеров, достигая апогея у БТР-80 с шаровыми установками для ведения огня из автоматов, вдобавок расположенными таким образом, чтобы огонь сосредотачивался в передней полусфере. Под категорию боевых машин пехоты при подписании ДОВСЕ БТР-80 не попал исключительно из-за своего вооружения, калибр которого был меньше 20 мм, а вот БТР-80А уже подпадает.

Деление машин по назначению и годовые нормы их эксплуатации.

БТВТ в зависимости от предназначения подразделяется на бронетанковое вооружение и бронетанковую технику

БТВ: танки, БТР, БМП

БТТ: МТО, тягачи,БРЭМ

В группу боевых машин входят танки, БМП, БМД, БТР, базы этих машин, используемые для установки (монтажа) других видов ВиТ. В эту группу входят все командирские машины и машины управления. В ней содержатся только новые и капитально отремонтированные машины, технически исправные, укомплектованные положенным оборудованием и ЗИП, с установленным неснижаемым ресурсом до очередного ремонта.

Машины боевой группы содержатся большую часть времени на хранении, периодически, обычно не более двух раз в год, в соответствии с планами боевой подготовки снимаются с хранения и используются на тактических учениях.

В группу учебно-боевых машин входят машины, выделяемые из боевой группы в соответствии с положением «О порядке эксплуатации БТВТ в мирное время для повседневной подготовки войск».

Количество машин в учебно-боевой группе определяется на основании расчёта потребностей в машинах, необходимых для обеспечения выполнения программы боевой подготовки войск.

В группу учебно-боевых машин выводятся боевые машины с наибольшей наработкой, более раннего выпуска, а также имеющие худшее техническое состояние. Машины этой группы используются для подготовки экипажей и проведения тактических учений подразделений. Использование учебно-боевых машин организуется с расчётом обеспечения постоянной боевой готовности.
Не менее 60 % машин учебно-боевой группы должны иметь запас ресурса
не менее 1 000 км до очередного ремонта.

В группу строевых машин входят подвижные средства технического обслуживания и ремонта БТВТ, танковые тягачи, БРЭМ,МТО. В ней содержатся новые и капитально отремонтированные, технически исправные, с установленным неснижаемым ресурсом до очередного ремонта. Находятся на хранении. Используются для обеспечения тактических учений частей и соединений, занятий по преодолению водных преград, а также для обеспечения противопожарных мероприятий.



В группу учебно-строевых машин выделяются машины этого же типа, используемые в ремонтных частях и подразделениях для подготовки специалистов и обеспечения эксплуатации БТВТ.

В группах боевых и строевых машин содержатся только новые и капитально отремонтированные, технически исправные, укомплектованные положенным оборудованием и ЗИП машины, с установленным неснижаемым ресурсом:

Танки; БМП; БРЭМ – 3 500 км;

БТР; – 10 000 км.

Порядок монтажа ведущего колеса Т-72.

1. Протереть насухо шейку вала бортовой передачи, внутренний конус и установить его на вал бортовой передачи.

2. Обильно смазать неокрашенные поверхности лабиринта, шлицы ведущего колеса и вала бортовой передачи смазкой Литол 24

3. Зачалить ведущее колесо и установить на вал

4. Протереть насухо наружный конус, установить на вал бортовой пере- дачи и обстучать его до плотной посадки. Заполнить отверстия в на- ружном конусе замазкой ЗЗК-3у, а вал бортовой передачи – смазкой литод 24

5. Надеть резиновое кольцо на пробку крепления ведущего колеса. Сма- зать резьбу и торец пробки смаз- кой. Установить зубчатую шайбу на штифты специального ключа к пробке ведущего колеса

6. Ввернуть пробку в вал бортовой передачи и затянуть ее специаль- ным ключом, контролируя, чтобы отверстия под болты в зубчатой шайбе совпадали с отверстиями в ступице ведущего колеса

7. Установить зубчатую шайбу и закрепить ее болтами с пружинными шайбами

8. Надеть на пробку смазочного отверстия прокладку и завернуть ее до упора. Зашплинтовать пробку проволкой

Билет 26 1. Боевые и технические характеристики БМП-2.

Параметры БМП-2
Общие данные
Масса в боевом снаряжении, т 14+2%
Экипаж, чел. 3 (7)
Высота общая, мм
Клиренс, мм.
Вооружение:
Пушка: 2А42
Калибр, мм.
Скорострельность, выс/мин. 200-300
Дальность прямого выстрела, м БПК/КУМ.
Наибольшая прицельная дальность, м
Пулеметы: ПКТ
Спаренный с пушкой ПКТ, мм. 7,62
Сигнальный пистолет, мм.
Боекомплект:
- пушечных выстрелов, всего (АЗ), шт.
- патронов к ПКТ, шт.
- патронов к бортовому ПК, шт.
- гранаты для РПГ-7, шт.
- ручные гранаты Ф-1, шт.
- патронов к сигнальному пистолету
Подвижность и проходимость:
Скорость движения, км/час:
- средняя по грунтовой дороге 40-50
- максимальная по шоссе
- на плаву
Запас хода:
- на основных топливных баках, км. До 600
- емкость топливных баков, л.
Преодолеваемые препятствия:
- max угол подъема, град.
- ширина рва, м. 2,5
- высота стенки, м. 0,7
- глубина брода плав.
- водные прег. С ОПВТ шир/глуб, (м) плав.
Силовая установка:
- марка двигателя УТД-20С1
- тип двигателя диз
- мощность двигателя, квт/л.с.
Специальное оборудование:
- система защиты от ОМП ПАЗ
- противопожарное оборудование ППО
-средства маскировки ТДА
- оборудование для подводного вождения плав.

Общее устройство ходовой части БТР-80.

Ходовая часть БТР-80 выполнена по колёсной формуле 8x8 с двумя парами передних управляемых колес. Подвеска машины - независимая, рычажная, торсионная, с телеско­пическими амортизаторами двухстороннего действия. Колёса с разъёмным ободом. Ши­ны КИ-80Н - бескамерные, толстостенные, пулестойкие, с регулируемым давлением. До­пускают кратковременное движение без избыточного давления. БТР оборудован систе­мой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Рабочее давление - 50-300 кПа. БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или двух колёс. Тормозные системы: рабочая (действует на все 8 колёс), стояночная (дейст­вует на трансмиссию), противоскатное устройство (стопорит трансмиссию).

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого одновального водомётного движителя с четырёхлопастным гребным винтом. Выходное окно водомёта при движе­нии по суше закрывается броневой заслонкой: при движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода и созданию тяги заднего хода или тормозной силы на воде. Для управления бронетранспортёром на воде используются пе­редние управляемые колёса машины и водяные рули, расположенные в коробе агрегата управления машиной на плаву.

К середине 50-х годов значительно возросли требования к бронетранспортерам: они не должны были уступать танкам по проходимости, что позволяло бы мотопехоте не только сопровождать танковые подразделения, но в ряде случаев и идти впереди них. Во многих странах столь жесткие требования привели к полному переходу на гусеничные бронетранспортеры (например, в США). Однако возможности колесных бронированных машин еще не были исчерпаны полностью.

В Советском Союзе за решение этой задачи в конце 1950-х годов на конкурсной основе взялся ряд конструкторских коллективов. В рамках конкурса был создан плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153: с колесной формулой 6х6, полностью закрытым корпусом, торсионной подвеской, передними и задними управляемыми колесами. Движение на плаву у этой 10-тонной машины обеспечивалось за счет водометного движителя.

Макетный образец бронетранспортера представили брянские машиностроители. Эту восьмиколесную боевую машину, вооружить которую предполагалось 73-мм пушкой, часто именуют колесной боевой машиной пехоты. К главным ее особенностям можно отнести гидропневматическую подвеску, позволявшую изменять клиренс более чем на 300 мм.

Наиболее же удачным оказался бронетранспортер "49", созданный в КБ ГАЗа. В 1959 году машину приняли на вооружение Советской Армии, а с 1961 года началось серийное производство бронетранспортеров, получивших армейское обозначение БТР-60П.

Открытый сверху корпус БТРа сваривался из катаных броневых листов. Для защиты от атмосферных осадков имелся брезентовый тент. Пулемет СГМБ калибра 7,62 мм (боекомплект 1250 патронов) устанавливался на станке, закрепляемом на кронштейнах: в походном положении - на лобовом листе, в боевом - на бортовых или лобовых листах.

Силовая установка включала два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-40П, мощностью по 90 л.с., установленных параллельно в корме. Каждый из двигателей через свою двухступенчатую раздаточную коробку приводил два ведущих моста. Все колеса оснащались независимой торсионной подвеской и системой регулирования давления воздуха в шинах.

В 1963 году появился модернизированный БТР-60ПА с полностью герметичным, закрытым сверху корпусом вместимостью 12 человек. Для выхода десанта имелись 4 верхних люка с бронекрышками. В 1965 году на БТР-60ПА-1 были применены усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи.

В том же году появился и вариант БТР-60ПБ. Главным отличием последнего стала коническая башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм (боекомплект 500 патронов) и 7,62-мм ПКТ (2000 патронов). Кроме того, БТР-60ПБ имел новые приборы наблюдения; был заменен на более совершенные ряд агрегатов силовой установки. Все машины серии БТР-60 оснащались радиостанциями Р-113 или Р-123.

Эти бронетранспортеры длительное время состояли на вооружении Советской Армии и ВМФ СССР (морская пехота). В ряде частей их можно встретить и поныне.

В 1972 году в том же КБ был создан бронетранспортер БТР-70; спустя четыре года началось его серийное производство.

БТР-70 являлся модернизацией бронетранспортера БТР-60ПБ. Основные отличия его состояли в следующем:

установлены более мощные 8-цилиндровые карбюраторные (опять-таки) двигатели ГАЗ-66 мощностью по 115 л.с. каждый; изменено размещение десантников, которые развернулись лицом к бортам, что позволяло им вести огонь со своих мест; вырезаны нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных отсеках; поставлена автоматическая система ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая давала возможность при выходе из строя одного двигателя работать на исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшилась на 185 мм. Вооружение осталось таким же, как на БТР-60ПБ.

БТР-80А

В передней части корпуса размещены сиденья водителя и командира, за ними - сиденья десантника и стрелка. В десантном отделении параллельно бортам расположены два продольных сиденья на шесть десантников. Для стрельбы из личного предусмотрены 7 лючков, закрытых броневыми крышками.

Кроме основного вооружения, установленного в башне, и штатного оружия мотострелкового отделения, внутри БТР-70 в укладках перевозятся: два автомата Калашникова, два переносных ЗРК 9К34 "Стрела-3", один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя".

Движение на плаву осуществляется за счет водометного движителя. На БТР-70 смонтирована радиостанция Р-123М.

Машины последних выпусков имели башни, допускающие большой угол вертикального наведения вооружения. БТР-70 с такой башней принимали участие в параде 7 ноября 1986 года в Москве.

Бронетранспортеры БТР-70 поступали на вооружение Советской Армии, а также ННА ГДР и афганских правительственных войск. В настоящее время эти боевые машины имеются в составе армий почти всех стран СНГ.

С учетом опыта боевого применения колесных бронетранспортеров в Афганистане был разработан бронетранспортер БТР-80. С 1984 года эта боевая машина выпускается серийно.


По общей компоновке БТР-80 сходен со своим предшественником. Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем размещены рабочие места командира машины и механика-водителя. Тут же установлены смотровые приборы, обеспечивающие наблюдение и вождение машины днем и ночью, щиток контрольно-измерительных приборов, органы управления, радиостанция, аппарат переговорного устройства.

Силовое отделение находится в задней части корпуса и изолировано от боевого герметичной перегородкой. В нем размещены двигатель со сцеплением и коробкой передач, представляющие единый силовой блок, водяные и масляные радиаторы, теплообменники, маслоохладитель коробки передач, предпусковой подогреватель двигателя, водометный движитель, водооткачивающий насос, фильтровентиляционная установка, топливные баки, генераторы и другое оборудование.

Двигатель - КамАЗ-7403, восьмицилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров, турбокомпрессорным наддувом, мощностью 260 л.с. (191 кВт). Применение высокоэкономичного дизеля позволило увеличить по сравнению с БТР-70 запас хода фактически без увеличения объема основных топливных баков. Отпала необходимость и в дополнительных емкостях.

Украинский БТР-80


БТР-80А на Нижегородской ярмарке

Более высокий крутящий момент двигателя дал возможность повысить среднюю скорость движения машины.

Конструкторы позаботились о повышении боеготовности бронетранспортера в холодное время года. Так, при температуре окружающего воздуха от -5°С до -25°С двигатель прогревается предпусковым подогревателем с использованием электрофакельного устройства. Воздух также подогревается факелом пламени, образующимся от сгорания во впускных трубопроводах дизельного топлива во время стартерной прокрутки и начальной работы двигателя до выхода его на устойчивый режим.

При преодолении водных преград, чтобы не допустить попадания воды в двигатель, устанавливаются высокие воздухозаборные трубы.

Использование на БТР-80 одного двигателя повлекло за собой значительные изменения трансмиссии. Механическое усилие через фрикционное сухое двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на пятиступенчатую трехходовую коробку передач. Вторая, третья, четвертая и пятая передачи снабжены синхронизаторами.

Крутящий момент с коробки передач через промежуточный карданный вал передается на раздаточную коробку, которая выполнена двухступенчатой, с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока: на первый - третий и на второй - четвертый мосты. Предусмотрена принудительная блокировка межосевого дифференциала для тяжелых дорожных условий (причем включение понижающей передачи и блокировка межосевого дифференциала происходят только при включенных передних мостах). А чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента.

От раздаточной коробки отбирается также мощность на водометный движитель и лебедку. На коробке установлены два тормозных механизма стояночной тормозной системы трансмиссионного типа.

Оригинальная конструкция раздаточной коробки позволяет использовать в БТР-80 с незначительными изменениями многие узлы и детали его предшественника, в том числе ведущие мосты, подвеску, рулевое управление, рабочие тормоза и др.

Высокая подвижность БТР-80 обеспечивается мощным двигателем, приводом на все восемь колес, их независимой торсионной подвеской, большим клиренсом, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, благодаря чему он способен следовать за танками, с ходу преодолевать окопы и траншеи шириной до 2 м.

Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает высокую проходимость по бездорожью, сравнимую с гусеничными машинами.

Кроме того, БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или даже двух колес. Машина не пострадает при наезде на пехотную мину, но и при подрыве на противотанковой мине сохраняет подвижность, так как энергия взрыва повреждает, как правило, одно из восьми колес.

В башне и средней части корпуса бронетранспортера находится боевое отделение. Штатное вооружение машины составляют 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. В башенной установке размещены также дневной прицел, два смотровых прибора и ручные приводы механизмов наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Наводчик находится на подвесном сиденье под башней.

Прицельная дальность стрельбы по наземным целям из пулемета КПВТ достигает 2000 м, из ПКТ - 1500 м. Стрельба по низколетящим малоскоростным целям может вестись из пулемета КПВТ на дальностях до 1000 м, при этом максимальный угол возвышения установки-60. Скорострельность КПВТ-500-600 ВЫСТР./МИН, ПКТ-700-800 выстр./мин, соответственно боекомплект - 500 и 2000 патронов в лентах, уложенных в патронных коробках.

Огневые возможности БТР-80 усиливаются благодаря тому, что боевой расчет может вести огонь из личного оружия непосредственно из машины. С этой целью БТР оборудован семью амбразурами с шаровыми опорами и приборами наблюдения по бортам корпуса для стрельбы во фронтальном и фланговом направлениях и двумя на крыше - для стрельбы по высокорасположенным целям. Из двух амбразур можно вести огонь из пулеметов, а из двух люков, расположенных на крыше, метание гранат, стрельбу-из ручных гранатометов и зенитно-ракетиых комплексов типа "Стрела" и "Игла". Для постановки дымовых завес имеется шесть установок для запуска дымовых гранат ЗД6.

Экипажу и десанту созданы все условия для выполнения ими боевых задач. Герметичный корпус, выполненный из стальных броневых листов, с дифференцированными углами наклона, надежно защищает боевой расчет от пуль калибра 7,62 мм, осколков снарядов, а лобовая броня благодаря ее форме - и от пуль калибра 12,7 мм.

БТР-80 в Сербии, 1996 год


Фильтровентиляционная установка осуществляет очистку забираемого наружного воздуха от пыли, радиоактивных и отравляющих веществ и подает его в обитаемое отделение.

Экипаж и десант машины благодаря наличию четырех люков, расположенных в крыше корпуса, а также двум двустворчатым дверям на правом и левом бортах машины может быстро осуществлять и посадку, и высадку. Нижняя створка двери при открывании образует подножку, благодаря чему посадка и высадка могут производиться в движении.

Бронетранспортер оснащен УКВ-радиостанцмей Р-123М для внешней связи и переговорным устройством Р-124 -для внутренней. В последнее время на БТР-80 устанавливаются более современная танковая радиостанция Р-163 и переговорное устройство Р-174.

Бронетранспортеры БТР-80 активно использовались в ходе боевых действий в Афганистане. Сейчас они состоят на вооружении в Российской Армии, Внутренних войсках и морской пехоте. БТР-80 снискала репутацию высококлассной машины, способной эффективно решать задачи в любых климатических и дорожных условиях.

На базе БТР-80 разработана целая гамма машин различного назначения: командирский бронетранспортер БТР-80; самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона СВК", поступающее в войска с 1990 года; бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, принятая на вооружение в начале 1993 года,"разведывательная химическая машина РХМ-4; унифицированное шасси для командно-наблюдательных машин командиров артиллерийских батарей и дивизионов.

Конструкторы, учитывая многолетний опыт эксплуатации, а также постоянно возрастающий круг решаемых задач, разработали и в 1994 году поставили на производство бронетранспортер БТР-80А.

В новой боевой машине сохранены все лучшие качества БТР-80 - высокая подвижность, проходимость, живучесть и существенно повышена огневая мощь.

Машина вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В ней размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет (ПКТ) с углами наведения 360 ° по горизонтали и от -5° до +70° по вертикали.

Пушка и спаренный с ней пулемет устанавливаются снаружи башни, что позволило увеличить объем подбашенного пространства, повысить удобство работы оператора, уменьшить шум и исключить загазованность обитаемых отделений при стрельбе.

Питание пушки и пулемета - ленточное из магазинов, закрепленных в нижней части башни. Боекомплект пушки - 300 патронов (уложен в 2 лентах: одна - с осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) и осколочно-трассирующими (ОТ), а другая -с бронебойно-трассирующими (БТ) снарядами). Боекомплект пулемета - 2000 патронов в одной ленте. Патроны с ОФЗ и ОТ снарядами предназначены для стрельбы по наземным и воздушным целям, а патроны с БТ снарядами - для поражения бронированных целей и огневых точек.

Наведение пушки и пулемета в цель осуществляется с помощью дневного прицела 1 ПЗ-9 и ночного ТПНЗ. Прицельная дальность стрельбы из пушки днем снарядом БТ - до 2000 м, ОФЗ - до 4000 м, ночью - не менее 800 м.

На рабочем месте оператора размещены органы управления механизмами перезаряжения, спуска, предохранителя, смены подачи пушки (ОФЗ или БТ), стопорными устройствами, смотровыми приборами. Здесь же расположен пульт, позволяющий задать темп стрельбы пушки: одиночный, малый (200 выстрелов в минуту) и большой (не менее 330 выстрелов в минуту). Таким образом, в зависимости от оперативной обстановки, характера и вида целей оператор может выбрать тип боеприпаса (ОФЗ или БТ) и режим ведения огня.

Боевая масса машины возросла незначительно и составляет 14,5 т. Высота увеличилась до 2800 мм. Все остальные характеристики остались как у БТР-80.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-80
Боевая масса, т.................... 13,6
Экипаж, чел. ......................... 10
Габаритные размеры, мм:
длина.............................. 7650
ширина............................. 2900
высота............................. 2350
клиренс............................. 475
Макс. скорость, км/ч:
на шоссе............................. 80
на плаву...............................9
Запас хода:
по шоссе, км........................ 600
на плаву............................. 12

Работы, выполняемые при техническом обслуживании трансмиссии:

При ТО -1

Масло должно покрывать указатель до отметки В (рис.3.43). Если уровень масла окажется нижеуказанной отметки, то долить масло через заправочную горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи.

Проверка уровня масла в картере раздаточной коробки

Для проверки уровня масла:

– поднять левое многоместное сиденье и закрепить его ремнем;

– вывернуть указатель уровня масла и протереть его ветошью;

Вставить указатель до упора в картер и замерить уровень масла по рискам предельных уровней на стержне указателя (рис.3.44). При необходимости дозаправки масла в картер раздаточной коробки снять крышку сапуна и залить масло до уровня верхней риски на стержне указателя уровня масла.

Проверка уровня масла в мостах

Уровень масла в первом, втором и третьем мостах проверять Г-образным ключом квадратного сечения, на котором нанесены риски предельных уровней масла (рис. 3.45).

Уровень масла в четвертом мосту проверять тем же Г-образным ключом через отверстие в картере моста, заглушаемое конической пробкой и расположенное около фланца картера моста.


Рис. 3.45 Проверка уровня Рис. 3.46. Проверка уровня

масла в 1-м, во 2-м и в 3-м мостах масла в 4-м мосту

Проверка уровня масла в колесных редукторах

При ТО -2

Замена масла в коробке передач

Для замены масла:

– вывернуть пробку 5 , расположенную в днище корпуса машины под пробками сливных отверстий картера коробки передач (рис.3.48), и подставить емкость для сливаемого масла;

– отвернуть сначала пробку, а затем магнитную пробку и слить масло в подставленную емкость;

– очистить магнитную пробку от грязи и металлических частиц;

– завернуть пробки в сливные отверстия картера КП и пробку 5 в днище корпуса машины;

– залить свежее масло до метки В указателя уровня (рис.3.49) и завернуть пробку заправочной горловины.

Рис. 3.48 Рис. 3.49

Замена масла в раздаточной коробке

Для замены масла:

– вывернуть три пробки 4 в днище машины под сливными отверстиями картера (рис.3.50) РК и поставить емкости для сливаемого масла;

– отвернуть пробки под правым и левым приливами и магнитную пробку в центральной части нижней половины картера РК и слить масло.

– очистить и промыть магнитную пробку;

– завернуть все пробки в картере раздаточной коробки и в днище.

– поднять многоместные сиденья и закрепить их ремнями;

– снять крышку сапуна с маслоналивного патрубка;

– залить масло до уровня верхней риски указателя уровня масла;

Рис. 3.50 Раздаточная коробка

Замена масла в мостах

– поставить крышку сапуна и завернуть указатель уровня масла.

Во избежание завертывания указателя не по резьбе необходимо сначала завернуть его на 2–3 нитки вручную, после чего затянуть ключом.

Для замены масла в мостах:

– открыть заглушки в полу над пробками заправочных отверстий первого, второго и третьего мостов, очистить пробки от пыли и грязи и вывернуть их поочередно;

– очистить и вывернуть пробки 17,2,14,8 (рис. 3.51) в днище под сливными отверстиями всех мостов;

– вывернуть поочередно пробки сливных отверстий из картеров мостов, предварительно поставив под них емкость, и слить масло;

– завернуть пробки сливных отверстий, а зятем и пробки в днище корпуса;

– залить масло через заправочные отверстия картеров первого, второго и третьего мостов до верхней риски ключа, а в четвертый мост – через отверстие, заглушаемое конической пробкой, до верхней риски того же ключа;

– завернуть пробки заправочных отверстий первого, второго и третьего мостов, закрыть отверстия в полах заглушками и завернуть пробку заправочного отверстия четвертого моста.

Рис. 3.51 Рис. 3.52

Смазка подшипника муфты выключения сцепления

Контрольные вопросы

1. Состав силовой передачи БМП-2.

2. Назначение, техническая характеристика, общее устройство главного фрикциона и его привода.

3. Назначение, техническая характеристика, общее устройство коробки передач БМП-2 и её привода.

4. Назначение, техническая характеристика, общее устройство планетарных механизмов поворота (ПМП) БМП-2 и приводов управления ПМП.

5. Три свойства планетарного ряда.

6. Назначение, техническая характеристика, общее устройство остановочных тормозов и стояночногоьтормоза БМП-2.

7. Назначение, техническая характеристика, общее устройство системы смазки и гидроуправления силовой передачи БМП-2.

8. Назначение, техническая характеристика, общее устройство бортовой передачи БМП-2.

9. Состав трансмиссии БТР-80.

10. Назначение, техническая характеристика, общее устройство сцепления БТР-80.

11. Назначение, техническая характеристика, общее устройство коробки передач БТР-80.

12. Назначение, техническая характеристика, общее устройство раздаточной коробки БТР-80.

13. Назначение, техническая характеристика, общее устройство ведущих мостов БТР-80.

14. Назначение, техническая характеристика, общее устройство колесных редукторов БТР-80

Загрузка...